Коммунизм

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Коммунизм
общественный строй, отвергающий частную собственность на средства производства. Теория коммунизма была разработана К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным. Попытка построения такого строя была предпринята в 1917– 1991 гг. в СССР.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

КОММУНИЗМ
фр. communisme лат. communism - общий) - в марксистской теории - сменяющая капитализм общественно-эконом. формация, основанная на общественной собственности на средства производства; в более узком смысле - вторая, высшая по сравнению с социализмом ступень развития этой формации.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Коммунизм
от лат. communis-общий), общее название различных концепций, в основе которых лежит отрицание частной собственности. В марксистской концепции исторического процесса коммунизм - это общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом.
 

Источник: Краткий исторический словарь

Коммунизм
лат. - общий) - идеал общества, основанного на всеобщем благополучии, равенстве людей. Согласно марксистской теории, коммунистическая формация имеет в качестве первой стадии социализм, который затем переходит непосредственно в коммунизм: бесклассовое общество с высоким уровнем развития производительных сил, сознания и культуры. Государство при коммунизме должно быть заменено самоуправлением граждан ("свободное развитие каждого является условием свободного развития всех").

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Коммунизм
по марксистской теории общество, сменяющее капитализм путем социалистической революции. Проходит в своем развитии низшую фазу – социализм и высшую - непосредственно коммунизм; бесклассовое общество с высоким уровнем производительных сил, сознания и культуры, когда труд превращается в жизненную потребность и действует принцип: «От каждого – по способности, каждому – по потребности», государство сменяется самоуправлением граждан. По мысли Мар кса, это истинное царство свободы, когда «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». В России после Октябрьской революции была предпринята попытка непосредственного перехода к коммунизму(«военный коммунизм»), кончившаяся провалом. В СССР вульгарно-догматическая утопия в теории сочеталась с практикой авторитарно бюрократического тоталитаризма, что привело к краху, как СССР, так и мировой системы социализма.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Коммунизм
лат. – общий) идеал общества, основанного на всеобщем благополучии, равенстве людей, на гармоничном соединении прогресса и социальной справедливости. Согласно марксистской теории, коммунистическая формация имеет в качестве первой стадии социализм, который потом переходит непосредственно в коммунизм: бесклассовое общество с высоким уровнем развития производительных сил, сознания и культуры. Государство при коммунизме должно быть заменено самоуправлением граждан («свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»).
В России с октябре 1917 была предпринята попытка построения коммунистического общества. Из-за утопичности идеи и волюнтаризма (т.е. деятельности, осуществляемой без учета объективных законов исторического процесса, на основе субъективных желаний и произвольных решений) в практике эти попытки завершились провалом. Мечты человечества об обществе всеобщего благоденствия, зародившиеся еще в древнем христианстве, остались нереализованными.
 
 

Источник: Краткий исторический словарь

Коммунизм
Коммунизм (communism), общественно-полит, идеология, основанная на убеждении, что власть и собственность должны находиться в руках об-ва, каждый член к-рого трудится на общее благо и исповедует принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям". Являясь, возможно, самой важной полит, силой 20 в., К. полагает своей целью свержение капитализма, в т.ч., если потребуется, насильственным путем. Согласно теории Карла "Маркса об-во, пройдя период диктатуры пролетариата и подготовительную стадию "социализма, неизбежно придет к К. При К., согласно Марксу, гос-во "отомрет" и полностью исчезнут различия в социальном положении людей. Чисто ком. партии начали появляться после 1918 г., когда ле-ворадикальные марксисты откололись от социал-демократов. Теория Маркса стала основой деятельности "Ленина, большевиков и полит, системы Союза Советских Социалистических Республик. Идеи К. приспосабливались к местным условиям во мн. странах мира, напр, в Китае и Югославии, но к 1989 г. они уже почти утратили свою привлекательность.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

КОММУНИЗМ
учение о бесклассовом обществе будущего, новой, сменяющей капитализм общественно-экономической формации, основанной на общественном характере мощного, высокоорганизованного производства, полном социальном равенстве всех членов общества на основе самоуправления, заботе каждого о благе каждого, с утверждением принципа «От каждого по способностям — каждому по потребностям», когда труд на общее благо станет первой жизненной потребностью и осознанной необходимостью. Предполагает общую для всех марксистско-ленинскую идеологию. Теория взята на вооружение коммунистическими партиями на основе разработок К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, развивавших идеи немецкой классической философии, английской политэкономии и французского утопического социализма. 3-я программа КПСС, принятая в СССР в 1961 году, предполагала построение К. через 20 лет, затем выяснилось, что для достижения цели потребуются еще многие десятилетия. Крах социалистического лагеря, роспуск КПСС в 1991 г. доказали утопичность намечаемых целей и сроков достижения К. Сторонников К. в мире после распада СССР стало значительно меньше, однако идеология по-прежнему на вооружении общественных сил, партий и движений, называющих себя коммунистическими. В России сегодня действует несколько компартий, ведущее место среди них принадлежит КПРФ во главе с Г. А. Зюгановым. В условиях кризиса власти, неспособности правительства и президента решить острые социальные вопросы на путях подлинного реформирования страны, влияние Компартий неминуемо возрастает среди широких народных масс.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

