Кони Федор Алексеевич - известный водевилист (1809 - 1879). Окончил курс медицинского факультета Московского университета; был учителем истории в военно-учебных заведениях. В 1833 году появился первый его водевиль ""Жених по доверенности"". За ним последовал длинный ряд водевилей и небольших комедий: ""В тихом омуте черти водятся"", ""Иван Савельич"", ""Женишок-горбунок"", ""Покойник-муж и вдова его"", ""Женская натура"", ""Не влюбляйся без памяти, не женись без расчета"", ""Деловой человек"", ""Петербургские квартиры"", ""Всякий черт - Иван Иванович"", ""Беда от сердца и горе от ума"", ""Чему посмеешься - тому поработаешь"", с успехом шедшие на сцене и печатавшиеся как отдельно, так и в журналах. В сборнике ""Театр Ф.А. Кони"" (СПб., 1870 - 1871) появились еще пьесы: ""Архип Осипов, или Русская крепость"", ""Титулярные советники в домашнем быту"", ""Кавказская свадьба"" и ""Царская милость"". В тот же сборник вошли лучшие из переведенных и переделанных Кони пьес. Приняв с 1840 года деятельное участие в ""Пантеоне"", Кони с 1846 года взял на себя его редактирование и сделал его органом, живо отражавшим общественно-артистическую жизнь России и Европы. Ему принадлежит ряд своих статей по истории театра: ""Воспоминания о театре Медокса"" (1840, том I), ""Придворный театр императора Наполеона в Москве в 1812 году"" (ib.), ""Русский театр, его судьбы и его историки"" (""Русская сцена"", 1864, № 2, 3, 6 и 8). Другие его труды: ""Книжка-малютка для милых малолеток"" (СПб., 1837); ""История Фридриха Великого"" (СПб., 1844, 2-е издание, СПб., 1863); ""Живописный мир, или Взгляд на природу, науку, искусство и человека"" (Гельсингфорс, 1840). Пьесы Кони отличались наблюдательностью и талантом; куплеты, обильно их пересыпающие, полны бойкого юмора. Кони писал и стихи; популярен был его роман ""Гондольер"".
Кони Федор Алексеевич
— писатель, род. в Москве 9 марта 1809 г., ум. в Петербурге 25 января 1879 г. Сын московского купца, давшего ему солидное первоначальное образование, он развился дома под влиянием своей матери, Аграфены Никитичны, передавшей ему свою живую, энергическую натуру, и общественную школу — "воспитательно-учебное заведение благородного юношества", содержавшееся известным педагогом Леопольдом Чермаком — стал посещать лишь на 15 году. Окончив в этой школе курс в 1826 г., Кони поступил на медицинский факультет Московского университета, блиставший в то время такими замечательными профессорами, как знаменитый анатом Лодер и клиницист Мудров. Медицина, однако. мало привлекала его и он, наряду с лекциями по избранному им факультету, посещал с особой любовью разнообразные чтения на словесном, или, как он тогда назывался, философском факультете. Эти чтения и знакомство в подлиннике с лучшими произведениями западной драматической литературы оказали решающее влияние на направление его деятельности и, хотя он и получил звание лекаря, но никогда практически медициной не занимался, интересуясь, однако, ее успехами и следя за развитием медицинских знаний, как видно из сделанного им в 1861 г. подробного разбора "Медицинского календаря". Еще на студенческой скамье перевел он драму Виктора Дюканжа (автора известной "Жизни игрока"), "Смерть Каласа", изданную в 1830 г. отдельной книгой и данную в 1829 г. на Московской Императорской сцене, причем главные роли исполнялись Мочаловым и Репиной. Успех этой пьесы, переданной по-русски прекрасным языком и производившей сильное впечатление на зрителей, обратил на молодого переводчика особое внимание директора театров Ф. Ф. Кокошкина. Его советы и