Кондаков Никодим Павлович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Кондаков Никодим Павлович

Кондаков Никодим Павлович - выдающийся историк искусства и археолог. Родился в 1844 году. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, где работал, главным образом, под руководством Буслаева . Состоял профессором Новороссийского, затем Петербургского университетов, а также членом Археологической Комиссии и старшим хранителем отделения средних веков и эпохи Возрождения в Эрмитаже. В 1898 году избран академиком по отделению русского языка и словесности Академии Наук. В 1901 году был назначен управляющим делами комитета попечительства о русской иконописи. Из его научных поездок особенно богатые результаты для археологии имели: в 1873 году путешествие по Грузии для изучения архитектуры грузинских церквей, в 1875 - 1876 годах - в Западную Европу для изучения миниатюр греческих рукописей, в 1881 году - на Синай для изучения древностей Синайского монастыря и рукописей его библиотеки, в 1884 году - в Константинополь, для изучения его памятников, в 1889 году - на Кавказ, с целью описания ризниц монастырей Мингрелии, Имеретии и Грузии, в 1891 году - в Сирию и Палестину, для изучения христианских древностей Святой Земли, в 1898 году - на Афон и в славянские земли. Учено-литературная деятельность Кондакова охватывает почти все отделы истории искусства. К области классического искусства принадлежат сочинения: ""Памятник Гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства"" (Одесса, 1873, магистерская диссертация), ""Греческие терракоттовые статуэтки в их отношении к искусству, религии и быту"" (ib., 1879) и ряд мелких статей. История византийского и в связи с ним русского искусства составляла и составляет главный предмет научных разысканий Кондакова. Сюда относятся следующие его труды: ""Древняя архитектура Грузии"" (М., 1876), ""История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей"" (Одесса, 1876, докторская диссертация; то же сочинение по-французски: ""Histoire de l´art byzantin consideree principalement dans les miniatures"", II., 1886 - 1891), ""Путешествие на Синай. Древности Синайского монастыря"" (Одесса, 1882), ""Византийские церкви и памятники Константинополя"" (ib., 1886), ""Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии"" (СПб., 1890), ""Указатель отделения средних веков и эпохи возрождения Эрмитажа"" (ib., 1891), ""Византийские эмали. Собрание А.В. Звенигородского. История и памятники византийской эмали."" (ib., 1892, то же одновременно на французском и немецком языках), ""Русские клады. Исследование древностей великокняжеского периода"" (ib., 1898), ""О научных задачах истории древнерусского искусства"" (ib., 1899), ""Современное положение русской народной иконописи"" (ib., 1901), ""Памятники христианского искусства на Афоне"" (ib., 1902), ""Иконы Синайской и Афонской коллекций преосвященного Порфирия"" (ib., 1902), ""Археологическое путешествие по Сирии и Палестине"" (ib., 1904), ""Лицевой иконописный подлинник. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа"" (ib., 1905), ""Иерусалим христианский"" (ib., 1905), ""Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI века"" (ib., 1906), ""Македония"" (ib., 1909), ""Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения"" (ib., 1911), ""Иконография Богоматери"" (том I, СПб., 1914). Совместно с графом И.И. Толстым , Кондаков издал ""Русские древности в памятниках искусства"" (6 вып., СПб., 1889 - 1899). Во всех своих трудах Кондаков является глубоким знатоком и тонким исследователем трактуемых им вопросов и большим мастером в деле стилистического анализа памятников, ведущих все свои разыскания на широкой исторической основе. Им введен в научный обиход и тщательно обследован целый ряд памятников, ранее неизвестных вовсе или неправильно оцененных. В области византийского и древнерусского искусства Кондакову принадлежит особенно видное место в ряду не только современных, но и прошлых исследований: эти отделы истории искусства могут считаться созданными и впервые научно обоснованными Кондаковым. Как университетский преподаватель, Кондаков создал свою школу, и многие из его учеников занимали и занимают теперь профессорские кафедры. - См. Е.К. Редин ""Никодим Павлович Кондаков"" (""Записки Русского археологического общества"", IX и отдельно, СПб., 1897); Ф.И. Покровский ""Никодим Павлович Кондаков"" (""Богословская Энциклопедия"", под редакцией Н.Н. Глубоковского , том XII, СПб., 1911, где дан подробный перечень трудов Кондакова). С. Ж.

