КОММОД

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОММОД
161 — 192 гг.) — римский император, царствовавший между 180—192 гг., сын Марка Аврелия и Фаустины. Он вступил напрестол, едва достигнув двадцатилетнего возраста. Царствование его отличалось крайней жестокостью и развратом. Добиваясь рукоплесканий толпы, сражался с дикими зверями в амфитеатре. Был задушен.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

КОММОД
Луций Элий Аврелий (Lucius Aelius Aurelius Commodus; в 180 изменил имя на Марк Коммод Антонин Август) (31. VIII.161 - 31.XII.192) - рим. император с 180, старший сын Марка Аврелия. В 176-180 - соправитель отца. Заключил в 180 мир с германцами. Управлял через своих приближенных, ведя открытую борьбу с сенаторским сословием. В поисках популярности в массах К. принял эпитет "Рим. Геркулес", переименовал Рим в "Колонию-Коммодиану" и выступал в цирке в качестве гладиатора. Убит заговорщиками из числа своих придворных.

Лит.: Garzetti A., L´impero da Tiberio agli Antonini, Bologna, 1960, p. 551-76.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Коммод
М. Аврелий К. Антонин (31. 08. 161 — 31. 12. 192), рим. император с 17. 0З. 180, сын Марка Аврелия и Фаустины (2). Уже в 166 был провозглашен цезарем, а в 177 — августом и соправителем. Вступив на императорский престол, К. поспешил заключить мир с маркоманами, квадами и сарматами, отказавшись от агрессивной политики его предшественников в придунайских районах; одновременно им были подавлены многочисл. восстания в пров. Британии, Галлии, Германии и Африке. В период своего правления К. всецело опирался на рим. армию и поручил управление государством преторианским префектам и своим фаворитам. Он покончил с благосклонной к сенату прежней политикой отца, требовал своего обожествления, участвовал в боях гладиаторов, всемерно поощрял распространение ближневост. культов и стремился к установлению неогранич. самодержавной монархии. Кровавое подавление заговора в 183 и становившаяся все более очевидной жестокость К. (в особенности с 191) привели к образованию враждебной ему оппозиции со стороны сената. В 192 любовница К. Марция, вольноотпущенник Эклект и преторианский префект Лет, узнав случайно, что К. решил их казнить, убили его. Сенат одобрил их поступок и объявил К. врагом отечества. К. был последним императором из династии Антонинов.

Источник: Словарь античности. 1989

КОММОД
   • Comm?dus,
         L. Aelius Aurelius, сын Марка Аврелия от Фавстины, родился в Ланувии 31 августа 161 г. от Р. X. хотя другие считают его сыном Фавстины от гладиатора. Lampr. Сотт. 1. Уже в 166 г. он получил титул цезаря, затем в 172 г. прозвание Германика, вероятно, в то время, когда он сопровождал отца своего в Германию. В 175 г., 14 лет от роду, он был с отцом в походе на восток, против Авидия Кассия. Lampr. Сотт. 2. В 176 г. он сделался императором; в 178 г. женился на Криспине и выступил с отцом в поход против вторгшихся в империю германцев и сарматов. Sio Cass. 71, 22. 33. Capitol. M. Ant. 27. В походе Марк Аврелий внезапно скончался, и К. без затруднения наследовал ему. Стремясь к роскошной жизни в Риме, он заключил с германцами унизительный мир (Dio Cass. 72, 2. Lampr. Сотт. 3) и возвратился в Рим. Здесь он всецело предался своим низким наклонностям и страсти к жестокости и, имея робкий и слабый характер, совершенно подчинился влиянию дурного общества и своих любимцев. Хотя один его любимец, Антерот, был убит, зато другой — Переннис занял его место и тиранствовал над императором и империей до самой смерти (186 г.). Впрочем, Переннис старался поддержать дисциплину в войске и являл себя бескорыстным, т. к. не искал богатств. Его погибель была вызвана его строгостью: он был убит людьми, подосланными из войска, находившегося в Британнии. Преемником его в качестве министра был Клеандр. Dio Cass. 72, 9 сл. Herod. 1, 8. Первоначально Клеандр был вольноотпущенником. Император между тем предавался своей страсти к играм, на которые тратил большие суммы и на которых не стыдился выступать сам в роли гладиатора. Herod. 1, 15. Lampr. Сотт. 8. Такое поведение императора и бесчеловечный произвол Клеандра подорвали в римлянах всякое уважение к К., и за свою чрезмерную жестокость он был убит 31 декабря 192 г., в то время как он только лишь приговорил к смерти назначенных консулов; народ не хотел пощадить даже его трупа. Lampr. Сотт. 17. Dio Cass. 72, 22. ср. Z?rcher, Commodus, в B?dingers Untersuchungen zur r?m. Kaisergeschichte (1868), I, стр. 223-263.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