КОММУНИЗМ
(от лат. communis-общий). Это слово появилось в XIX в. для обозначения радикального крыла социалистического движения. Маркс употребил этот термин в «Манифесте Коммунистической партии». В XX в. это слово использовали БОЛЬШЕВИКИ, когда в 1918 г. приняли решение о переименовании партии из РСДРП(б) в Российскую коммунистическую партию (большевиков). Термин К. в XX в. используется для обозначения: совокупности идей, высказанных ЛЕНИНЫМ и его последователями и именуемых, как правило, марксизмом-ленинизмом; возникшего для реализации этих идей международного коммунистического движения; того общества, которое хотели создать коммунисты. К. как совокупность идей включает в себя марксистское положение о капитализме как общественном строе, основанном на эксплуатации пролетариата капиталистами. Этот строй поэтому внутренне противоречив, противоречие между пролетариатом и капиталистами может быть разрешено в ходе революции. В ходе этой революции устанавливается ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА и осуществляется постепенный переход к бесклассовому, коммунистическому обществу. Ленин дополнил эту основную идею своей концепцией ИМПЕРИАЛИЗМА как «высшей стадии капитализма», «кануна пролетарской революции». Обязательным условием подготовки такой революции он считал создание централизованной «партии нового типа». Пролетарская революция мыслилась Лениным как мировая. После прихода большевиков к власти и попытки в ходе гражданской войны непосредственно реализовать цели партии в виде политики ВОЕННОГО КОММУНИЗМА Ленин и его последователи убедились в необходимости длительного переходного периода-«строительства социализма». Его основные задачи были окончательно сформулированы уже после смерти Ленина СТАЛИНЫМ и включали в себя ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ, КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЮ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА и КУЛЬТУРНУЮ РЕВОЛЮЦИЮ. При этом построение социализма считалось промежуточной задачей, поскольку при социализме было много пережитков капитализма в виде сохранения товарно-денежных отношений, классов, социального неравенства и государства. После «полной и окончательной победы социализма», о которой было объявлено в СССР в 1959 г., началось «строительство коммунизма», его программа была утверждена в СССР в 1961 г. Коммунизм характеризовался в ней как бесклассовый строй, основанный на общественной собственности и самоуправлении. Если при социализме должен был действовать принцип распределения по труду, то при коммунизме-по потребностям. Поскольку идея мировой революции как почти одномоментного события оказалась неосуществимой, она была преобразована в идею «общего кризиса капитализма», в рамках которой мировая революция представлялась уже как длительный процесс постепенного отпадения от капитализма все новых стран. Целью внешней политики социалистических стран должно было быть содействие «мировому революционному процессу». Реализация этих идей привела к появлению нового типа государств-государств ТОТАЛИТАРНОГО СОЦИАЛИЗМА. Внутри К. со временем возникли различные, как правило, враждебные друг другу течения-троцкизм (см. ТРОЦКИЙ), маоизм (см. МАО ЦЗЭДУН), ЕВРОКОММУНИЗМ. К. как политическое движение представлял из себя совокупность коммунистических партий, которые стали возникать после ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ и прихода к власти большевиков в России. До 1943 г. компартии были объединены в КОММУНИСТИЧЕСКОМ ИНТЕРНАЦИОНАЛЕ. После его роспуска они формально стали самостоятельными, но в большинстве случаев оставались подконтрольными Москве. После ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ компартии стали правящими в ряде стран Европы и Азии, в начале 60-х гг. преобразовалась в компартию правящая группировка на Кубе. В 50-60-х гг. коммунистическое движение раскололось в результате конфликта между самыми крупными компартиями-Советского Союза и Китая, но большинство компартий сохранило лояльность Москве. После РЕВОЛЮЦИЙ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ (1989-1992) и распада СССР компартии этих стран в большинстве своем преобразовались в партии социал-демократического толка. Те из них, которые сохранили старые названия, перестали быть правящими. В настоящее время компартии находятся у власти в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

