Компанейский Николай Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Компанейский Николай Иванович

Компанейский Николай Иванович - духовный композитор (1848 - 1910). Учился в Николаевском кавалерийском училище; был вольнослушателем в университете по физико-математическому факультету. Знакомство с Серовым , Мусоргским , Даргомыжским и певцом О. Петровым оказало влияние на национальный характер его опер: ""Тарас Бульба"" и ""Майская Ночь"", которые он впоследствии сжег. Из его духовно-музыкальных сочинений (41) самые крупные: ""Литургия"" болгарского распева и ""Догматики Богородичны"" знаменного распева. Компанейский - поборник выдержанного древнерусского церковного стиля. Исходным началом фактуры его песнопений была не столько гармонизация церковных напевов, при которой голосовые партии, кроме главной, обыкновенно малохарактерны, сколько контрапунктическое комбинирование характерных мелодических элементов - ""попевок"", входящих в состав того или другого церковного напева. Его песнопения отличаются церковностью, выразительностью, соответствием музыки и текста, но им недостает порой технической законченности. Компанейский успешно отстаивал бесцензурный выпуск в свет духовных композиций против притязаний наблюдательного совета при московском Синодальном хоре.

Источник: Биографический словарь. 2008

Компанейский, Николай Иванович

— писатель по истории музыки и композитор (род. в 1848 г.). Главные его труды: "О стиле церковных песнопений" (1901); "О связи русского церковного песнопения с византийским" (1903); "Современное демество"; "Упражнения для усовершенствования голоса" (1903); биография О. Петрова (1903); из музыкальных сочинений — 4 "Херувимские".


{Брокгауз}





Компанейский, Николай Иванович


— род. 11 июля 1848 в м. Приютино, близ Таганрога. Служит по военному министерству, работая в то же время на музыкальном поприще. В юности занимался со знаменитым певцом Петровым, но музыкальным образованием обязан самому себе. Кроме работ по теории музыки и акустике, находящихся в рукописи, напечатал (в "Рус. Муз. Газ.") ряд статей, посвященных церковному пению; главнейшие из них: "О стиле церковных песнопений" (1901), "О связи русского церковного песнопения с византийским" (1903), ряд статей под общим назв. "Современное демество", а также биографический очерк О. Петрова (1903). Там же опубликовал метод Глинки "Упражнения для усовершенствования голоса" (1903 № 47). Из композиций К. изд. 4 "Херувимские" и ряд других песнопений.


(Ф.).


{Риман}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008