Источник: Биографический словарь. 2008

Кондаков, Никодим Павлович

Кондаков Никодим Павлович


— историк искусства; род. в 1846 г.; воспитанник московского университета, в 1871 г. стал читать лекции по теории и истории изящных искусств в новороссийском университете, в 1873 г. защитил в московском университете магистерскую диссертацию: "Памятник Гарпий из Ксанфа в Ликии" ("Записки Новороссийского университета", 1874 г., кн. XII), а в 1877 г. — докторскую: "История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей" (Одесса, 1877; французский перевод, Париж, 1886), после чего избран был новороссийским университетом в ординарные профессора. В 1888 г. К. переместился на кафедру теории и истории искусства в с.-петербургский университет, причем занял также должность в Императорском Эрмитаже и стал работать в Императорской археологической комиссии, членом которой состоит с 1876 г. С 1894 г. состоит при русском археологическом институте в Константинополе. К. напечатал: "Византийские церкви и памятники Константинополя" (Одесса, 1886); "История и памятники византийской эмали" (Париж, 1892 — роскошно издана Звенигородским) и др. Вместе с графом И. Толстым, К. издал "Русские древности в памятниках искусства" (вып. I-II, СПб., 1889), где в популярной форме представлен обзор результатов, добытых археологами, нумизматами и историками, хранящихся в редких, дорогостоящих изданиях, каковы, например, "Древности Босфора Киммерийского".


{Брокгауз}





Кондаков, Никодим Павлович


(01.11.1844—17.02.1925) — историк, искусствовед, культуролог. Род. в Новооскольском уезде Курской губ., в семье управляющего князей Трубецких. В 1861 поступил в Моск. ун-т на ист.-филол. ф-т. По окончании преподавал (с 1865 по 1870) рус. яз. и словесность во 2-й Моск. гимназии и Александровском военном училище, а также рус. историю и археологию в Моск. школе живописи и ваяния. В 1870 получил кафедру по теории и истории искусства в Новоросс. ун-те. В 1872 защитил магистерскую дисс. В 1888 приглашен проф. в Петерб. ун-т, одновременно был ст. хранителем в Эрмитаже. В силу слабого здоровья К. был вынужден часто лечиться на юге. В Крыму и застали его революция и Гражд. война, "отрезав" от центра страны. В кн. "Воспоминания и думы" (начатой 74-летним К. весной 1919 в Одессе) он пишет, что считал себя сторонником демократизации об-ва, однако "враждебно ощущал полную неподготовленность рус. народа к самостоятельной полит. и обществ. деятельности" (С.21). В 1920 покинул Россию, после краткого пребывания в Константинополе и в Варне оказался в Софии, где в 1920—1923 был проф. ун-та. По приглашению чешского ун-та переехал в Прагу, где читал до посл. дней курс по средневековому искусству Вост. Европы. Умер в Праге. Еще будучи доц. ун-та в Одессе, К. организовал кружок по изучению византийской истории, искусства и культуры. Его докт. дисс. (1876) "История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей", будучи опубликованной и пер. на франц. яз., принесла ему европ. известность. К. изучал связь византийского и древнерус. искусства и настаивал, что нельзя до конца познать второе, не изучив первого. Один из крупнейших историков России В.Т.Пашуто отмечал: "Н.П.Кондаков был первым, кто включил древнерусское искусство в мировой исторический процесс, поставил вопрос о воздействии на него скифского, римского, готского, византийского и восточного искусства, стараясь проследить генетические связи и в археологическом, и в историческом материале" ("РИЭ". С. 16). К. активно занимался иконографией и оставил по этой теме ряд работ мирового значения. Не ограничиваясь своей дисциплиной, К. делал обобщающие выводы филос., культурол. характера. Он писал о взаимопроникновении культур Запада и Востока; анализируя византийское искусство, костюмы, черты быта и домашних нравов, отмечал заимствования из культур Индии, Китая, Ирана. К. внес большой вклад в развитие методол. ист. познания. Считал неправильным, что история и археология уделяли внимание гл. обр. текстам и почти не изучали памятники. К. подчеркивал, что, изучая памятники древности и корректируя данные текстов, можно составить более объективную, науч. картину исследуемого ист. явления. Акад. Петерб. Академии наук (с 1898). С 1907 — почетный член Киевской и с 1908 — Петерб. Дух. академий.