указания, поддержанные настояниями А. Д. Галахова, с которым Ф. А. Кони был связан тесной дружбой, побудили его окончательно посвятить себя драматической литературе и изучению истории и теории искусства. С 1832 по 1837 г. были им изданы и шли, с постоянным успехом на сцене, шесть переделанных им с французского водевилей, снабженных оригинальными куплетами ("Жених по доверенности", "Принц с хохлом и бельмом", "Карета", "Муж всех жен", "Девушка-гусар" и "Муж в камине"), переделанная с немецкого оперетка "Студент, хорист и артист" и пять оригинальных пьес: драма "Тереза", водевили: "Иван Савельевич", "Женишок-Горбунок" и "Титулярные советники в домашнем быту" — и комедия "В тихом омуте черти водятся", имевшая большой успех в Москве, где главную роль в пьесе играла известная московская актриса Львова-Синецкая, и в Петербурге. Одновременно с занятиями для сцены Кони стал работать и на педагогическом поприще, поступив на службу учителем истории в 1 Московский кадетский корпус. В 1836 г. он переселился в Петербург, где занял должность преподавателя истории во 2-м Кадетском корпусе и "наставника-наблюдателя" по русской и всеобщей истории в Дворянском полку, учебном заведении, куда переводились кадеты из губернских кадетских корпусов. Делом преподавания Кони занимался с большой любовью. Из воспоминаний бывших воспитанников Дворянского полка видно, что ученики старших классов ценили живые и блестящие его уроки, хранили литографированные по ним записки и в промежутки уроков вступали со своим молодым учителем в оживленную литературную беседу. Результатом педагогических занятий Кони была учебная книга, в двух томах, на русском, немецком и французском языках, под названием "Живописный мир или взгляд на природу, науки, искусства и человека", изданная в 1839 г. в Гельсингфорсе и принятая в качестве руководства в военно-учебных заведениях. Вместе с тем занятия историей привели Кони к большому и серьезному сочинению — к "Истории Фридриха Великого", вышедшей в 1844 г. и составляющей том большого формата в 742 страницы, с прекрасными политипажами. Книга эта, написанная с большим талантом, возбуждающая в читателе неослабевающий интерес к личности и жизни Фридриха II, и основанная на изучении многих иностранных источников и дел нашего архива генерального штаба, являлась, по своему времени, выдающимся трудом и быстро разошлась в количестве 5000 экземпляров. Издание ее было повторено в 1857 г.; ныне эта книга составляет библиографическую редкость. "История Фридриха Великого" обратила на себя внимание и за границей. Йенский университет, ознакомясь в 1846 г. с подробным разбором этой книги и переводом некоторых ее глав, сделанными библиотекарем прусского короля Шнейдером, возвел автора в степень доктора философии. "За особенное удовольствие считаю, как декан философского факультета Йенского университета, — писал ему профессор Эйхштет, — сообщить вам лестное суждение нашего факультета о вашем прекрасном сочинении, которое представляет многие новые исторические воззрения на эпоху и блестящее их развитие, как равно и верные очертания характеров, и переслать вам диплом на почетное звание доктора". Другим большим трудом Ф. А. Кони в этой области был изданный в 1849 г. сделанный им перевод "Истории консульства и Империи" Тьера, снабженный многими примечаниями для русских читателей, подробным введением и превосходными гравюрами на стали. Знаменитый государственный человек Франции был тронут переводом, своего обширного и задушевного труда на русский язык и благодарил переводчика и издателя очень теплым письмом.