КОММУНИЗМ
по марксистскому определению, общественный строй, покоящийся на крупном научно организованном общественном производстве, на общественном владении средствами производства и организованном распределении, общественный строй, в котором личность получит всестороннее гармоничное развитие.
В беседе с первой американской рабочей делегацией 9 сентября 1927 на вопрос «Можете ли вы вкратце дать нам характеристику будущего общества, которое коммунизм пытается создать?» И.В. Сталин ответил:
«Общая характеристика коммунистического общества дана в трудах Маркса, Энгельса и Ленина.
Если дать вкратце анатомию коммунистического общества, то это будет такое общество: а) где не будет частной собственности на орудия и средства производства, а будет собственность общественная, коллективная; б) где не будет классов и государственной власти, а будут труженики индустрии и сельского хозяйства, экономически управляющиеся как свободная ассоциация трудящихся; в) где народное хозяйство, организованное по плану, будет базироваться на высшей технике как в области индустрии, так и в области сельского хозяйства; г) где не будет противоположности между городом и деревней, между индустрией и сельским хозяйством; д) где продукты будут распределяться по принципу старых французских коммунистов: «от каждого по способностям, каждому по потребностям»; е) где наука и искусство будут пользоваться условиями достаточно благоприятными для того, чтобы добиться полного расцвета; ж) где личность, свободная от забот о куске хлеба и необходимости подлаживаться к «сильным мира», станет действительно свободной.
И т. д. и т. п.
Ясно, что до такого общества нам еще далеко.
Что касается международных условий, необходимых для полного торжества коммунистического общества, то они будут складываться и нарастать по мере нарастания революционных кризисов и революционных выступлений рабочего класса в капиталистических странах.
Нельзя представлять дело так, что рабочий класс одной страны или нескольких стран будет идти к социализму и тем более к коммунизму, а капиталисты других стран будут смотреть на это равнодушно и сидеть, сложа руки. Тем более нельзя представлять, что рабочий класс в капиталистических странах согласится быть простым зрителем победоносного развития социализма в той или иной стране. На самом деле капиталисты будут делать все зависящее от них для того, чтобы задушить такие страны. На самом деле каждый серьезный шаг к социализму и тем более к коммунизму в той или иной стране неизбежно будет сопровождаться неудержимым порывом рабочего класса капиталистических стран к завоеванию власти и социализма в этих странах.
Таким образом, в ходе дальнейшего развития международной революции и международной реакции будут складываться два центра мирового масштаба: центр социалистический, стягивающий к себе страны, тяготеющие к социализму, и центр капиталистический, стягивающий к себе страны, тяготеющие к капитализму. Борьба этих двух лагерей решит судьбу капитализма и социализма во всем мире».
В докладе на XVIII съезде ВКП(б) И.В. Сталин указывал, что для создания экономических предпосылок перехода к коммунизму «…требуется время, и не малое…». Начавшаяся Великая Отечественная война прервала социалистическое строительство.
Обобщая опыт социалистического строительства, И.В. Сталин в 1950 в работе «Марксизм и вопросы языкознания» дал развернутую характеристику постепенного перехода от социализма к коммунизму. Он подчеркнул, что важнейшей закономерностью развития советского общества является постепенное преобразование его на началах коммунизма. Сталин указал, что закон перехода от старого качественного состояния к новому путем взрыва не обязателен для развития советского общества. Здесь переход от старого качества к новому принимает другой характер. «Вообще нужно сказать к сведению товарищей, увлекающихся взрывами, что закон перехода от старого качества к новому путем взрыва неприменим не только к истории развития языка, – отмечал И.В. Сталин, – он не всегда применим также и к другим общественным явлениям базисного или надстроечного порядка. Он обязателен для общества, разделенного на враждебные классы. Но он вовсе не обязателен для общества, не имеющего враждебных классов. В течение 8–10 лет мы осуществили в сельском хозяйстве нашей страны переход от буржуазного индивидуально‑крестьянского строя к социалистическому, колхозному строю. Это была революция, ликвидировавшая старый буржуазный хозяйственный строй в деревне и создавшая новый, социалистический строй. Однако этот переворот совершился не путем взрыва, т. е. не путем свержения существующей власти и создания новой власти, а путем постепенного перехода от старого буржуазного строя в деревне к новому. А удалось это проделать потому, что это была революция сверху, что переворот был совершен по инициативе существующей власти при поддержке основных масс крестьянства».
В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952) И.В. Сталин излагает свое понимание коммунистической формации и решение политико‑экономических проблем перехода советского общества от социализма к коммунизму. «В наших социалистических условиях, – подчеркивал И.В. Сталин, – экономическое развитие происходит не в порядке переворотов, а в порядке постепенных изменений, когда старое не просто отменяется начисто, а меняет свою природу применительно к новому, сохраняя лишь свою форму, а новое не просто уничтожает старое, а проникает в старое, меняет его природу, его функции, не ломая его форму, а используя ее для развития нового… Так обстоит дело не только с товарами, но и с деньгами в нашем экономическом обороте, также как и с банками, которые, теряя свои старые функции и приобретая новые, сохраняют старую форму, используемую социалистическим строем».