КОММОД
Коммод (Луций Аврелий) (180—92 гг.), старший сын Марка Аврелия и Фаустины Младшей, родился в Ланувии в 161 г. и получил имя в честь соправителя отца, Луция Вера Коммода. В 166 г. его провозгласили Цезарем. В 175 г. Авидий Кассий, поднявший на Востоке восстание против Аврелия, намечал прорваться в Италию и захватить мальчика, но был убит прежде, чем смог это сделать. Вместе с отцом Коммод принял титулы Император, Германик и Сарматский и получил полномочия трибуна, а в 177 г. —звание Августа. Надпись на бронзовом медальоне провозглашала отца и сына основателями династии (PROPAGATORIBVS IMPERII). После смерти Аврелия (в 180 г.) Коммод стал единоличным императором, сменив имя на Марк Аврелий Коммод, причем за последнее столетие он первый унаследовал трон от отца. Вступив на престол, Коммод (по-видимому, по совету управляющего двором вифинянина Саотера) отказался от завершения захвата новых территорий, успешно начатого отцом. Он рассудил, что потребности этих операций превосходят возможности Империи, и, вероятно, был прав. К тому же он пришел к соглашению с маркоманнами, включавшему ряд условий их мирного поведения, которое более чем удовлетворяло требования консерваторов. Затем Коммод немедленно возвратился в Рим и сразу объявил о раскрытии заговора с участием его родной сестры Аннии Луциллы (а также ее приемного племянника, бывшего консула Марка Уммидия Квадрата): после смерти мужа, Луция Вера, Анния вышла замуж за Тиберия Клавдия Помпеяна из Антиохии, дважды избиравшегося консулом и считавшегося возможным наследником трона. Племяннику последнего, Квадрату, было поручено нанести смертельный удар императору, но его схватили, едва он обнажил оружие. Их обоих казнили, а Луциллу сослали на Капри, где она вскоре умерла. Кроме того, Коммоду сообщили, что в заговоре замешан Таррутений Патерн —ведущий военный юрист, сопрефект претория, занимавший этот пост со времен предыдущего правителя. Его тоже умертвили. К этим действиям императора побудил Тигидий Перенн — сопрефект Патерна, который отныне стал единственным начальником гвардии и самым влиятельным человеком Империи, поскольку Коммод охотно оставил в его руках полный контроль за деятельностью правительства. Никогда прежде префект претория не получал столь огромной власти, ему удалось удерживать бразды правления в течение трех лет. Мнения о его качествах, как человека и руководителя, сильно расходились. Дион Кассий относился к нему весьма одобрительно, но, возможно, причиной тому было личное отношение историка (в ту пору начинавшего свою карьеру) к префекту; с другой стороны, Historia Augusta показывает его скупцом и деспотом. Перенн пытался сохранить свое положение, устранив управляющего императорским двором Саотера и назначив двух своих сыновей на ключевые посты военных наместников Паннонии. Однако, в конце концов, представители британских армий донесли Коммоду о посягательстве префекта на трон, вследствие чего гвардейцам было приказано зарубить своего начальника Перенна и одновременно прикончить его жену, сестру и сыновей. В честь такого «избавления» Коммод принял титул «Феликс». Вольноотпущенник Марк Аврелий Клеандр, которому приписывали «честь удара», за два года коренным образом изменил ситуацию в претории и стал наиболее влиятельным советником императора. Два сопрефекта находились в подчиненном положении, а император пожаловал ему беспрецедентный титул «Кинжал» (a pugione), что было равносильно назначению на пост министра безопасности. Возведенный в поистине исключительный ранг, Клеандр по могуществу превзошел даже Перенна. Однако, в конце концов, он был свергнут начальником государственного снабжения зерном (praefectus annonae), который загодя искусственно и очень осторожно создал недостаток продовольствия в столице, а затем (в 190 г.) по его подстрекательству гарнизон и толпа обвинили в этой беде Клеандра и расправились с ним. Коммод не только ничего не сделал для спасения префекта, но и, по-видимому, способствовал его падению. Еще в самом начале царствования Коммода племена Каледонии (впервые!) прорвались через стену Антонина. Они опрокинули римское войско и захватили южную часть Шотландии. Коммод поручил главному наместнику в Британии, суровому и требовательному Ульпию Марцеллу, подавить восстание, с чем тот успешно справился, проведя три решительные кампании, и восстановил разрушенные укрепления. Однако вскоре в гарнизонах провинции вспыхнул мятеж. В Испании и Галлии тоже началась партизанская война, предводителем которой стал дезертир по имени Матерн. То были трудные для армии времена, поскольку повсюду в Европе к солдатам относились как к захватчикам и агентам тайной военной полиции. В самом Риме резкие перемены в высших эшелонах власти сеяли смерть, несли угрозу всему сенаторскому сословию. Император подвергал сенаторов серьезным преследованиям, пополняя казну (которую сам же совершенно опустошил) за счет отобранной у них собственности. К тому времени у него усилились проявления мании величия: он зашел столь далеко, что даже объявил Рим своей личной колонией, переименовав его в Коммодиану, подобные переименования были уготованы римским легионам, новой африканской флотилии для перевозки зерна, городу Карфагену и даже запуганному сенату Рима. Наконец, новый префект претория Квинт Эмилий Лет — пожалуй, первый уроженец Северной Африки на этом посту —решил, что Коммод стал совершенно невыносимым; любовница императора Марция и управляющий двором Эклекг поддержали его. На тот случай, если армия негативно отнесется к свержению