Служебные и ученые занятия не отвлекали, однако, Кони от излюбленной им драматической деятельности — и с 1837 г. по 1857 г. он написал еще ряд водевилей и комедий ("Деловой человек", "Петербургские квартиры", "Всякий черт Иван Иванович", "Беда от сердца и горе от ума" и др.), — драматическую хронику "Архип Осипов", с прологом в стихах и эпилогом, и перевел около десяти различных пьес и между прочим "Клавиго" Гете. Большая часть этих произведений, искрящихся добродушным юмором, рисующих комические стороны бытовой жизни среднего слоя петербургского населения и часто задевающих в форме веселого куплета такие явления современной им русской жизни (раболепное чиновничество, взяточничество, бездушие крепостных отношений), которых, по цензурным условиям, нельзя было коснуться строгим словом негодующего осуждения, — имела большой успех на сцене, исполнялась лучшими артистами с большой охотой, составляла одну из приманок бенефисных спектаклей и долго держалась в репертуаре. Отживший ныне свой век водевиль, заменившийся, едва ли с пользой для сценического искусства, опереткой и фарсом, соответствовал неприхотливым, но и более здоровым вкусам театральной публики второй четверти ХIХ-го столетия. В нем искали легкой комедии нравов, без нравоучительных или тягостных выводов, искали источника искреннего смеха и возбуждающих веселость, но не чувственность, сцен и положений. В ряду лучших русских водевилистов того времени — Ленского, Каратыгина 2-го, Григорьева, Писарева и др. — Кони занимает одно из выдающихся мест. Белинский, вообще сурово относившийся к водевилю, отдал в разборе "Петербургских квартир" справедливость остроумию Кони и жизненности выводимых им типов. Необходимой принадлежностью водевиля были куплеты и потому в пьесах Кони они встречаются во множестве. Но кроме этого легкого и незамысловатого рода произведений, он написал довольно много стихотворений, в которых искреннее чувство и яркость образов облечены нередко в красивую форму. Некоторые его вещи долгое время пользовались большой известностью на Руси и, будучи положены на музыку, распевались в отдаленнейших ее уголках. Таковы его "Романс" ("Рано, цветик, рано ты в поле распустился"...) и в особенности "Баркаролла" ("Гондольер молодой, взор мой полон огня..."). Из разбросанных в различных изданиях стихотворений его надо отметить: "Сеньор и плебеянка", сцены из итальянской жизни XVI столетия, "Вещие сны", большую балладу в народном стиле; "Я умер", "Вышитый цветок" и бесспорно лучший перевод "Алыпухары" Мицкевича. Юмор Кони не всегда, впрочем, был безобиден и, выражаясь в колких и попадавших в цель эпиграммах, иногда, по справедливому замечанию B. P. Зотова, доходил до высокой сатиры. Таковы его блестящий ямб "Не жди, чтобы цвела страна..." и "Биография благородного человека", долгое время не могшая появиться в печати. По указаниям Я. К. Грота, с которым Кони близко сошелся во время печатания "Живописного мира", Кони написал несколько баллад на народные скандинавские темы и перевел балладу Эленшлегера "Агнета", а также ряд старинных шведских народных песен ("Чудная арфа", "Сила скорби" и т. д.). Ему же принадлежат многочисленные переводы из Гейне и весьма удачный, по тонкой передаче духа подлинника, перевод "Le roi d´Ivetot" Беранже.
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
Главнейшим призванием Кони была, однако, журналистика. Ей посвятил он почти все свои силы, упорно уклоняясь от заманчивых предложений поступить на службу: он вышел в отставку из Дворянского полка в 1848 г. и лишь в последние годы жизни принял на себя служебную работу в комиссии по исследованию железнодорожного дела в России, — да и то в качестве частного лица, — высоко ставя звание и тернистый путь русского литератора и тщательно оберегая свою личную свободу и независимость своих мнений. Цензурные и общественные условия конца сороковых и первой половины пятидесятых годов делали положение русского журналиста крайне тяжелым, заставляя его тратить — и очень часто совершенно бесплодно — массу сил для устранения неожиданных и нередко трудно объяснимых препятствий. Заслуга в отношении русского общественного просвещения тех, кто в эти годы, гнушаясь грязными приемами и закулисными сношениями Булгарина и не прибегая к двусмысленному глумлению Сенковского, стоял на своем редакторском посту среди упорного труда и ежедневных огорчений, несомненна. Она