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

КОММУНИЗМ
от лат. communis - общий, всеобщий) - сменяющая капитализм высшая обществ.-экономич. формация, основанная на обществ. собственности на средства производства, на товарищеском сотрудничестве свободных от эксплуатации, классового и нац. угнетения трудящихся. Первой ступенью (фазой) в развитии коммунистич. формации является социализм. Второй, высшей ступенью развития - коммунистич. общество. "Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой Жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа" (Программа КПСС, 1961, с. 62).

Как мечта об уничтожении частной собственности, классовых различий и установлении полного социального равенства К. зародился в условиях раннего капитализма. Идеи общности имущества, обязательного труда для всех и равного удовлетворения потребностей получили распространение в Таборе во время гуситского революц. движения в Чехии в 15 в. (М. Гуска), во время Крестьянской войны в Германии в 16 в. (Т. Мюнцер), у диггеров во время англ. бурж. революции 17 в. (Дж. Уинстэнли), среди участников франц. бурж. революции конца 18 в. ("заговор равных", или заговор Г. Бабефа). Социальные чаяния трудящихся масс находили свое отражение и в фантастич. описаниях идеального коммунистич. строя: в соч. Т. Мора "Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (1516), в книге Т. Кампанеллы "Город Солнца, или Идеальная республика" (1623), в "Истории севарамбов" Дени Вераса (1677-79). В 18 в. во Франции появляются коммунистич. теории Ж. Мелье, Морелли и Г. Мабли. В нач. 19 в., выражая протест против капиталистич. системы угнетения и эксплуатации трудящихся, с утопич. проектами устранения классовых различий выступили социалисты-утописты, непосредственные предшественники науч. социализма А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн. К созданию социализма путем революции призывали Э. Кабе, О. Бланки, Т. Дезами. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

Науч. К., как теоретич. выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение капитализма и создание коммунистич. общества, возник в 40-х гг. 19 в., когда классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских рабочих в 1831 и 1834, подъем движения англ. чартистов в сер. 30-50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844).

Основоположниками науч. К. явились К. Маркс и Ф. Энгельс. К. из утопии стал наукой благодаря двум великим открытиям Маркса: материалистич. пониманию истории и теории прибавочной стоимости, вскрывшей тайну капиталистич. эксплуатации. Маркс и Энгельс раскрыли всемирно-историч. миссию рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя. Они покончили со взглядом на К. как на некий сочиненный гениальными людьми "разумно-нравственный идеал", с к-рым должна сообразоваться капиталистич. действительность, показав, что К. представляет "... действительное движение, которое уничтожает теперешнее (капиталистическое. - Ред.) состояние" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 34) и является закономерным результатом развития общественных производит. сил и, с другой стороны, неизбежным следствием классовой борьбы пролетариата. В результате объективного анализа капиталистич. формации, данного в "Капитале" Маркса, была глубоко научно обоснована необходимость ее превращения путем революции в коммунистич. общество. Вследствие роста производит. сил "монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 766). Обобществление труда и централизация средств производства - главные материальные предпосылки неизбежного перехода к К., революционного превращения капитализма в социализм. "Интеллектуальным и моральным двигателем, физическим выполнителем этого превращения является воспитываемый самим капитализмом пролетариат" (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 54-55). Маркс и Энгельс выдвинули и обосновали идею необходимости социалистической революции как условия ликвидации капитализма и создания социализма. Для социального освобождения пролетариата необходимо завоевание гос. власти, установление диктатуры пролетариата, к-рая сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов. Маркс и Энгельс показали необходимость переходного периода от капитализма к социализму и определили основные контуры развития будущего коммунистич. общества, создав науч. теорию о двух фазах К.

На основе обобщения опыта борьбы рабочего класса в эпоху империализма и пролетарских революций В. И. Ленин развил дальше основные принципы науч. К. Подвергнув всестороннему анализу всю совокупность данных о капиталистич. обществе в его империалистич. стадии, Ленин показал, что империализм есть канун социалистич. революции, что вследствие неравномерности экономич. и политич. развития при империализме возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, стране, причем рабочий класс вначале победит не обязательно в наиболее развитой капиталистич. стране, а там, где империализм окажется слабее, где революц. авангард пролетариата обеспечит руководство широкими массами эксплуатируемых (прежде всего крестьянством) и парализует неустойчивость колеблющихся обществ. слоев. Вместе с тем необходимой предпосылкой социалистической революции является известный уровень социально-экономич. развития. Ленинская теория социалистич. революции явилась теоретич. основой победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917 в России, открывшей новую всемирно-историч. эпоху, эпоху перехода от капитализма к социализму. В условиях страны, вставшей на социалистич. путь, Ленин, раскрыв закономерности переходного периода от капитализма к социализму, обосновал политику социалистич. гос-ва в период диктатуры пролетариата, выработал новую экономич. политику (нэп), рассчитанную на победу социализма, разработал план построения социалистич. общества, предусматривавший индустриализацию страны, социалистич. кооперирование крест. х-в, культурную революцию. Сов. народ под руководством Коммунистич. партии за два десятилетия в основном построил социализм.

