1) главный замысел или ведущая идея исторического исследования, с помощью которой обосновывается выбор его объекта, формулируется проблема, осуществляется аргументация понятий, которые в совокупности образуют четкую объяснительную схему, своеобразный «каркас» гипотезы или исторической теории (2); 2) система взглядов на исторические явления и процессы с позиций определенной теории исторического познания, определяющей его предмет, понимание характера исторического развития, раскрывающей и объясняющей основной смысл исторического процесса (3).
К. и. является продуктом концептуального мышления, связанного с формированием сложных представлений об исторической реальности путем понятийного синтеза или производством смыслов в случаях постижения исторической реальности на основе «отнесения» к ценностному основанию исторического познания. В классической исторической науке понятие «историческая концепция» тесно связано с понятием исторической теории как целостной системой непротиворечивых умозаключений, идентифицирующих или объясняющих определенную совокупность исторических фактов. В классической науке концептуальное историческое мыишение отождествлялось с теоретическим мышлением или его неполной (незавершенной) формой. В неклассической науке понятие «историческая концепция» стали редуцировать к ментальному образу исторической реальности ценностно-нормативного характера. В постнеклассической исторической науке К. и. рассматривается как самостоятельная форма организации и структурации исторического знания смыслообразующего характера. В отличие от «нейтрального» теоретического мышления классической исторической науки, оперирующего научными понятиями, концептуальное историческое мышление в постнеклассической науке, обусловленное социокультурными предпосылками, базируется на концептах как когнитивных моделях исторической реальности рационально-ценностного содержания. Являясь формами постнеклассического исторического мышления, концепты, направленные на «схватывание» смыслов в единстве речевых высказываний, действуют в режиме непосредственного диалогического общения говорящего и слушающего, пишущего и читающего, и поэтому всегда сохраняют открытые пространства для иных трансфлексивных обобщений. В этом плане концепты являются, с одной стороны, результатом квантификации исторических знаний, с другой - определенной формой абстрагирования, модели которого задаются самим историческим мышлением в процессе производства личностно-ориентированного знания об исторической реальности. В неоклассической исторической науке, допускающей различные интерпретации, К. и. рассматривается, с одной стороны, как общая идея, или замысел, исторического исследования, а с другой - как его результат, представленный в виде системы нового исторического знания теоретического и аксиологического содержания.
К. и. как замысел исторического исследования представляет собой перспективный и целостный взгляд на его стратегию и результат. К. и. как конструктивный замысел исторического исследования - это проект, включающий: 1) выбор объекта когнитивного интереса и обоснование актуальности темы исследования; 2) критический анализ предпосылочных знаний и выяснение степени научной разработанности темы исследования; 3) постановку научной проблемы и определение цели исследования; 4) системно-семантический анализ предметной области научного исследования и постановку его задач; 5) определение объекта и предмета исторического исследования; 6) выбор методологических оснований исследования; 7) формулировку научной гипотезы исследования; 8) определение источников эмпирической информации.
К. и. как результат исторического исследования, представляющий собой систему нового исторического знания, является продуктом концептуального мышления, связанного с производством смыслов в случаях постижения исторической реальности на основе «отнесения» к ценностному основанию исторического познания или с формированием сложных представлений об исторической реальности путем понятийного синтеза. К. и. как результат исторического исследования может быть представлена в виде: 1) образа исторической реальности, выраженного в форме базового концепта; 2) системы концептов, придающих смысл исторической реальности; 3) логически объясняющих теоретических конструктов и смыслообразующих исторических концептов, составляющих целостную и непротиворечивую картину исторической реальности, обусловленную социокультурным контекстом и оправданную источниками эмпирической информации. Некоторые исследователи усматривают специфику исторической концепции в ее нарративном характере, поэтому историки, по их мнению, пишут книги, а не формулируют отдельные утверждения о прошлом или о том, как исторические события причинно связаны с друг другом. Это происходит оттого, что историки знают, что только книга в целом представляет сущность их концепций о прошлом (1). Нарративный характер исторической концепции позволяет рассматривать ее как результат воображения историка и выделить пять уровней концептуализации исторического материала: хроника, повествование, четыре типа сюжетности (эстетика), четыре типа объяснения (наука), четыре типа идеологии (этика), четыре типа тропологических моделей (5).
Лит.: 1)Ашерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры / Пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Катаева. М.: ПрогрессТрадиция, 2003; 2) Концепция историческая // Исторический словарь. Режим доступа: http://enc-dic.com/historv/Koncepciia-18768.html [февраль, 2014]; 3) Концепция историческая // Терминологический Словарь. Режим доступа: http://histua.com/ru/ slovar/k/koncepciva-istorichna [февраль, 2014]; 4)Лубский А. В. Историческая концептология: проблемы жанра и метода // Лосевские чтения: труды Международной ежегодной науч.-теор. конф., г. Новочеркасск, май 2009 г. Новочеркасск: Изд-во ЮРГТУ (НПИ), 2009. С. 104-110; 5) Уайт X. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX в. Екатеринбург, 2002. А. В. ЛУБСКИЙ
КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.