Мария (Conca, Tommaso Maria) 1734, Рим — 1822, Рим. Итальянский живописец, племянник Себастьяно Конки. Учился у своего дяди, десять лет провел в Турине, затем работал в Риме; с 1770 — член Академии Св. Луки, в 1793—1795 — президент; член римской Академии Аркадия, где выступал под именем Демофило Имерио. Т. М. Конка стал одним из ведущих мастеров римского неоклассицизма 2-й пол. XVIII — нач. XIX в. Помогал А. Р. Менгсу в росписях виллы кардинала Алессандро Альбани (украсил один из садовых павильонов — Кофе-Хауз). Жил в Риме на вилле Фарнезина под покровительством правительства Неаполя, с 1770-х помогал молодым художникам-неаполитанцам, обучавшимся в Риме. Известность ему принесла работа под руководством архитектора А. Аспруччи над украшением залов виллы Боргезе, начатая в 1775 по заказу представителя этого знатного рода Маркантонио IV Боргезе, пригласившего ведущих скульпторов и живописцев Рима. В зале Танцующего фавна (залы дворца носили названия по находящимся здесь скульптурам) Т. М. Конка исполнил роспись свода на сюжет "Жертвоприношение Соломона" (1775—1778) и фризы с изображением сатиров (эта работа вызвала похвалы А. Р. Менгса). В Египетском зале (1778—1782) им были написаны 12 картин на сюжеты из мифологии и орнаментальный фриз в виде египетских иероглифов между стоящими на постаментах египетскими статуями с изображением аллегорий планет. Этой работой художник привлек внимание папы Пия VI, занимавшегося украшением залов музея Пио-Климентино в Ватикане (он открылся для публики в 1772 и был детищем Пия VI и Климента XIV). Т. М. Конка исполнил для зала Муз большую фреску на своде — Триумф Аполлона над Марсием (1785), ставшую одной из значительных работ периода неоклассицизма. В ней проявилось увлечение художника живописью Рафаэля и мастеров Болоньи XVII в. В большом октагональной формы своде он разместил в центре саму композицию, а по бокам в четырех сегментах — изображения Вергилия, Тассо, Гомера и Ариосто в окружении муз, художников, поэтов, исторических деятелей. Его последней крупной работой в Риме явилась роспись трансепта собора в Читта ди Кастелло (1790-е), где им были исполнены фрески на сюжет Апофеоз Церкви и Религии и сцены из жизни св. Крешенцио и св. Флориндо. Писал также, как и С. Конка, небольшие полотна кабинетного формата, но уже в манере неоклассицизма, а не рокайльных вкусов (Отдых на пути в Египет, Рим, галерея Академии Св. Луки).
Лит.: De Rinaldis A. L’arte a Roma dal Seicento al Novecento. Bologna, 1949; Waterhous E. K. Painting in Rome in the Eighteenth Century. The Art Institute of Chicago: Museum Studies. London, 1971. Vol. 6.
Е. Федотова