После второй мировой войны 1939-45 в результате разгрома фаш. Германии и милитаристской Японии, решающую роль в победе над к-рыми сыграл сов. народ, от империалистич. системы отпал ряд стран Европы и Азии, где установился революц. строй нар. демократии и началось социалистич. переустройство общества. Сложилась мировая социалистическая система. На рубеже 50-60-х гг. мировой социализм вступил в новый этап своего развития. В СССР, где социализм победил полностью и окончательно, началось развернутое строительство коммунистич. общества. В большинстве стран народной демократии успешно завершается социалистич. переустройство экономики, и их народы приступают к созданию развитого социалистического общества. Продолжается и дальнейшее расширение мировой системы социализма.

Опыт СССР и других социалистич. стран подтвердил коренное положение науч. К. о том, что процессы социалистич. революции и социалистич. строительства основаны на определенных общих закономерностях, к-рые проявляются во всех вступающих на путь социализма странах, при наличии и учете разнообразия исторически сложившихся нац. особенностей и традиций. Такими важнейшими закономерностями являются: проведение пролетарской революции и осуществление диктатуры пролетариата в разных формах; союз рабочего класса с крестьянством и другими слоями трудящихся при руководящей роли рабочего класса, возглавляемого марксистско-ленинской партией; преобразование капиталистич. частной собственности в гос. социалистич., постепенное кооперирование крест. х-в; плановое развитие нар. х-ва, направленное на построение социализма и К., на повышение благосостояния трудящихся; осуществление культурной революции; ликвидация нац. гнета и установление равноправных и дружественных отношений между народами; защита социалистич. завоеваний от покушений внешних и внутренних врагов; междунар. солидарность трудящихся - пролетарский интернационализм.

Научно обоснованный план развернутого строительства К., создания его материально-технич. базы содержится в материалах и решениях XX, XXI, XXII съездов КПСС, в Программе Коммунистической партии Советского Союза, к-рая определяет практич. пути становления К. в экономич., социальной, политич. и духовной областях.

Социализм и К. как две последовательные фазы в развитии одной общественно-экономич. формации Имеют ряд общих черт. Как при полном К., так и при социализме не существует эксплуатации человека человеком; нет нац. угнетения и неравноправия; средства производства находятся в обществ. собственности; анархия внутри обществ. произ-ва заменена плановой организацией; гигантскими шагами происходит развитие производит. сил; труд является всеобщим - все члены общества трудятся; развитие производства осуществляется в общих интересах трудящихся, в целях удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества и возможно более полного гармоничного развития человеческой личности; руководство обществ. процессами принадлежит самим трудящимся и осуществляется на основе науч. коммунистич. мировоззрения. В то же время полный К. имеет ряд существ. отличий от социализма в уровне развития производит. сил, степени экономич. зрелости всей совокупности производств. отношений, условиях жизни и труда людей. "...Научная разница между социализмом и коммунизмом, - указывал Ленин, - ясна. То, чту обычно называют социализмом, Маркс назвал "первой" или низшей фазой коммунистического общества. Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово "коммунизм" и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм. Великое значение разъяснений Маркса состоит в том, что он последовательно применяет и здесь материалистическую диалектику, учение о развитии, рассматривая коммунизм как нечто развивающееся из капитализма... Маркс дает анализ того, что можно бы назвать ступенями экономической зрелости коммунизма" (Соч., т. 25, с. 442). Особенности социализма как первой или низшей фазы К. заключаются в том, что социалистич. общество возникает не на своей собств. основе, поэтому оно длит. время "...во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 18). В результате социалистич. преобразований и развития производит. сил общество освобождается от наследия капитализма. Две формы социалистич. собственности, социально-экономич. и культурно-бытовые различия между городом и деревней, существенные различия между людьми умств. и физич. труда, остатки классовых различий, распределение по труду и т.п. - все эти особенности, отличающие социализм от полного К., могут отпасть только на основе развития обществ. производства. К. означает дальнейшую, более высокую ступень экономич. зрелости нового общества, когда оно вполне освобождается от всех традиций и следов капитализма. К. представляет собой такое общество, к-рое "...развилось на своей собственной основе..." (там же), т.е. возникло путем укрепления и дальнейшего совершенствования социалистич. строя, первой фазы К., новых обществ. отношений. Строительство К. означает не только преодоление еще сохраняющихся при социализме следов капитализма, но и развитие тех черт и особенностей, к-рые являются общими как для высшей, так и для низшей фазы ком-мунистич. формации.

