на острове Коневце, в северо-западной части Ладожского озера. Основан прп. Арсением, который, прибыв в 1393 на остров для уединенной жизни, первоначально поселился на горе в дремучем лесу, водрузил здесь крест и при нем создал келью; через год преподобный перешел на юго-западный берег к бухте, называемой Владычная лахта, и с несколькими учениками около трех лет проводил здесь скитскую жизнь, а затем построил небольшую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь потом находился Коневский скит. В 1421, в наводнение, вода достигла самого храма, и это побудило преподобного перенести обитель на более возвышенное место. В 1577 монастырь подвергся разорению от шведов, а иноки его переселились в Деревяницкий Воскресенский монастырь; возвратившись обратно, но восстановлении монастыря в 1549, иноки в 1610 снова должны были, вследствие передачи Карельского края шведам, переселиться в Деревяницкий монастырь. С тех пор остров Коневец находился в запустении более 100 лет, пока Петр I не возвратил России Карелию; по просьбе Деревяницкого архим. Иоанникия, в 1718 остров Коневец был приписан к Деревяницкому монастырю и последний восстановил Коневский монастырь, который с 1760 был признан самостоятельным. В центре позднейших построек монастыря величественно подымался двухэтажный каменный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В нижнем монастырском храме в честь Сретения Господня находились главные святыни обители: на левой стороне у входа почивали под спудом св. мощи прп. Арсения, над которыми возвышалась серебряная изящной отделки рака; близ левого клироса находилась Коневская чудотворная икона Божией Матери (называемая также Голубицкою); с возвращения ее из С.-Петербурга в монастырь отовсюду стали стекаться к ней на поклонение люди благочестивые, и многие из них получали "вся благая и полезная" по их вере к Усердной Заступнице; на этой св. иконе к венцу изображенного на ней Богомладенца был привешен золотой складень с частию ризы Господней. В Сретенском же храме на пьедестале хранилась часть ризы Богоматери в серебряном ковчеге и деревянный ковш, оправленный в серебро, бывший в употреблении у прп. Арсения. В монастырской церкви во имя св. Николая Чудотворца сохранялся иконостас, содержавший в себе изображения событий из жизни святителя. Священным и лучшим местом Коневского монастыря почиталась Святая гора. На ее высотах положено было прп. Арсением начало селения монашеского. На ней в годину искушения было утешительное явление Божией Матери старцу Иоакиму, почему гора и получила название Святой.
С.В. Булгаков