Кони Ирина Семеновна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Кони Ирина Семеновна

Кони Ирина Семеновна (под литературными произведениями подписывалась Юрьева) - актриса и писательница (1811 - 1891), жена Ф.А. Кони (см.), урожденная Юрьева. Воспитание получила в одном из московских пансионов. Играла то в Петербурге, то в Москве, то в провинции, под фамилией своего первого мужа, Сандунова. Особенно славилась исполнением ролей комических старух (жены городничего в ""Ревизоре"", свахи в ""Женитьбе"" и прочие). В литературе выступила книгой ""Повести девицы Юрьевой"" (М., 1837); участвовала в ""Литературной Газете"" Краевского (""Идеал жены""), ""Сыне Отечества"" Фурмана, ""Северном Цветке"". Много ее рассказов, повестей и прочего напечатано в ""Пантеоне"": ""Пуля-дура"" (1852), ""Цыганка"" (1853), ""Купеческая дочь"" (1854) и другие.

Источник: Биографический словарь. 2008

Кони, Ирина Семеновна

Кони Ирина Семеновна


(по сцене Сандунова) — актриса и писательница, род. 5 мая 1811 года в семействе помещика Полтавской губернии Юрьева, ум. 24 сентября 1891 г. в Москве, где воспитывалась и провела свои молодые и преклонные годы. В 1837 г., под влиянием и по совету своего родственника, известного писателя А. Ф. Вельтмана, вступила на литературное поприще, издав сборник рассказов о "простых случаях жизни" под названием "Повести девицы Юрьевой" — и вслед за тем поступила на Императорскую сцену, на которой — сначала в Москве, F потом, с выходом замуж за Федора Алексеевича Кони, в Петербурге — оставалась более 15 лет, с талантом и тонким пониманием исполняя преимущественно комические женские роли. Сотрудничая в "Литературной газете" Краевского, "Репертуаре и Пантеоне" и "Пантеоне" (1852—1856 гг.) своего мужа, она поместила в них, под фамилиею Юрьевой, ряд повестей ("Воля и доля", "Сапожный снаряд", "Целковый", "Пуля — дура", "Цыганка", "Купеческая дочка"), посвященных описанию столкновений между светскими условностями и житейской правдой и фактов из жизни незаметных, но глубоко чувствующих людей. К этим, написанным простым и вместе красивым языком и проникнутым теплой верой в лучшие стороны человека, рассказам Кони присоединила уже в начале шестидесятых годов два очерка "Морская пена" и "Новый управитель", напечатанные в журнале "Самообразование". Она же переделала в 1850 г. с французского драму "Порыв и страсть". Покинув сцену, Кони продолжала служить драматическому искусству, помогая своим опытом и знаниями устройству спектаклей с благотворительными целями и сама приняв участие в устроенных в начале 60-х годов в Петербурге Литературным фондом спектаклях, в которых играли выдающиеся писатели — Тургенев, Писемский и др. Исполнение ею ролей Кабановой в "Грозе", свахи в "Женитьбе" и городничихи в "Ревизоре" дало ей, судя по воспоминаниям П. И. Вейнберга, возможность проявить выдающийся талант. — До конца дней своих сохранила она искренний интерес ко всему и отзывчивость на всякое горе, оставив в обширном кругу знавших ее прочные воспоминания о живости своего ума и горячности сердца, не поддававшихся ни глубокой старости, ни недугам.


K. E. Н—т.


{Половцов}






Кони, Ирина Семеновна


(Сандунова по сцене, под литературными произведениями подписывалась Юрьева) — актриса и писательница (1811—1891), супруга Ф. А. Кони (см.), урожденная Юрьева. Воспитание получила в одном из московских пансионов. Смолоду ее влекло к театру, которому она посвятила себя с 1830-х гг., не покидая сцены даже в преклонных летах, играя то в СПб., то в Москве, то в провинции, под фамилией своего первого мужа, Сандунова. Особенно славилась исполнением ролей комических старух, городничихи в "Ревизоре", свахи в "Женитьбе" и пр. В литературе выступила книгой "Повести девицы Юрьевой" (М., 1837), участвовала затем в "Литературной Газете" Краевского ("Идеал жены"), "Сыне Отечества" Фурмана, "Северном Цветке" и пр. Много ее рассказов, повестей и пр. напечатано в "Пантеоне", редактировавшемся Ф. Кони: "Пуля-дура" (1852), "Цыганка" (1853), "Купеческая дочь" (1854), "Порыв и страсть, или два женские сердца" (драма с французского, 1850 и отд.), "Сапожный снаряд" (1850), "Целковый" (1851). Последним ее произведением была повесть, напечатанная в 1860-х годах в журнале д-ра Хана "Самообразование". К. была также хорошей музыкантшей и написала несколько пьес салонного характера.


Ум.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008