Главная особенность К. заключается в том, что он представляет высшую по сравнению с капитализмом и социализмом производительность труда, к-рая обеспечивает при наименьших затратах рабочей силы материальное изобилие и создает условия для того, чтобы устранить еще существующее при социализме фактич. неравенство в удовлетворении потребностей членов общества, заменив вознаграждение в соответствии с количеством и качеством труда ("оплата по труду") распределением по потребностям ("от каждого - по способностям, каждому - по потребностям"). Высшая, ком-мунистич. производительность труда достигается путем гигантского развития производит. сил в пром-сти и с. х-ве, построения качественно новой материально-технич. базы и явится также следствием роста квалификации и культурно-технич. уровня трудящихся масс, сознательной дисциплины и творческой инициативы работников.

Создание материально-технич. базы К. рассматривается в Программе КПСС как главная экономич. задача партии и сов. народа на данном этапе. Ее решение предполагает переход к новому, значит. более высокому, чем в наиболее развитых капиталистич. странах, уровню технологии и культуры производства, к высшей ступени организации труда. Стержнем программы строительства экономики коммунизма является полная электрификация всей страны. В ходе создания материально-технич. базы К. наука станет все в большей мере непосредственной производит. силой, а производство - технологич. применением совр. науки. Непрерывное развитие общественного производства, научно-технический прогресс, совершенная и могущественная техника создают все возрастающие возможности господства людей над природой.

Для высшей фазы К. характерен более высокий, чем для любого другого общества, уровень материальных и культурных условий жизни членов общества. Поскольку строительство К. опирается на принципы материальной заинтересованности, оплата по труду остается в период перехода к К. основным источником удовлетворения материальных и культурных потребностей. В то же время обществ. фонды потребления, за счет к-рых будут удовлетворяться потребности людей при К., растут более быстрыми темпами, чем индивидуальная оплата по труду. Переход к коммунистич. принципу "каждому - по потребностям" происходит постепенно, непрерывно, по мере создания материально-производственных условий, охватывая все более разнообразные потребности человека: бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, гос. обеспечение детей в детских учреждениях и в школах, материальное обеспечение нетрудоспособных, бесплатное пользование квартирами, коммунальными услугами, обеспечение населения пособиями, льготами, стипендиями, переход к бесплатному обществ. питанию и т.п. Предметы личного потребления при К. будут находиться в полном владении и распоряжении каждого члена общества. Социалистич. принцип распределения по труду экономически исчерпает себя в условиях, когда будет достигнуто изобилие материальных благ, а труд превратится в первейшую жизненную потребность каждого человека.

Построение материально-технич. базы К. позволит постепенно преобразовать социалистич. производственные отношения в коммунистические, создать бесклассовое общество. При социализме еще существуют две формы общественной, социалистич. собственности: государственная и колхозно-кооперативная и в связи с этим два класса - социалистич. рабочий класс и социалистич. колхозное крестьянство. Различие между двумя формами социалистич. собственности преодолевается лишь в результате мощного подъема всей экономики страны, промышленности и сельского хозяйства. Условия для сближения, а в перспективе и слияния кооперативной собственности с общенародной создаются по мере дальнейшего развития колхозов и совхозов в высокомеханизированные и высокопродуктивные хозяйства, выравнивания материальных и культурных условий жизни и труда в деревне с городскими и т.п. При полном К. будет существовать единая общенародная форма коммунистической собственности, сотрутся классовые грани между рабочими и крестьянами, социально-экономические и культурно-бытовые различия между городом и деревней.

