КОН

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Кон

ад.-проф. патол. анат. Мед.-хир. акад., † 22 с. 1853.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

КОНЬ
Федор Савельевич (гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. архитектор и воен. строитель 16 - нач. 17 вв. В 1585-93 руководил строительством "Белого города" в Москве (длина ок. 9,5 км с 27 башнями), проходившего по линии совр. Бульварного кольца. В 1596-1602 построил укрепления Смоленского кремля (длина стен 6,5 км при высоте 13-19 м с 38 башнями). Ему же приписывается сооружение крепостей моек. Симонова и Боровского Пафнутьева монастырей. Для построек К. характерны использование последних достижений воен. техники и высокие художеств, качества.

Лит.: Люди рус. науки, т. 2, М.-Л., 1948; Воронин Н. Н., Очерки по истории рус. зодчества XVI- XVII вв., М.-Л., 1934; Косточкин В. В., Государев мастер Ф. Конь, М., 1964.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

КОН
Феликс Яковлевич (30.V.1864 - 28.VII.1941) - деятель польского и рус. революц. движения. Род. в Варшаве в семье интеллигента. В революц. движение вступил студентом Варшавского ун-та; в 1882 стал чл. польской партии "Пролетариат". За революц. деятельность в 1884 был приговорен воен. судом к 10 годам и 8 мес. каторги, к-рую отбывал до кон. 1890 на Каре (Вост. Сибирь), в 1891-1904 - на поселении в Якутии. В 1904 был освобожден, вернулся в Варшаву. С 1906 был чл. ЦК ППС - "левицы". С 1907 - в эмиграции. В период 1-й мировой войны - интернационалист. В мае 1917 возвратился в Россию. В 1918 вступил в РКП(б). В 1919 - чл. Киевского губкома, секретарь ЦК КП(б)У. Летом 1920 вместе с Ф. Э. Дзержинским и Ю. Ю. Мархлевским входил в состав Врем. революц. к-та Польши. В 1922-23 - секретарь ИККИ, в 1924-35 - чл. Интернац. контрольной комиссии Исполкома Коминтерна, в 1925-28 - редактор газ. "Красная звезда", затем редактор "Рабочей газеты". В 1930-31 - зав. сектором искусств Наркомпроса РСФСР, в 1931-33 - пред. Всесоюзного к-та радиовещания, с 1933 - зав. муз. отделом Наркомпроса РСФСР, в 1937-41 - ред. журн. "Наша страна". Избирался чл. ВУЦИК и Президиума ЦИК СССР.

Соч.: Под знаменем революции (Воспоминания), (X.), 1926; История революц. движения в России, т. 1, (X.), 1929; Тысяча девятьсот пятый, (М.), 1930; Ф. Э. Дзержинский, (М.), 1939; За пятьдесят лет, 2 изд., (т. 1-4), М., 1936.

Лит.: Эйдеман Р., Неувядаемая молодость, "Правда", 1934, 30 мая, No 147; P. Кон, "Правда", 1941, 29 июля, No 208; Энциклопедич. словарь "Гранат", т. 41, ч. 1, с. 202-11.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Конь
   • Equus,
       1. в естественном и культурно-историческом отношении — животное это ценилось у древних не только за его полезность, но и за особенное благородство (??????? ????????) и бодрость (???? ?? ?????, ?????? ???? ????????? Soph. El. 25). За быстроту поэты производили лошадь от ветров, за все ее превосходные качества — от божественных коней, или считали ее вскормленной богами. Лошади находятся под покровительством особых божеств, напр. богини Епоны (покровительница лошадей), изображения или статуи которой ставились в конюшнях. По существенной роли, которую лошадь играет в облегчении сношений и сообщений, ее сравнивали с кораблем, а корабль называли морским конем. Отсюда, может быть, и произошло сказание, что творцом коня был Посейдон (????????, equester). Поэты и художники часто прославляли отдельных лошадей в своих произведениях: Гомер воспел коней Ахиллея (Ксанфа и Балия), Агамемнона (Эг), Менелая (Подарга), Пиндар — победоносного коня Гиерона (Ференика); далее, известны Букефал Александра Великого и Борисфен Адриана (Dio Cass. 69, 10); Адриан воздвиг своему коню особый надгробный памятник (Spart. Hadr. 20). Подобные же почести, впрочем, оказывали уже греки коням, одержавшим троекратную победу на Олимпийских играх (Aelian. de animal. 12, 40. Plin. n. h. 8, 42). Коневодством известны были Аргос и Фессалия, кроме того Кирена в Африке и Сицилия. Римляне, во времена Германика, брали себе боевых коней из Галлии (Tac. ann. 2, 5.). По цвету более всего ценились белые; коней белой масти употребляли римляне и для триумфальных процессий (Liv. 5, 23), равно как и германцы при религиозных обрядах (Tac. Genn. 10.). В качестве спутников человека в сражении, кони требовали особого воспитания и обучения (Verg. Georg. 3, 180 и сл.);
       2. искусство верховой езды с ранних времен было предметом особенных забот и восходит даже до мифических времен (Verg. Georg. 3, 115 и сл.); к нему относится литературный труд Ксенофонта (????? ????????). На особенно бойких и своенравных лошадей надавали удила с железными жалами или зубьями (frena lupata, Horat. Od. 1, 8, 6. Ov. trist. 4, 6, 3). Седла (clitellae), стремена (stapiae) и подковы в ранней древности не были известны; некоторые относят к подковам гомеровское выражение в ?????????, но soleae ferreae y позднейших римлян прикреплялись, по крайней мере, не гвоздями. Попоны для лошадей существовали (equi constrati, Liv. 21, 54, см. Ephippium, Эфиппий), хотя не всегда (германцы пренебрегали ими, Caes. b. g. 4, 2). Юношество упражнялось в легком вспрыгивании на коня на деревянных лошадях на Марсовом поле;
       3. см. Sidera, Созвездия.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884