КОНСЕРВАТОРИИ НАРОДНЫЕ

Найдено 1 определение
КОНСЕРВАТОРИИ НАРОДНЫЕ
общедоступные музыкальнообразовательные учреждения в России первой трети ХХ в. В этом названии (помимо консерваторий существовали также народные университеты) отразились народнические идеалы и демократические начинания российской интеллигенции. Первая Н.К. была открыта в Москве в 1906 г., затем в 1908 г. — в Петербурге и некоторых других крупных городах. Оргкомитет и преподавательский состав московской НК впечатляет количеством знаменитых имен: С.И. Танеев, А.Б. Гольденвейзер, К.С. Сараджев, А.Т. Гречанинов, А.Г. Чесноков, М.А. Дейша-Сионицкая, Б.Л. Яворский, Н.Я. Брюсова, Е.Э. Линева и др. Классы Н.К. работали в разных районах Москвы. Контингент учащихся формировался в основном из разночинцев. В консерватории существовало два отделения — хоровое и сольное. В соответствии с этим сложились две концепции народного образования: согласно одной, главным было общее музыкальное развитие и воспитание просвещенного слушателя, целью другой было выявление одаренных людей и их профессиональное индивидуальное обучение. Большое значение придавалось музыкально-теоретическому образованию: в первый год обучали элементарной теории музыки, со второго года читались лекции по истории музыки. Формировалась нотная библиотека, в нее поступали пожертвования. Московская Н.К. заложила традиции просветительской концертнолекционной деятельности, характерной в дальнейшем для всех учебных заведений подобного типа. Учащиеся давали бесплатные концерты, принимали участие в организованном московской Н.К. цикле публичных лекций в Политехническом музее. Один из преподавателей московской Н.К., Ю.Д. Энгель, в своих воспоминаниях останавливается на финансовой стороне существования консерватории. По замыслу организаторов, преподаватели должны были получать достойную зарплату, в то же время с учащихся взималась лишь небольшая сумма (полная оплата входила бы в противоречие с народно-просветительскими задачами учреждения). При такой системе консерватория терпела убытки, особенно это касалось весьма дорогого индивидуального обучения. Именно это обстоятельство было определяющим: на сольные отделения из большого числа желающих отбирались немногие. Но и это количество постоянно сокращалось: если в первый год сольные классы (фортепиано, скрипки, виолончели и вокала) посещал 61 человек (из 627), то во второй год это число не достигало и десятка. Численность хоровых классов, наоборот, в целях окупаемости старались увеличивать, сливая несколько хоров в один. После революции идея Н.К. была поддержана советской властью. В период 1918–1920 гг. К.Н. открывались повсеместно — в Киеве, Смоленске, Нижнем Новгороде, Одессе, Ярославле, Пензе, Липецке, Калуге, Гомеле, Минске, Ташкенте,Баку, появились Н.К. даже в небольших городах — Бобруйске, Вольске, Козлове, Петропавловске, Детском Селе под Петербургом. Принимали, как правило, без экзаменов, обучение было бесплатным. Количество слушателей в разных Н.К. колебалось от 300 до 1500 человек. Занятия чаще всего проводились по вечерам. Н.К. существовали в условиях разрухи — помещения не отапливались, в качестве символической платы учащиеся должны были приносить с собой полено. Организация, структура, учебные программы в каждой Н.К. были свои. Для большей части главным стало хоровое пение, слушание музыки, уроки музграмоты и концертно-лекционная работа, проводимая силами учащихся. Существовали немногочисленные классы игры на разных инструментах. В каждой Н.К. стремились иметь свой хор и оркестр — симфонический, духовой или великорусский. Редко, как в Нижегородской Н.К., работа была направлена на профессиональное музыкальное воспитание. Предпринимались попытки унифицировать программы Н.К. В 1919 г. в Москве прошел съезд представителей музыкально-просветительских учреждений России. Лучшим был признан опыт дореволюционной московской Н.К. В резолюции съезда основой общего музыкального образования были названы хоровые коллективы, а игра на инструментах мыслилась лишь как дополнение к основной программе. Некоторые Н.К. выделяются на общем фоне благодаря тому, что их возглавляли известные музыканты. Например, Киевской Н.К. руководил Б.Л. Яворский. Директором Нижегородской Н.К. был московский композитор, дирижер и музыковед Е.О. Гунст, а одним из ее преподавателей — композитор А. Касьянов. В распоряжение этой консерватории было отдано новое помещение с концертным залом. Шла интересная, насыщенная концертная жизнь, большой успех имели тематические вечера-концерты педагогов консерватории. Симфонический оркестр из профессиональных музыкантов, созданный в стенах консерватории, сыграл в сезонах 1918 и 1919 гг. разнообразный репертуар из популярной классики. Концерты предварялись лекциями для народа, их читал профессор Е. Гунст. Были также организованы выступления крупных столичных солистов — К. Игумнова, А. Гольденвейзера, И. Добровейна. Н.К. Витебска связана с периодом, известным как «витебский Ренессанс»: в 1917–1922 гг. в этом городе жили М. Шагал, К. Малевич, М. Бахтин, Н. Малько, М. Юдина. На создание витебской К.Н. государство ассигновало 40 000 рублей. Работали классы фортепиано, скрипки, виолончели, контрабаса, медных и деревянных духовых, вокала и композиции. Возглавлял консерваторию знаменитый дирижер Николай Малько, философию музыки читал Михаил Бахтин, виолончель преподавал Леопольд Ростропович, хором руководил композитор Михаил Анцев. Симфонический оркестр учащихся под управлением Н. Малько за время своего существования дал 268 концертов. Показательны нелегкие социальные условия жизни этого учреждения — консерватории приходилось несколько раз менять помещения, т. к. на хорошее здание всегда находился более влиятельный арендатор. Срок существования Н.К. был недолгим. Нижегородская, например, просуществовала всего два года, Витебская — четыре. Н.К. постигала общая участь — через несколько лет они или прекращали свое существование, или становились базойдля создания профессионального учебного заведения, как правило, музыкального техникума. (М. К.) Лит.: Энгель Ю. Народная консерватория // Музыкальный труженик. 1908. № 20. С. 3–6; О классах общего музыкального образования // Календарь-справочник 1919 года. М.: МУЗО Наркомпроса, 1919; Климочкина Н. Народные консерватории // СМ. 1984. №1; Максимов Е.И. Российские музыканты-самородки. М., 1987. С. 71; Поляновский Г. Из прошлого // СМ. 1957. № 11; Из истории советского музыкального образования. Л., 1969. С. 93, 105–106; Асафьев Б.В. Избранные труды о музыкальном просвещении и образовании. М., 1965. С. 138–139; Шевлягина В. Московская народная консерватория и ее роль в музыкальном просвещении масс России (1908–1916). Диссертация. М.: МГИК, 1975.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
237.02 кб

Проблема народного представительства во взглядах российских консерваторов нач. ХХ В. (к вопросу об и

Тарасов Константин Николаевич
Исследуется отражение вопроса о создании в России органов народного представительства в идеологии российского консерватизма начала ХХ в.
Читать PDF
1.02 мб

Из истории Костромской народной консерватории (к 125-летию Детской музыкальной школы имени М. М. Ипп

Клейн Эдуард Григорьевич, Луданова Татьяна Владимировна
В ноябре 2015 г. музыкальная и педагогическая общественность Костромы отметила 125-летие Детской музыкальной школы № 1 им. М.М. Ипполитова-Иванова.