Электрификация нар. х-ва, механизация, автоматизация и химизация произ-ва, применение электроники, счетно-решающих устройств, внедрение в произ-во новейших науч. и технич. достижений - все это приведет к коренному изменению характера труда. Исчезают профессии, изнуряющие человека, неизмеримо облегчается физич. труд. Человек освобождается от выполнения утомительных, монотонно однообразных механич. процессов физич. и умств. труда. Открываются необъятные горизонты для труда творческого и радостного, повышающего жизненные функции человека. Труд работников с. х-ва становится разновидностью труда индустриального, к-рый в свою очередь приближается по своему существу к труду инженерно-технич. работников. Происходит органич. соединение умств. и физич. труда в производств. деятельности людей. На основе роста культурно-технич. и общеобразоват. уровня масс работники физич. труда поднимаются до уровня людей умств. труда. На базе коммунистич. Производств. отношений осуществится полное социальное равенство людей. Все члены общества будут иметь равное положение в обществе, одинаковое отношение к средствам произ-ва, равные условия труда и распределения. При полном К. люди, естественно, не освобождаются от обязанности трудиться, но вследствие изменения характера труда, благодаря высокому уровню сознательности людей, каждый будет добровольно и по своим склонностям трудиться на благо общества. Труд в условиях К. оценивается уже не с точки зрения его количества и качества, а прежде всего исходя из того, работает ли человек в полную меру своих способностей, применяются ли его дарования с наибольшей пользой для народа. Вследствие роста производительности труда деятельность в сфере материального произ-ва, обязательная для всех членов общества, потребует все меньшего времени и будет совершаться с наименьшей затратой сил на основе науч. регулирования затрат труда. Люди коммунистич. общества будут располагать большим временем для занятий искусством, наукой, спортом. Они вступят в подлинное царство свободы, к-рое расцветает на основе высокопроизводительного труда, совершаемого в условиях, наиболее достойных человека и дающих полный простор для его всестороннего развития. Уже при социализме начинается процесс формирования нового человека. Для перехода от социализма к К. необходимы высокий уровень сознательности всех граждан социалистич. общества, творческое участие в коммунистич. строительстве самых широчайших масс народа. В этой связи Коммунистич. партия придает особо важное значение усилению идеологич. работы, воспитанию масс в духе морального кодекса строителя К., формированию нового человека, дальнейшему развертыванию борьбы с чуждыми социализму идеологич. влияниями, с пережитками капитализма в сознании людей. При социализме, а тем более при К. каждый получает равные возможности для творческого труда и образования. Формируется всесторонне развитый индивид. Главное условие всестороннего физич. и умств. развития человека - сокращение рабочего дня на основе высокопроизводительного труда (см. К. Маркс, Капитал, т. 3, 1955, с. 833). Осуществление всеобщего обязат. среднего политехнич. образования, создание условий для получения высшего или среднего спец. образования всеми, кто желает учиться, - все это обеспечит необходимые предпосылки для воспитания и всестороннего развития нового, коммунистич. человека, в к-ром гармонически сочетаются духовное богатство, моральная чистота и физич. совершенство.

В политич. отношении "...различие между первой или низшей и высшей фазой коммунизма со временем будет, вероятно, громадно..." (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 442). Необходимым орудием построения полного коммунистич. общества является социалистич. гос-во, через посредство к-рого трудящиеся управляют производством, направляют его развитие в интересах всего общества. С созданием социалистич. общества и переходом к развернутому строительству К. "...диктатура пролетариата выполнила свою историческую миссию и с точки зрения задач внутреннего развития перестала быть необходимой в СССР. Государство, которое возникло как государство диктатуры пролетариата, превратилось на новом, современном этапе в общенародное государство, в орган выражения интересов и воли всего народа" (Программа КПСС, 1961, с. 100-01). В социалистич. гос-ве и на новом этапе его развития руководящая роль принадлежит рабочему классу. Социалистич. гос-во сохранится до полной победы К. Главное направление развития социалистич. государственности в период создания К. - это развитие и совершенствование социалистич. демократии, активное участие всех граждан в управлении гос-вом, в руководстве хоз. и культурным строительством, улучшение работы гос. аппарата и усиление нар. контроля над его деятельностью. По мере постепенного продвижения общества к полному К., когда все члены общества будут вовлечены в управление обществ. производством, когда соблюдение единых общепризнанных правил коммунистич. общежития станет внутренней потребностью и привычкой всех людей, когда члены общества будут добровольно трудиться по способностям, вмешательство гос. власти в обществ. отношения станет излишним, и политич. управление людьми будет заменено распоряжением вещами и руководством процессами производства со стороны экономич. и культурных органов общества. Социалистич. государственность разовьется в коммунистич. обществ. самоуправление. Развитие социалистич. экономики по пути к К. вызывает необходимость совершенствовать организац. формы и методы планирования и управления нар. х-вом, всемерно развивать демократич. основы управления, усиливать роль обществ. организаций трудящихся, коллективов рабочих и служащих в решении вопросов деятельности предприятий. По мере продвижения общества к К. возрастает роль различных организаций трудящихся и прежде всего руководящая и направляющая роль Коммунистич. партии. Укрепление и развитие гос. руководства экономикой подготовляет механизм управления производством, необходимый и при полном К., когда экономич. функции государства утратят свой политич. характер, гос. органы планирования и учета, руководства х-вом и развитием культуры станут органами обществ. самоуправления. Однако отмирание государства зависит не только от внутренних условий коммунистического общества, но и от внешних условий его существования. До тех пор, пока в других странах будет существовать капитализм, остается надобность в особом государственном органе для защиты коммунистического общества.

