Кондратьев, Геннадий Петрович

Найдено 1 определение
Кондратьев, Геннадий Петрович

— певец; род. в 1834 г. Будучи в александровском корпусе для малолетних, а затем в павловском кадетском корпусе, К. пел в хоре, изучал игру на скрипке и виолончели и дирижировал оркестром корпуса. В 1856 г. К. оставил военную службу и отправился в Милан, где учился у Репетто. Окончив занятия, пел во многих городах Италии, между прочим четыре сезона во Флоренции. Артистическую карьеру в России К. начал в 1863 г. в Тифлисе. В 1865 г. был приглашен в Петербург в русскую оперу, где дебютировал в "Руслане". Свою деятельность в русской опере К. продолжал до 1872 г. Лучшими ролями К. были: странник в "Рогнеде", Петр во "Вражьей силе", Вильгельм Телль. С 1871 г. К. занимает должность главного режиссера русской оперы. Известен также как знаток и любитель пчеловодства (см.).


Н. С.


{Брокгауз}





Кондратьев, Геннадий Петрович


— род. 1835 в Костромской губ.; по окончании кадетского корпуса принимал участие в севастопольской компании, после чего изучал пение (баритон) в Италии у Репетто, Торелли и Паста. В 1860—65 пел в Италии, затем в Тифлисе и в 1865 дебютировал на Мариинской СПб. Сцене (Руслан). Здесь К. прослужил 35 лет, до 1872 в качестве певца, а затем до 1900 в качестве главного оперного режиссера.


(В.).


{Риман}





Кондратьев, Геннадий Петрович


[5(17). 2.1834 (в нек-рых источ. 1835), усадьба Языкино Костром. губ., ныне Кинешемского р-на Иванов. обл. — И (24).7.1905, Петербург, похоронен в с. Молодцы Псков. губ.] — арт. оперы (бас-баритон) и режиссер. Род. в семье военного. С пяти лет обучался игре на скрипке и виолончели. С семи лет учился в Александровском, затем Павловском кадетском корпусах (здесь с девяти лет пел в хоре, затем был его регентом, однажды дирижировал сводным оркестром уч-ща). Принимал участие в Крым. войне 1853—56. До 1856 выступал как певец-любитель. Выйдя в отставку, по совету певца Л. Лаблаша уехал в Милан. где четыре года занимался вокалом у Э. Репетто, декламации и мимике у Торелли, пользовался советами Дж. Пасты и А. Тамбурини. В 1860 дебютировал в партии Ассура в оперном т-ре Наварры (Пьемонт), затем до 1863 пел во Флоренции (весь сезон), Турине, Триесте, Ливорно, Ницце (1861), Болонье, Александрии. В Италии встречался с видными композиторами, певцами, писателями, художниками, общ. деятелями, в т. ч. с И. Тургеневым, Н. Ге, Дж. Гарибальди. В 1863—64 выступал в тифлис. Итал. опере. В 1864—72 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партии Руслана). В 1866 гастролировал в Москве. Обладал высоким, сильным, немного глуховатым в верхнем регистре голосом обширного диапазона, актер. мастерством. Итал. школа пения в сочетании с природными вокальными данными позволяли певцу исп. не только басовые, но и баритоновые партии. Исп., отличаясь корректностью, сдержанностью, вместе с тем страдало отсутствием задушевной интонации. Дарование певца больше всего проявилось в характерных партиях в операх рус. композиторов.


1-й исп. партий: Старика-странника ("Рогнеда"), Альманзора ("Наида"), Тихона ("Гроза"), Петра ("Вражья сила"); в Мариинском т-ре — Стольника ("Галька"), Мефистофеля ("Фауст"); на рус. сцене — Оберталя ("Иоанн Лейденский"), Тельрамунда ("Лоэнгрин"). Лучшие партии: Руслан, Старик-странник, Тихон, Петр ("Вражья сила"), Георг ("Пуритане"), Мефистофель ("Фауст"), Вильгельм Телль, Тельрамунд. Партнеры: П. П. Булахов, Д. Леонова, Ф. Никольский, О. Петров, М. Сариотти, О. Шредер. Пел п/у К. Лядова, Э. Направника.


Выступал также в камерных концертах. Репертуар включал, в частности, романсы Р. Шумана, В. Кашперова. 27 янв. 1868 исп. в Петербурге партию Мефистофеля из "Осуждения Фауста" Г. Берлиоза п/у автора; 26 окт. 1869 — партию Злого духа в отрывке из музыки к "Фаусту" Р. Шумана (1-й исп. в России).


С 1870 режиссер, с 1872 гл. режиссер Мариинского т-ра. Всего поставил 26 опер рус. и 12 зарубеж. композиторов.


1-й постановщик опер: "Снегурочка", "Пиковая дама"; в Мариинском т-ре — "Африканка"; на рус. сцене — "Ромео и Джульетта", "Манон". Режиссерскую деят-сть К. высоко ценил В. Стасов. Эстетическим взглядам К. был свойствен консерватизм, что, в частности, нашло отражение в ежедневных отчетах о прошедших спектаклях.


К. был в тесных дружеских отношениях с А. Н. Островским (писатель в расчете на актер. дарование певца специально для него написал роль Петра — "Вражья сила"), А. Даргомыжским, В. Серовым, M. Мусоргским, H. Римским-Корсаковым, П. Чайковским, А. Бородиным, Ц. Кюи, братьями Рубинштейн.


По совету известного ученого А. М. Бутлерова занялся пчеловодством и вскоре был избран членом Пчеловодческой комиссии. С 1892 издавал журнал "Вестник иностранной литературы пчеловодства", сам был автором многих статей по различным вопросам пчеловодства.


Лит.: Аккорд Г. П. Кондратьев // Всемирная иллюстрация. 1890. № 1095. С. 49; Ф. Ник. [Финдейзен] Современные музыкальные деятели: Геннадий Петрович Кондратьев // РМГ. 1900. № 7; Г. П. Кондратьев // Ежегодник имп. театров. Сезон 1904—1905. Вып. 15. Прилож. — СПб., 1905. С. 320—321; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — [Л]. 1949. С. 46, 49; Русский режиссер об "Отелло" // Сов. музыка. 1963. № 10. С. 65—67; Халифман И. Г. Кондратьев и Г. Кандратьев // Прометей. — М., 1968. Т. 5. С. 462—465; Дневники Г. П. Кондратьева // Музыкальное наследство. — М., 1970. Т. III. С. 347—352; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века, 1857—1872. — Л., 1971; Шабаршов И. Ученые пчеловоды России. — М., 1986. С. 37.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008