может, по всей справедливости, быть признана и за Кони, во всей журнальной, редакторской и издательской деятельности которого настойчиво проведено стремление развивать в читателях уважение к духовным приобретениям человечества, любовь к искусству в его разнородных проявлениях и интерес к его истории и месту среди движущих сил общественного развития. Начав свои очерки из области сценического искусства на страницах "Северной Пчелы", Кони вскоре резко разошелся со взглядами и приемами Булгарина, изображенного им впоследствии в лице журналиста Задарина, в "Петербургских квартирах", и, работая в "Литературной Газете", с 1840 г. сделался издателем художественно-литературного журнала "Пантеон", а в 1841 г. сверх того преемником Краевского по редакторству "Литературной Газеты", которой заведывал до конца 1843 года. В обоих этих изданиях Кони поместил ряд очерков по истории искусства и в особенности театра и его видных представителей ("Физиология театра", "Придворный театр Наполеона в Москве", "Воспоминания о театре Медокса", "Датский поэт Адам Элленшлегер", характеристика Евгения Скриба, биография Рашели и др.). В 1843 г. "Пантеон" и "Репертуар русской сцены", издаваемый Песоцким, слились в одно издание под названием "Репертуар и Пантеон русского и всех европейских театров", в котором Коня принимал деятельное участие, дав целый ряд статей и биографий, стремившихся воссоздать в живых очерках, по нетронутым до него источникам и материалам, прошлое нашего сценического искусства и оценить значение его деятелей. Так, между прочим, им напечатаны: "Начала оперы, драмы и балета в России", "Театральные мечтания" и "Галерея русских художников", представляющая биографии Дмитревского, Плавильщикова, Рязанцева, Кокошкина, Рубини, Дюра и характеристики личности и творчества певца Лаврова, Мочалова, Василия Каратыгина, Верстовского. Рядом с этим шли статьи о Гофмане и первом представлений Моцартовского "Дон-Жуана", об Ал. Дюма-отце, о Розе Шерц, о певце Марио, очерки по истории балов и маскарадов и т. д. "Галерея русских художников" содержала много теоретических положений и практических замечаний об условиях сценического исполнения, о необходимых требованиях, обращаемых к артисту, и о различных школах игры у нас и на западе. Эти замечания не утратили своего значения и до сих пор, а вдумчивое отношение Кони к истории развития сценического искусства, заставившее его возобновить в памяти читателей образы забытых или забываемых служителей этого искусства, сохранило для этой истории много интересных бытовых картин и личных воспоминаний. С 1852 г. Кони принял на себя издание и исключительное редакторство журнала, под первоначальным названием "Пантеон", преобразованного им по типу больших литературных журналов, с преобладающим отделом истории и теории искусств и с рядом ежемесячных художественных приложений — портретов замечательных деятелей, гравюр, картинок мод и музыкальных пьес. Обычный состав книжек нового журнала, весьма изящного по внешнему виду, представлял отделы: изящной словесности, искусства, мемуаров, театральной летописи (русский театр в Петербурге и Москве, французский и немецкий театры), обозрения иностранных театров, хроники общественной жизни, литературного обозрения и смеси (замечательные открытия в науках и промышленности, музыкальные и театральные новости, мелкие рассказы и т. п.). В приложении к каждой книжке давалось оригинальное русское драматическое произведение. Эта программа с течением времени несколько изменилась в том смысле, что отдел изящной словесности в 1855 и в особенности 1856 гг. получил перевес над прочими и, кроме того, в журнале появилось много статей этнографического характера. Обновленный "Пантеон" велся Кони по строго выдержанной системе и очень умело, представляя наряду с серьезными литературными произведениями самый подробный и разносторонний отчет о том, что делается во всех отраслях искусства. Сам редактор продолжал на его страницах свои исследования по истории театра и вел тщательную критическую летопись всему, дававшемуся на петербургских сценах. Проповедуя принципы московской сценической школы, названной им школой "духовного проявления" в противоположность направлению "пластического проявления", привитого петербургской сцене Каратыгиным, он предъявлял к артистам серьезные требования и ратовал против искусственно приподнятого тона и вычурности в