КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
(концеп-туализм) (лат. Conceptus — мысль, представление) — художественное направление в искусстве авангарда, возникшее в 60-е гг. ХХ в. в США. Главная отличительная особенность концептуализма заключается в принципи-альном отказе от воплощения идеи в материале, в стремлении выразить идею, а не создать видимый об-раз. Поэтому концептуализм отвергает традиционные формы изобразительности и художественной выразительности как «отвлекающие» от восприятия и пони-мания предложенной художником идеи. Произведения концептуального искусства существуют в виде набросков, письменно или устно изложенных проектов, коротких фраз или пространных текстов. В качестве материалов используются фотографии, письменные тексты, графика, видеоленты и т.п. При этом матери-альные средства выполняют роль лишь возбудителя представлений: предметом художественного созерцания остается мысленная форма (идея). В соответствии с теорией концептуалистов, искусство замещается идеей искусства, то есть сводится к процедуре его самоопределения внутри того или иного контекста. Отсюда теоретики концептуализма призывали к воспроизведению «художественной идеи» (так называемых концептов) с помощью традиционных выразительных средств. В истории концептуального искусства наиболее влиятельным было объединение художников в Англии «Искусство и язык», которое издавало свой журнал под тем же названием. В Советском Союзе концептуализм су-ществовал как часть художественного андеграунда, в противовес официальному искусству. Творческие группы концептуалистов «Сретенский бульвар», «Кол-лективные действия», «Гнездо», существовавшие в 60–70-е годы, практиковали проведение различного рода акций и создание эзотерических текстов.