династии Антонинов, заговорщики собирались заручиться поддержкой влиятельнейших лиц в администрациях провинций. Два соотечественника Лета —Септимий Север и Клодий Альбин —занимали посты наместников в Верхней Германии и Британии соответственно, а еще один близкий друг, Песценний Нигер, стал наместником в Сирии. Однако был еще и присоединившийся к заговору городской префект Пертинакс, выдвинувший свое условие: отдать ему императорский трон. В конце концов, в последнюю ночь 192 г. план убийства привели в исполнение: атлет Нарцисс, которого Коммод использовал в качестве партнера во время занятий борьбой, задушил императора. Пока сенат и простой люд стирали всякую память о Коммоде, разбивали его статуи и уничтожали надписи с его именем, Лет —хоть и был зачинщиком покушения —спас тело императора от надругательства толпы и тайно захоронил. Исполнение заговора было спровоцировано шокирующим намерением императора 1 января 193 г., в день празднования его вступления на пост консула, появиться на церемонии во главе процессии гладиаторов и в гладиаторском облачении. Коммод был одержим стремлением демонстрировать свою доблесть на арене. Дион Кассий, обязанный (как член сената) посещать такие представления, оставил язвительное описание этих «развлечений». Император собственноручно забивал животных, при этом сам Дион Кассий и его коллеги-сенаторы с трудом сдерживали усмешки. Во время выступлений императора на арене сенаторы должны были хором кричать: «Ты — бог, ты —первый, ты —самый удачливый из людей! Ты — победитель и всегда будешь победителем!» Подобно Александру Великому и многим персидским и парфянским царям, Коммод воображал себя царем-охотником. Монеты, изображавшие его повергающим льва, посвящались «Храбрости Императора» (VIRTVTI AVGVSTI), ибо бесстрашие императора на охоте символизировало военные победы, а поверженный зверь означал злые силы или врагов Империи. Более того, схватки со страшными хищниками по традиции связывали с именем мифического героя Геракла (его после смерти за славные подвиги боги приняли на небеса), образ которого, по мнению философов, заключал в себе многие из главных черт, свойственных просвещенной монархии. Коммод отождествлял себя с Гераклом. Кроме того, как указывал историк Геродиан, «он выпустил указ, чтобы его именовали не Коммодом, сыном Марка, а Геркулесом, сыном Юпитера. Отвергая обычные одеяния римских императоров, он облачался в львиную шкуру и подобно Геркулесу носил палицу... и присовокупил имя Геркулеса к своим званиям и титулам, восславлявшим его, как самого мужественного из людей». Эти сведения подтверждаются надписями на монетах, на которых попеременно и наравне изображались популярный герой и император (HERCVLES ROMANVS AVGVSTVS, HERCVLES COMMODIANVS), а Геракл провозглашался основателем «Колонии Коммодианы», как теперь назывался Рим. Титулы «победитель» и «непобедимый» (victor, invictus), которые с тех пор неизменно присоединялись к именам римских императоров, тоже подразумевали равенство Коммода с Гераклом и Александром Великим. Во всем этом можно усмотреть путаницу в мышлении императора. Коммод не только считал себя новым Гераклом, но и называл Геракла своим «другом и соратником» (HERCVLI COMITI). Впоследствии на римских монетах богов стали изображать именно в таком свете —то есть они выступали не как независимые существа, а как заступники и друзья римских императоров. В этом смысле римские боги стали предшественниками христианских святых; и это не случайно, поскольку правление Коммода, кстати, принявшего и титул Антонина «Пий» (святой), пришлось как раз на ту эпоху, когда традиционные олимпийские боги и богини, отождествлявшиеся с отдельными проявлениями божественного, оказались слишком многочисленными. Монеты, выпущенные во времена Коммода, провозглашали Юпитера главным среди богов (Exsuperator или Exsuperantissimus), и в этом нашел отражение глубинный процесс в развитии религии: мир подошел к рубежу, когда монотеизм христианства наилучшим образом стал соответствовать потребностям общества. Новые религиозные веяния эпохи, представлявшие столь резкий контраст с личными качествами Коммода, нашли отражение в произведениях искусства. Об этом свидетельствует, в частности, сохранившаяся до сей поры колонна Марка Аврелия, возведение которой было завершено именно в те времена и в рельефах которой заметно влияние перемен. Скульпторы отказались от батальных мотивов наподобие римских легионов, марширующих по спиральным рельефам колонны Траяна, заменив их пафосным повествованием о человечестве. Рассказ в камне о войнах Рима не только славил победителя; показаны целые сцены, полные ужасных трагедий и страданий, это даже вызывало сострадание к судьбе варваров. Их мир представлялся миром страха и ужаса; и скульпторы не преминули поместить изображение на сюжет рейнского чуда, спасшего римское войско от разгрома. Авторы скульптурных изваяний Коммода тоже обратились к новым подходам, применив причудливые элементы, свойственные барокко, при изображении невозмутимой, слегка надменной и зловещей красоты императора. Предпочтение отдавалось глянцевой поверхности, что свидетельствовало о появлении новых эстетических норм в скульптуре. Коммод, по словам Геродиана, был очень красивым мужчиной с переливающимися на солнце, словно пылающими светлыми кудрями, вдохновлявшими льстецов на сравнения с небесным сиянием. Однако, согласно Диону Кассию, он был простодушен и глуповат, что ставило его в зависимость от приближенных, которые склоняли его к жестокостям и распутствам.