Важнейшей составной частью коммунистич. строительства является проведение политики братской взаимопомощи и сотрудничества со странами социалистич. содружества, политики пролетарского интернационализма. В мировой системе социализма все с большей силой действует закон планомерного, пропорционального развития социалистич. стран. Общая линия их экономич. и культурного развития выравнивается. Вследствие этого все страны социализма более или менее одновременно, в пределах одной историч. эпохи, перейдут в высшую фазу К. Совершенствование системы междунар. разделения труда путем координации нар.-хоз. планов, специализации и кооперирования производства в рамках мировой системы социализма, развитие всестороннего братского сотрудничества укрепляет экономич. базу мирового социализма. Развиваются тенденции к созданию в будущем мирового коммунистич. хозяйства, регулируемого трудящимися по единому плану. При К. еще длительное время будут существовать нац. особенности; вместе с тем на основе полной общности интересов, братской дружбы и сотрудничества нации все больше будут сближаться между собой, пока, наконец, не произойдет их слияние в высшую, объединяющую все народы коммунистич. общность людей. К. открывает практически безграничный простор для развития экономики и улучшения жизни людей, совершенствования человеческой личности.

К. есть высшая и последняя общественно-экономическая формация, в рамках к-рой развернется подлинная история человечества.

Строительство социализма и К. в СССР и других странах социалистич. содружества является единым процессом, укрепляющим мировую систему социализма, вдохновляющим нар. массы во всем мире, способствует успехам международного революционного движения.

Коммунистич. строительство может успешно осуществляться только в условиях мира. Проведение ленинской политики мирного сосуществования стран с различным социальным строем, обеспечивая необходимые внешнеполитич. условия для перехода к К., вместе с тем способствует осуществлению историч. миссии К. - уничтожению войн и утверждению вечного мира на земле.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Капитал, там же, т. 21-23; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Р., Принципы коммунизма, там же, т. 4; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 27; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, О кооперации, там же, т. 33; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1962; Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М.-Л., 1935; его же, История социалистич. идей, ч. 1-2, М.-Л., 1928-31; его же, Франц. утопич. коммунизм, М., 1960; Из истории социально-политич. идей. Сб. ст., M., 1955; Францев Ю. П., Исторические пути социальной мысли, М., 1964.

Е. Г. Панфилов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
203.24 кб

Большевизм, национал-коммунизм и феномен М. Султан-Галиева

Мухаметдинов Рафаэль Фардиевич
В статье раскрывается эволюция взглядов М.Султан-Галиева от большевизма к национал-комму-нистической идеологии, а также представлены его взгляды на роль и значение консолидации тюркских народов в составе СССР.
Читать PDF
445.91 кб

Крестьянство и власть: военный коммунизм в Советской России

Алешкин Петр Федорович
Статья посвящена осмыслению эксперимента, связанного с построением нового общества в Советской России посредством модели военного коммунизма.
Читать PDF
228.72 кб

Национализм и национальный коммунизм в грузинской ССР во второй половине 1940-х годов

Кирчанов Максим Валерьевич
Национализм играл особую роль в жизни союзных республик в СССР. Грузинская ССР была среди республик, в которых национализм развился в большей степени. Формой национализма были гуманитарные исследования.
Читать PDF
81.75 кб

2000. 03. 031. Яровс. В. Горожанин как политик: революция, воен. Коммунизм и нэп глазами петроградце

Шлемин П. И.
Читать PDF
1.00 мб

Военный коммунизм: теория и практика

Муравьева Л.А.
Читать PDF
355.90 кб

З. Бауман. Коммунизм: postmortem? Двадцать лет спустя, другая годовщина

Ефременко Дмитрий Валерьевич
Читать PDF
1,010.43 кб

Первая христианская община и коммунизм

М. Э. Поснов
Читать PDF
932.82 кб

Первая христианская община и коммунизм

М. Э. Поснов
Читать PDF
1.75 мб

Советское, значит ивановское (экспозиция «Коммунизм + коммуна = коммуналка» в доме-музее первого Сов

Тимофеев Михаил Юрьевич
Читать PDF
98.48 кб

Кармен Шайде. Дети, кухня, коммунизм: взаимоотношения между советской повседневностью женщин и женск

Пушкарев Л. Н.
Читать PDF
217.19 кб

2010. 04. 001. Бауман З. Коммунизм: post mortem? Двадцать лет спустя, другая годовщина. Bauman Z. co

Ефременко Д. В.
Читать PDF
286.59 кб

Имперские идеи и византийское наследие: коммунизм или Церковь?

Колупаев Владимир Евгеньевич
Советские и антисоветские идеологические штампы продолжают существовать во внешней и внутренней политике государств, образовавшихся в ходе развала СССР в 1991 году.
Читать PDF
232.41 кб

2015. 02. 027. Даулинг Э. Руководящая роль партии: каталонский коммунизм и режим Франко, 1939-1975.

Бабенко О.В.
Читать PDF
0.00 байт

Фашизм и коммунизм: близнецы-братья или антиподы?

Полканов Владимир Данилович
На сегодняшний день весьма расхожим является представление о том, что фашизм и коммунизм однотипные социальные феномены.
Читать PDF
289.11 кб

Е. Добренко. Раешный коммунизм: поэтика утопического натурализма и сталинская колхозная поэма

Фетисова Т. А.

Похожие термины: