краткие песни, соответствовавшие тому дню церковного календаря, когда совершается литургия.
Кондак
Кондак
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
КОНДАК
свертки пергамента с записями церковных песнопений, а затем и сами песнопения в которых содержится краткое описание церковного праздника или наиболее важные моменты, связанные с деяниями прославляемого святого.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
КОНДАК
(греч. Kontakion — краткий) — один из видов церковного пения, содержание которого пред-ставляет собой краткое описание церковного праздника или наиболее важные деяния прославляемого свято-го. В настоящее время древняя традиция этого пения утеряна, сохранившиеся до нашего времени рукописи — пять кондакарей — не поддаются расшифровке. Скорее всего, первая часть исполнялась солистом, а окончание подпевалось народом.
КОНДАК
греч. — палочка, вокруг которой наматывался пергаментный свиток) — особый жанр ранневизантийской церковной гимнографии, широко распространенный в V-VI веках; состоял, как правило, из 24 икосов. Автором большинства кондаков считается св. Роман Сладкопевец. Начиная с VII века, кондак как основная форма богослужебных песнопений вытесняется каноном; с этого времени кондаком называется краткое молитвенное песнопение, входящее в состав акафиста или канона и, возможно, представляющее собой какой-либо фрагмент прежнего кондака.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
Кондак
один из жанров византийской церковной гимнографии. Основоположником кондака считают святого Романа Сладкопевца, жившего в первой половине IV века. Роман Сладкопевец (Мелод) был непревзойденным автором множества древних кондаков, которые представляли собой целые поэмы (20–30 строф). Строфы были объединены единым размером и припевомрефреном. Первая строфа служила вступлением, а последняя обобщала содержание кондака, подводя итог, и имела характер назидания. Строфы читались канонархом, а рефрен пели всем миром. В VIII веке кондаки были вытеснены каноном и число строф кондака сократилось. В настоящее время две строфы кондака (кондак и икос) читают после исполнения шестой песни канона. Тот же кондак (но уже без икоса) читают на часах и поют на литургии по малом входе. Исключением из правила служит древний кондак, который принято читать при чине отпевания усопшего архиерея или священника. Кондаками называют также строфы акафиста.
Источник: Православная энциклопедия.
KОНДАK
(греч. «палочка, вокруг которой наматывался пергаментный свиток») – жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником является прп. Роман Сладкопевец (Мелод) (1-я пол. VI в.), непревзойденный автор большинства кондаков. Древние кондаки – многострофные (включающие около 20-30 строф) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим рисунком. Первые буквы строк слагались в акростих. Строфам кондака предпосылалась вводная строфа – кукулий – «капюшон», имеющая другой ритмический рисунок и объем, но тот же рефрен. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. В современном кондаке раскрывается догматическое и историческое значение празднуемого события. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея. Kондаками также называются строфы акафиста.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
КОНДАК
греч. – «палка», на которую наматывался свиток). 1. Жанр ранневизантийской литературы, уходивший корнями в христианские культовые гимны. Он сложился в V – VI вв. и представлял собой драматизированное повествование объемом от 18 до24 больших строф – икосов, – объединенных силлабической (стихи, основанные на соблюдении определенного количества слогов в строке вне зависимости от расположения в ней ударений) метрической структурой и сквозным рефреном. В основе его лежал пересказ библейских событий, дополненный драматическими диалогами. Кондак отличался напевноречитативным характером, близким к проповеди. Солист исполнял основной текст, а хор – рефрен. Кондак начинался со вступления – кукулия (греч. «капюшон»), который эмоционально подготавливал слушателя и отличался меньшим объемом и иной метрикой стиха. Первые буквы кукулия и икосов составляли акростих. В византийском богослужении использовались отдельные строфы наиболее известных кондаков. В VII – VIII вв. кондак сменился каноном. 2. Малые строфы в акафисте, а также небольшие по объему и простые по структуре песнопения, не отличающиеся от тропаря.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012