игре, которыми восхищалась избранная публика Александринского театра. Кони предпринял также на страницах "Пантеона" остроумный и настойчивый поход против псевдопатриотических и ходульных драм Кукольника, встречавших шумное покровительство со стороны Булгарина и Сенковского и представлявших, по словам Кони, "угодничество перед публикой и притом не перед разумным ее меньшинством, а перед оглушаемым трескучими фразами большинством". Кони умел привлечь к участию в журнале многие литературные силы и дать в нем место первым талантливым опытам писателей, занявших впоследствии выдающееся положение. В "Пантеоне" дебютировала повестью "Чайка" Кохановская и стихотворениями Хвощинская (Зайончковская), известная впоследствии под псевдонимом Крестовского; в нем помещал свои воспоминания и драматические произведения Лажечников и сотрудничали: Григорович, Полонский, Щербина, гр. Ростопчина, М. И. Михайлов, Мей, Бенедиктов, Кроль, Греков, Толбин (автор талантливых очерков из жизни бедного петербургского люда), кн. Кугушев, Афанасьев-Чужбинский и др. Разнообразию переводного и оригинального отдела изящной словесности в "Пантеоне" соответствовало богатство содержания отдела искусств, в котором, независимо от перевода исследований и статей Гизо (о Шекспире), Вильмена, Жюль-Жанена, Мазада, Чарльза Ламба (о Шекспире) и др., помещен был ряд интереснейших статей Серова о музыке и ее главнейших представителях, вместе с письмами его к Улыбышеву о Моцарте и Бетховене, — и этюды выдающихся русских художниках Федотове, Егорове и др. С первых месяцев своего появления "Пантеон" начал пользоваться большим успехом и его книжки стали проникать в глухие уголки России, занося туда, вместе с занимательным материалом для чтения, здравые взгляды на искусство и интерес к нему. Обширные и талантливые статьи по русской этнографии Шпилевского, и о географических и геологических исследованиях и астрономических открытиях Новосильского придавали ему и некоторый научный оттенок. Эта сторона журнала послужила поводом к избранию редактора его в члены Географического Общества. Крымская война, привлекшая горячее внимание общества к. театру военных действий, имела роковое значение для журнала. Как "художественно-литературному" изданию ему не было предоставлено перепечатывать из "Русского Инвалида" — тогдашнего единственного в этом отношении источника — известий о ходе войны и это в значительной степени охладило внимание к нему публики. Журнал боролся сколько мог, оставаясь верным своей программе, но средства на издание истощились, а новые веяния в литературе, захватывавшие коренные вопросы русского общественного устройства, отодвигали на задний план вопросы искусства — и к 1857 году "Пантеон" прекратился. Кони не оставлял, однако, литературных занятий до конца, был деятельным сотрудником Энциклопедического Словаря, задуманного в начале шестидесятых годов, по очень широкой программе, кружком русских писателей, и продолжал писать о театре. Так, в 1864 г. в журнале "Русская Сцена" был помещен ряд выдающихся его статей под заглавием "Русский театр, его судьба и его историки". Его драматические произведения были изданы в 1871 г. в 4-х томах. Этот "Театр Ф. А. Кони" заключает в себе 34 пьесы, из которых 15 оригинальных. Кроме того, сохранилась не напечатанная комедия в стихах "Не муж, а золото", написанная в 1861 году. — Разносторонне образованный человек, говоривший свободно на пяти иностранных языках, Кони по складу своих мыслей примыкал к так называемым людям сороковых годов, со многими из которых он завязал дружеские связи еще на школьной скамье. Он с восторгом приветствовал великие начинания Александра II, к которому обратил, после 4 апреля 1866 г., глубоко прочувствованные стихи. В личной жизни это был приветливый, отзывчивый и добрый человек, идеалист и романтик, испытавший, благодаря этому, немало горьких минут, но до гроба сохранивший доверие к людям и, как свидетельствует Гербель, горячую веру в великое будущее русского народа. После него осталась обширная переписка с выдающимися писателями и учеными 30-х и 40-х годов, содержащая в себе интересные данные для истории цензуры и журнального дела за это время.
"Русские поэты в биографиях и образцах" Гербеля; "Новое Время" 1879 г. 26 января, № 1046: "Эпоха великих реформ" Джаншиева; "Театр Ф. А. Кони", С.-Петербург, 1870—1871, 4 том; неизданные бумаги Ф. А. Кони.
Кент.