Источник: Римские императоры. Биографический справочник правителей Римской империи 31 г. до н. э.— 476 г. н. э.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Писистрат и Коммод (миф о блаженном состоянии и политическая пропаганда в античности)

Рубцов Павел Владимирович
Статья посвящена проблеме соответствия возможностей использования мифа о блаженном прошлом политической пропагандой в различные периоды античной истории.
Читать PDF
0.00 байт

ИМПЕРАТОР КОММОД, ПАДЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Колоколова Наталия Сергеевна
Рассматривается проблема «падения Римской империи» события, изменившего развитие всей европейской цивилизации. И сегодня нет единства в понимании этого процесса.
Читать PDF
0.00 байт

Наследование власти после смерти Коммода

Оконь Данута
1 января 193 г. М.’ Aцилий Глабрион, консул 173 и 186 гг., потомок древней семьи консуляров встретил наибольший вызов в своей жизни: импрератор П. Гельвий Пертинакс вручил ему императорскую власть.
Читать PDF
0.00 байт

Экспедиция коммодора М. Перри в Тихий океан и начало американского проникновения на остров Тайвань в

Набока Александр Викторович
В статье исследуется политика США в отношении Тайваня в 50-е годы ХIХ в. Опираясь на опубликованные источники, автор показывает процесс изучения острова во время экспедиции коммодора М. Перри в Японию в 1852-1854 гг.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о роли Предводителя хора в коммосах Софокла

Барзах Зоя Анатольевна
Читать PDF
0.00 байт

Рыночный контекст живописи Густава Климта: к проблеме коммодификации

Никитина Анастасия Александровна
Статья посвящена философскому осмыслению социокультурных процессов в современном обществе, которые вносят новые формы взаимодействия человека и текста. На примере анализа художественных произведений Г.
Читать PDF
0.00 байт

