Комнина Анна

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Комнина Анна
Комнина Анна (Comnena, Anna) (ок. 1083—1148), дочь визант. императора Алексея Комнина, историк. Надеялась, что ее муж узурпирует у ее брата императорскую власть, но, овдовев (1137), ушла в монастырь. Написала «Алексиаду», историч. труд в 15 книгах, посвященный в осн. 1-ому крестовому походу и являющийся панегириком ее отцу.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Анна Комнина
греч. ???? ???????, 1 декабря 1083 – 1153) — византийская принцесса, старшая дочь императора Византии Алексея I Комнина и Ирины Дукены. Одна из первых женщин-историков.
В младенчестве Анна была обручена с Константином Дукой, сыном и соправителем императора Михаила VII Дуки и Марии Аланской, своим дальним родственником. Предполагалось, что после смерти Алексея Константин унаследует престол Византии, однако после того, как у императора родился сын Иоанн, необходимость в этом политическом союзе отпала, Константин был лишен всех привилегий, а Анна в возрасте 14 лет вышла замуж за кесаря Никифора Вриенния. По некоторым данным после смерти отца принимала участие в заговоре с целью смещения своего брата Иоанна. В 1137 г. после смерти мужа удалилась в монастырь.
Автор «Алексиады», исторического повествования об эпохе правления своего отца, Алексия Комнина. «Алексиада» является одним из наиболее известных источников по истории Византии времен Крестовых походов.
Браки и дети
В браке с кесарем Никифором Вриеннием родила нескольких детей, в том числе:
1. Алексей Вриенний Комнин (около 1102 – между 1161 и 1167)
2. Иоанн Дука (около 1103 – не ранее 1173)
3. Ирина II Дукена (около 1105 – ?)

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Анна Комнина
1083-1153/1155) -визант. писательница, старшая дочь императора Алексея I Комнина, жена гос. деятеля и писателя Никифора Вриенния. Хотя она была выдана замуж вопреки ее воле, ее семейная жизнь сложилась счастливо: она стала верным другом и помощницей мужа, добродетельной супругой и матерью 4 детей. А.К. занималась лит., увлекалась философией, теологией, астрологией и медициной. Блестяще образованная женщина, она обладала недюжинным умом и сильным характером. В 1118 г. А.К. потерпела неудачу в попытке возвести на престол своего мужа (после смерти отца), подверглась опале и удалилась в монастырь, где и провела оставшуюся часть жизни. Здесь же на склоне лет она закончила ист. труд, который посвятила прославлению жизни и деятельности своего отца. Поэтому она и назвала свои мемуары «Алексиадой». Это — основной источник сведений о полит, истории Византии 1069— 1118 гг. и вместе с тем один из лучших памятников визант. прозы.
Лит.: Анна Комнина. Алексиада / Вступ. ст., пер., комм. Я.Н. Любарского. М., 1965; Алексидзе АД. Литература XI—XII вв. // Культура Византии. Вторая пол. VII— XII в. М., 1989; Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета. IX—XV вв. М., 1978.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

АННА КОМНИНА
´ґAnna Komnnnn; 1083 - ок. 1148) - визант. писательница. Дочь Алексея I Комнина. А. К. в 1118 возглавила заговор с целью низложить своего брата Иоанна II и возвести на престол своего мужа Никифора Вриенния. После провала заговора удалилась в монастырь, где в 1148 закончила "Алексиаду" (книгу, прославляющую ее отца) - важнейший источник по истории Византии в 1069-1118 и 1-го крестового похода. А. К. использовала рассказы современников, а также док-ты. Недостатки "Алексиады": панегирич. отношение к Алексею I, враждебность к нар. массам и к еретич. движениям (описание расправы над богомилами и др.), пренебрежение нар. языком и подражание классич. образцам (Фукидиду и Полибию), путаница в хронологии событий. Подобно большинству ее современников, А. К. считает бога движущей силой истории и приписывает ему вмешательство даже в мельчайшие события. Окружающие народы А. К. называет варварами и мечтает о восстановлении прежнего величия Рим. империи. А. К. ненавистны крестоносцы. Она высоко ценит знатность рода и такие феод. "добродетели", как щедрость и верность вассала сеньору.

Соч.: Alexiade, v. 1-3, P., 1937-45; в рус. пер. - Сокращенное сказание о делах царя Алексея Комнина (1081-1118), ч. 1, в кн.: Византийские историки, переведенные с греч. при СПБ духовной академии, ч. 1, СПБ, 1859.