{Половцов}
Кони,
Федор Алексеевич— известный водевилист, отец А. Ф. и Е. Ф. Кони (см.). Род. в 1809 г. в Москве, где отец его был хозяином единственного оптического магазина. Из пансиона Чермака К. в 1827 г. поступил на философский факультет московского университета, но скоро перешел на медицинский, который окончил в 1833 г. Тем не менее, он посвятил себя педагогии, был учителем истории в корпусах — первом московском и втором спб., а затем старшим наставником-наблюдателем в дворянском полку. В 1849 г. вышел в отставку и отдался исключительно литературе вплоть до 1877 г., когда был приглашен в канцелярию комиссии для исследования железнодорожного дела в России. К. стал печатать стихи и переводы очень рано, но впервые был замечен публикой и критикой в 1833 г., когда появился его водевиль: "Жених по доверенности". За ним последовал длинный ряд водевилей и небольших комедий: "В тихом омуте черти водятся" (М., 1834), "Иван Савельич" (М., 1835), "Женишок-горбунок" (М., 1835), "Покойник-муж и вдова его" (М., 1835), "Женская натура" ("Репертуар", 1839, № 3), "Не влюбляйся без памяти, не женись без расчета" (М., 1834, изд. 2, СПб., 1840), "Деловой человек ("Пантеон", 1840), "Петербургские квартиры" (ib., 1840, IV), "Всякий черт — Иван Иванович" (ib., 1851, III), "Беда от сердца и горе от ума" (ib., 1852, II), "Чему посмеешься — тому поработаешь" (СПб., 1871). В сборнике "Театр Ф. А. Кони" (СПб., 1870—71) появились еще пьесы: "Архип Осипов или русская крепость", "Титулярные советники в домашнем быту", "Кавказская свадьба" и "Царская милость". В тот же сборник вошли лучшие из переведенных и переделанных К. пьес. Всего им переведено и переделано около 20 пьес, в том числе "Клавиго", Гете (М., 1836). Приняв, начиная с 1840 г., деятельное участие в "Пантеоне", К. с 1846 г. взял на себя его редактирование и сумел создать орган, живо отражавший общественно-артистическую жизнь России и Европы. Помимо помещавшихся им пьес и рецензий (часто под псевдонимами Ф. Анатолин, Инок и др.), К. напечатал здесь ряд своих статей по истории театра: "Воспоминания о театре Медокса" (1840, т. I), "Придворный театр императора Наполеона в Москве в 1812 г." (ib.) и др. Из статей К. особенно выдается: "Русский театр, его судьбы и его историки" ("Русская Сцена", 1864, №№ 2, 3, 6, и 8). К. написал еще: "Книжка-малютка для милых малолеток" (СПб., 1837); "История Фридриха Великого" (СПб., 1844, изд. 2-е, СПб., 1863); "Живописный мир или взгляд на природу, науку, искусство и человека" (Гельсингфорс, 1840) и перевел: "Современные повести модных писателей" (Москва, 1838) и "Историю консульства и империи во Франции", Тьера (СПб., 1849). За "Историю Фридриха" он получил в 1846 г. звание доктора философии йенского университета. Пьесы К. отличаются наблюдательностью и талантом; куплеты, обильно их пересыпающие, полны бойкого юмора. Некоторые произведения К. ("Студент, артист, хорист и аферист", "Беда от сердца", "Не влюбляйся без памяти") до сих пор остаются репертуарными. К. писал много стихотворений; из них романс "Гондольер" получил громкую известность и до сих пор распевается. К. † в 1879 г.
В. К.
{Брокгауз}
Кони, Федор Алексеевич
писатель, беллетрист и драматург, бывший редакт. Пантеона театров, род. 11 марта 1809 г., † 1879 г. 25 января.
{Половцов}
Кони, Федор Алексеевич
[1809—1879] — водевилист. Один из наиболее плодовитых журналистов 30—40-х гг. прошлого столетия. Как и большинство водевилистов того времени, К. гл. обр. заимствовал свои сюжеты и переводил, приспособляя их к русским условиям. Злободневные куплеты Кони были подчас не лишены общественного значения. Одним из первых его опытов был например водевиль "Петербургские квартиры", в котором он разоблачал продажную деятельность журналиста Булгарина; куплеты водевиля "Принц с хохлом", хоть и иносказательно, били по сановным бюрократам. Сюжеты большинства его водевилей ("Не влюбляйся без памяти, не женись без расчета", "Беда от сердца и горе от ума", "Покойник муж и вдова его", "Женская натура" и т. п.) — обычные любовные истории. Между прочим долгое время большой популярностью пользовалась песенка К. "Гондольер молодой". В 1846 К. начал издавать журнал "Пантеон", посвященный гл. обр. театру. "Пантеон" позже был слит с другим театральным журналом "Репертуар" в "Репертуар и Пантеон", но в 1852 опять отделился и под прежним названием "Пантеон" превратился в большой ежемесячник по вопросам искусства и отчасти науки, просуществовав до 1857. Отдельным изданием пьесы К. были выпущены в СПб. в 1870—1871 в четырех томиках под названием "Театр Ф. А. Кони".
Библиография
: III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX стол. включит., ч. 2, СПб., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914.Э. Б.
{Лит. энц.}