Соч.: Наука классической археологии и теории искусств. Одесса, 1872; История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876; Эстетико-исторический очерк древнего искусства. Одесса, 1877; Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1886; Русские клады. СПб., 1896; О научных задачах истории древнерусского искусства. СПб., 1899; Современное положение русской народной иконописи. СПб., 1901; Иконография Богоматери. I—II. СПб., 1914—1915; Воспоминания и думы. Прага, 1927; Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, 1929; Русская икона. Текст. Т.1, 2. Прага, 1931—1933; Чтения по истории античного быта и культуры // Seminarium Kondakovianum. T.IV. Praha, 1931; Воспоминания. Статьи. Письма. Т.1—2. М.,


1984—1985.

Г.Т.Койшибаев






Кондаков, Никодим Павлович


Род. 1844, ум. 1925. Историк, специалист по истории византийского и древнерусского искусства. Внедрил собственный иконографический метод изучения средневекового искусства и его типологических особенностей. С 1898 г. академик Петербургской академии наук, с 1917 г. — РАН. В 1920 г. эмигрировал.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

КОНДАКОВ Никодим Павлович
1.11.1844, с. Халань, Новооскольского у.
Курской губ. 17.2.1925, Прага) - историк искусства. Сын бывшего крепостного, купца 3-й гильдии, управляющего им.ями князей Трубецких.
В 1861-65 учился на историко-филологическом факультете Московского университета, слушал лекции К.Герца и Ф.Буслаева. Окончив университет, преподавал русский язык и словесность в средних учебных заведениях и историю искусств в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1870 приват-доцент, с 1877 профессор кафедры истории и теории искусств Новороссийского университета в Одессе: создал в университете первый в России музей античных слепков. Основал Одесскую рисовальную школу, был в 1884-88 ее директором. Член Московского (с 1867) и Русского (в 1876-91) археологических обществ. Первые три статьи К. были опубликованы в 1866; магистерскую диссертацию посвятил классическому искусству (1873), докторская диссертация - «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей» (Одесса, 1876: на франц. яз. - Париж, 1886).
С 1888 К. жил в Петербурге. Профессор кафедры истории искусств Петербургского университета (до 1897) и Высших женских курсов, главный хранитель отделения Средних веков и Возрождения в Эрмитаже (до 1893), входил в различные комиссии Академии художеств. Учениками К. были Д.Айналов, Е.Редин, Я.Смирнов, он оказал большое влияние на Н.Лихачева, М.Ростовцева, С.Жебелева, П.Покрышкина, Н.Окунева, Л.Мацулевича, Н.Сычева, В.Мясоедова и др. видных историков и историков искусства. Был одним из организаторов основанного в 1895 центра византиноведения - Русского Археологического института в Константинополе. В 1901 организовал Комитет попечительства о русской иконописи, управляющий делами комитета; участвовал в создании экспозиций икон в Третьяковской галерее (1905) и Русском музее, работал экспертом в области реставрации и охраны памятников средневекового искусства.
В своих трудах К. впервые охарактеризовал важные особенности византийского искусства и обосновал его периодизацию. Изучая культуры Византии и византийского ареала - Закавказья, балканских стран и особенно Древней Руси, много сделал для выяснения связей и взаимовлияния между ними и отличительных черт каждой из этих культур.
Поставил проблему генетического родства искусства Западной Европы, Византии и Востока, прежде всего прим.тельно к прикладному искусству и архитектурной декорации. Исследования К. посвящены как отдельным видам художественной деятельности («Мозаики мечети Кахрие Джамиси в Константинополе». Одесса, 1881; «Византийские эмали». СПб., 1892: одновременно изд. на франц. и нем. яз. во франкфурте-наМайне), так и комплексам памятников крупных регионов и культурных центров («Византийские церкви и памятники Константинополя». Одесса, 1887: «Русские клады, Исследования древностей великокняжеского периода», т.