Лит.: Диль Ш., Византийские портреты, В. 2, СПБ, 1914, с. 29-58; Buckler G., Anna Comnena, Oxf., 1929; Leib B., Les silences d´Anne Comn?ne ou ce que n´a pas dit l´Alexiade, "Byzantinoslavica", 1958, v. 19, p. 1-11.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

АННА КОМНИНА
1083 – ок.1153/1155) – старшая дочь византийского императора Алексея I и Ирины Дукены, одна из образованнейших женщин своего времени, автор прозаического эпоса «Алексиада» о деяниях ее отца. Биографические сведения о писательнице содержатся в ее сочинении, в прологе к ее завещанию и в монодии близкого к ней эфесского митрополита Георгия Торника, откликнувшегося на ее смерть. До восьми лет Анна воспитывалась в доме своего жениха Константина Дуки, с которым была обручена с младенчества, но, выполняя волю отца, вышла замуж за Никифора Вриенния, ставшего ее «господиномкесарем» ок. 1097 г. Анна получила великолепное образование: знала грамматику, риторику, философию, астрологию, литературу, теологию, медицину, военное дело, изучала сочинения античных философов (Платон, Аристотель, Порфирий и др.), историков (Геродот, Фукидид, Плутарх и др.), читала произведения Софокла, Еврипида, Аристофана и др., познакомилась с трудами византийских хронистов и писателей (Феофилакт Симокатта, Михаил Пселл и др.), упорно работала над своим стилем. Из сочинения Анны известно, что после смерти отца (1118 г.) она стала по желанию матери претенденткой на престол, но ее брат Иоанн провозгласил себя императором. Через год Анна возглавила заговор с целью убить Иоанна и посадить на трон своего мужа Никифора Вриенния. Заговор был раскрыт; Анну, ее мать, сестру Евдокию и дочь Ирину отправили в монастырь. Накануне смерти Анна приняла монашество. У нее было двое сыновей (Алексей и Иоанн) и две дочери. Ок. 1140 г., после смерти своего мужа Никифора Вриенния, Анна завершила его труд «Наброски к истории царя Алексея», использовав некоторые места (события до 1079 г.) в своем прозаическом эпосе «Алексиада», название которого было заимствовано у Гомера. Ценность этого сочинения, над которым она работала до конца своей жизни, заключается в том, что в нем содержатся сведения, отсутствующие в других византийских и европейских источниках: войны Алексея I Комнина с норманнами (1081 – 1085), туркамисельджуками, с кочевниками и южными славянами; движение участников Iго крестового похода (1096 – 6097 гг.) по Малой Азии; взаимоотношения Византии с венецианцами, германским королем Генрихом IV (1050 – 0106), римским папой Григорием VII (1073 – 3085), стремившимся к установлению политического главенства римской курии в феодальном мире, латинскими государствами Востока в 1108 – 8112 гг. Анна Комнина рассказывает также о северных соседях Византии – влахах, узах, сербах, печенегах, половцах, – границах их расселения и их взаимоотношениях с империей ромеев. В освещении исторических событий внутри страны писательница уделяет большое внимание тайным дворцовым заговорам (Никифор Диоген, братья Анемады), мятежам в провинциях, возглавленным магнатами Никифором Мелиссином, Григорием Таронитом и др., народнорелигиозным движениям (полемика Алексея I с манихеями в декабре 1083 г., гонения на павликиан и дискуссия с ними в Филиппополе в 1115 г., расправа Алексея I с богомильским проповедником Василием и др.). Она видит причины происходящих событий в божественной воле и в божественном промысле, говорит об исключительности и превосходстве Византии над всеми другими народамиварварами: «Империя ромеев по самой своей природе владычица народов». Повествование в эпосе начинается со времени службы четырнадцатилетнего Алексея при Романе IV Диогене (1068 – 8071) и завершается смертью главного героя в 1118 г. Анна создает героикоэпический образ своего отца, подчеркивая черты внутреннего могущества и героизма в его внешнем облике («грозно» сверкающие глаза, «всеподобающее сияние», исходящее от его лица, «благородная линия шеи», «широкие плечи, крепкие руки, выпуклая грудь», «красота, изящество, достоинство и непревзойденное величие»), восторгаясь его мудростью, доблестью, смелостью. В ее изображении Алексей I предстает как любящий супруг, заботливый отец, великий полководец, апостол христианской веры, «ученый и зодчий», «знаток искусства управлять государством». Очевидец большинства описанных событий, Анна Комнина использовала также сведения, полученные от родителей, от дяди Георгия Палеолога, своего мужа Никифора Вриенния, полководца Татикия и такие письменные источники, как «Наброски к истории царя Алексея» Вриенния, «Хронография» Михаила Пселла, «Хронография» Продолжателя Скилицы, сообщения Михаила Атталиата и др. Руководствуясь правилом: «…о подвигах следует говорить как можно подробно, а содержание постановлений излагать», она включает в повествование хрисовул Алексея 1081 г., указ о предоставлении привилегий венецианцам, Девольский договор Алексея с Боэмундом и др. Придерживаясь хронологического принципа в изложении событий, Анна использует различные отступления: канонические характеристики героев, вставные новеллы, описания, динамичные бытовые сцены, многочисленные цитаты из Гомера и других античных авторов. «Алексиада» была написана на древнем аттическом диалекте и на койнэ с включением латинских терминов. Этот выдающийся памятник византийской исторической мысли был высоко оценен как современниками, так и последующими поколениями. Анну Комнину называли «тринадцатой музой», сравнивали ее с женщинамифилософами и с поэтессами Сапфо, Гипархией, Ипатией.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012