Коммодификация искусства как новый тип рациональности

Никитина Анастасия Алексеевна
Рассматривается проблема коммодификации искусства на стыке духовных и экономических процессов в современном обществе. Выделяются характерные черты коммодификации искусства как нового типа рациональности.
Читать PDF
0.00 байт

Коммодификация семейных ситкомов: культурологический аспект

Маркова Арина Васильевна
В статье рассматриваются модели семейных отношений, транслируемых в семейных ситкомах на современном телевидении. Выявляется аспект их превращения в «товар потребления».
Читать PDF
0.00 байт

СЕЛФИ: МЕЖДУ ДЕМОКРАТИЗАЦИЕЙ МЕДИА И SELF-КОММОДИФИКАЦИЕЙ

Мартынов Кирилл
В статье обсуждается амбивалентный феномен селфи автопортретов, снятых на цифровую камеру и опубликованных в Сети.
Читать PDF
0.00 байт

Феноменология политической коммодификации: социально-философский анализ

Овруцкий Александр Владимирович
Политическая коммодификация рассмотрена как процесс экстраполяции потребительского механизма на политическую сферу.
Читать PDF
0.00 байт

Коммодификация интимных отношений на постсоветском пространстве: «Свидания за вознаграждение» в Росс

Сводер Крис , Бунич Екатерина Александровна, Стрелкова Ольга Владимировна, Сутормина Алёна Евгеньевна
Читать PDF
0.00 байт

От критики к аналитике: коммодификация жизненно важных благ как актуальная исследовательская проблем

Бердышева Елена
В статье анализируются научные дискуссии, складывающиеся в экономической социологии вокруг проблемы коммодификации жизненно важных благ.
Читать PDF
0.00 байт

Идеология коммодификации и стратегия современного образования

Фортунатова Вера Алексеевна, Никитина Анастасия Алексеевна
Предметом статьи является двойная эволюция коммодификации из технологии перевода духовных процессов в товарное производство с последующим обращением полученного продукта в вид «новой духовности».
Читать PDF
0.00 байт

Русский язык за рубежом: взгляд на язык сквозь призму коммодификации

Мут Себастьян
Читать PDF
0.00 байт

Коммодификация как фактор формирования целостности личности в современных социокультурных условиях

Никитина Анастасия Алексеевна
В статье рассматривается актуальная проблема формирования личности в современных социокультурных условиях. Целью является рассмотрение влияния коммодификации культуры на душевное состояние индивида и его самоопределение в социуме.

Похожие термины:

  • КОММОД, Луций Аврелий Антонин

    Римский император из династии Антонинов, правивший в 180-192 гг. Сын Марка Аврелия. Род. 31 авг. 161 г. Умер 31 дек. 192 г. Император Марк Аврелий, который был одним из самых ученых людей своего времени, с детст
  • Коммод, Луций Элий Аврелий

    лат. Lucius Aelius Aurelius Commodus) (161-192 н.э.)    римский император 180 - 192 гг., последний представитель династии Антонинов, сын Марка Аврелия. Его опорой были преторианцы и солдаты; роскошь, мотовство и расточите
  • Коммодиан

    христианский лат. поэт, выходец из Сирии, написал в 3 или 4 в. трактат «Instructiones» — назидание язычникам и христианам, изобилующий заимствованиями из Киприана. В нем К. предстает приверженцем хилиазма,
  • Оуенс, Коммодор Перри

    Родился 29 июля 1852 г. в шт. Теннесси. Свое странное имя получил от родителей, восхищавшихся героем Войны 1812 года – коммодором военно?морских сил Оливером Хазардом Перри. В 13 лет сбежал из дома, ра
  • КОММОНС

    Commons), Джон Роджерс (13.X.1862 - 11.V.1945) - амер. историк и социолог. Род. в Холландсбурге (штат Огайо) в семье издателя газеты. В 1888 окончил Оберлинский колледж, затем - ун-т Хопкинса, с 1890 занимался преподаван
  • Коммос

    в др.-гр. трагедии совм. партия актеров и хора, призванная передать эмоциональное напряжение. К. состоял из отд. реплик или небол. строф хора и чередующихся с ними реплик и целых арий актера.    Я.Ш.  
  • Коммодор

    (Commodore) воинск. звание в амер. флоте, введен. в 1862, соответствовало бриг. ген. в армии. До Гражданской войны, когда высш. на флоте было звание кап., К. называли капитанов, командовавш. соединениями кораб