1, СПб., 1896; «Памятники христианского искусства на Афоне. СПб.
1902; «Македония. Археологическое путешествие», СПб., 1909). Для изучения истории искусства в России большое значение имели труды К.
«Русские древности в памятниках искусства» (СПб., 1889-97; с И.И.Толстым) и «О научных задачах истории древнерусского искусства» (СПб., 1899). Научный подход к памятнику К. видел не в подробном его описании, а в выявлении главных его черт, К. был выдающимся знатоком историко-культурной проблематики искусства. Он использовал принцип типологической систематизации памятников и тонкий анализ их техники.
Последователь Буслаева, К. развил иконографический метод, соответствующий каноническому характеру средневековой художественной культуры. Метод включал в себя и традиционный для науки XIX в. анализ стиля. Среди крупнейших трудов К. - «Иконография Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа» (СПб., 1905); «Иконография Богоматери» (т. 1-2.
СПб., 1914; Пг,, 1915). Универсальность научных интересов К.
оперировавшего огромным количеством фактов, уникальные знания в области художественных ремесел были связаны с его работой по сбору и систематизации памятников искусства в хранилищах (музеях, ризницах, частных коллекциях и т.д.) и, главым образом, в естественной среде.К.
проводил раскопки в Керчи, Херсонесе, Тамани, с 1867 по 1914 совершил множество поездок с целью изучения памятников искусства, в том числе в Крым, в Грузию, на Кубань, по древнерусским городам, по иконописным селам Владимирской губернии; посещал Германию, Чехию, Швейцарию, Францию, Англию, Италию, Турцию, Египет, Грецию, Сирию, Палестину, Испанию, Венгрию, Швецию и др. С 1898 К. - действительный член Петербургской Академии наук по историко-филологическому отделению, с 1900 - по отделению русского языка и словесности, с 1907 почетный член Киевской ис 1908 - Петербургской духовных академий.
В апреле 1917 К. уехал из Петрограда в Одессу; осенью приезжал в Москву для сбора материалов о русских кладах и иконописи, Затем жил в Ялте, завершая там работу над книгой «Русская икона», и в сентябре 1918 вернулся в Одессу, где читал лекции в университете по истории русской иконописи и редактировал в 1919-20 газету «Южное слово» (отдел иностранной политики); одновременно проводил дома занятия по искусству Возрождения. Эмигрировав 8.2.1920, обосновался в Софии, Читал лекции в Софийском университете по средневековому искусству и культуре Восточной Европы, изучал древности Болгарии. В Одессе и Софии у К. продолжали учиться Н.Окунев и А.Грабар.
Последний этап жизни и творчества К. связан с Прагой, куда он переехал 26,4.1922, В Пражском университете был прочитан в 192224 курс «О роли восточноевропейских славянских и кочевых народностей в истории образования общеевропейской культуры», лекции по истории античного быта и культуры (опуб. в 1931), по проблемам орнамента.К.
был избран почетным президентом 2-го конгресса русских ученых за границей. Награжден более чем 50 дипломами научных обществ, университетов и академий разных стран. В апреле 1924 выступил с докладом на 1 -м конгрессе византинистов в Бухаресте. В числе пражских учеников К. А.Калитинский, Н.Беляев, Н.Толль, М.Андреева, Д.Рассовский и др., объединившиеся вместе с другими учеными после смерти К. в «Seminarium Kondakovianum», преобразованный позднее в Институт им.Н.Кондакова в Праге. Посмертно были изданы «Русская икона» (тт. 14. Прага, 1928-33: на англ. яз.: Лондон, 1927), «Воспоминания и думы» (Прага, 1927); «Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры» (Прага, 1929). Часть работ К.
осталась неопубликованной: т.З «Иконографии Богоматери (Мадонны)» (в 1925 рукопись куплена Ватиканом); т.2 «Русских кладов»; «История средневековой итальянской миниатюры».

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции