КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ
ок. 274 — 337 гг.) — римский император, царствовал между 306—337 гг. Он победил всех своих соправителей, причем, как рассказывают, перед битвой с Максенцием увидел на небе лучезарный крест с надписью: «Сим победиши!». Он оказывал покровительство христианству, поняв его силу и значение. Сам он, впрочем, крестился лишь за шесть дней до смерти. Он перенес столицу империи в Византию, которую назвал Константинополем. Христианская церковь причислила Константина к лику святых.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Константин Великий
(ок. 285–37) — Гай Флавий Валерий Константин I Великий (Gaius Flavius Valerius Constantinus) — римский император. В 323 г. стал единоличным правителем Римской империи. Последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую церковь, в то же время сохраняя языческие культы. В 324–330 гг. основал новую столицу империи Константинополь на месте города Византий. Усилилось профессиональное прикрепление сословий, в первую очередь колонов, к земле. Введение в обращение золотого солида стабилизировало денежную единицу. Русская православная и армянская григорианская церкви чтят Константина Великого как святого.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

Константин Великий
(ок. 274–337) – римский император, переживший мистическое обращение ко Христу и много сделавший для превращения христианства в государственную религию. Эпохальные преобразования К. В. были названы историками «Константинова революция». Христиански настроенный император перенес столицу государства из языческого Рима в Константинополь, заложив основы православной цивилизации; созвал первый Вселенский собор в Никее (325); активно участвовал в нем, противоборствуя ересям; построил целый ряд храмов, в частности на месте Рождества и Воскресения Иисуса Христа. Перед смертью крестился в Никомедии, находясь в походе против персов. Признан Православной Церковью святым равноапостольным. Много способствовала утверждению христианства и мать К. В. царица Елена (скончавшаяся в 327). Она занималась строительством храмов, открыла много мощей святых, обрела Крест Христов (см. Воздвижение Креста Господня), за что также была прославлена как равноапостольная. Память К. В. и Елены 3 июня по нов. ст.

Источник: Краткий православный словарь.

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ
равноапостольный, император (ок. 274-337) и ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ, равноапостольная, царица (ск. 327). Св. равноап. император Римский, известный под наименованием Великий, был сыном имп. Константина Хлора (305-306) и имп. Елены, тайно исповедовавшей христианство. В 306 св. Константин, став императором, первым делом объявил свободу христианского исповедания. Против этого со всем ожесточением восстали в западной части Римской империи - Максенций, а в восточной - Галерий. Царю Константину было дано знамение: на небе воссиял Крест с надписью "Сим победиши". После победы св. Константин стал править западной частью Империи, а с 326 - и всей Империей. В 313 он издал знаменитый Миланский эдикт о полной веротерпимости. Незадолго до смерти св. Константин принял крещение. По просьбе сына его мать - Елена отправилась в Св. Землю, где обрела Крест Господень (326) и много сделала для восстановления поруганных христианских святынь, за что Св. Церковь почтила ее наименованием "равноапостольная".
Память этих святых служила в сельском хозяйстве главным сроком для посевов льна. Поэтому день св. Константина и Елены у крестьян назывался "длинные льны", а св. Елена, или попросту Олена, носила имя Леносевки или Ленницы.
Память свв. равноап. Константину и Елене отмечается 21 мая/3 июня.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

KОНСТАНТИН ВЕЛИKИЙ
(ок. 274-337) – равноапостольный, был сыном Kонстанция Хлора, управлявшего западной частью Римской империи (Галлией и Британией), и св. равноап. Елены. По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии. Kогда Диоклетиан отказался от престола, Kонстантин возвратился в Галлию и в 306 г. (после смерти императора Kонстанция) был провозглашен императором.
K принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником, но покровительствовал христианам, видя, что христиане – верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Kонстантин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Kонстантин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство.
По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Kонстантин являет черты мирового гения и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире. Император Kонстантин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры. В 308 г. он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В этом обнаружилась господствующая черта в характере Kонстантина: хотя он оставался еще язычником, но был человеком набожным и причину своих успехов относил к помощи свыше.
В 312 г. возникла новая война императора Kонстантина с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Во время этой войны, незадолго до решительной битвы в полуденные часы, когда солнце уже начало склоняться к западу, Kонстантин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим (этим) побеждай». Ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он победит врага. На следующий день по приказу Kонстантина на всех знаменах его войска были сделаны изображения святого креста. Одержав победу над Максентием, Kонстантин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана». После этой победы император Kонстантин вместе со своим зятем Ликинием издал в Милане первый манифест, дозволяющий всем без боязни принимать христианство. Вторым манифестом, подписанным им же в 313 г., предписывалось возвратить христианам места богослужебных собраний и все недвижимое имущество, отнятое во время гонений.
Между тем дружеские отношения императоров Kонстантина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Kонстантину, стал сначала притеснять их, а потом перешел к открытому гонению на них, а Kонстантин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Kонстантина. Бог даровал победу Kонстантину в битве при Адрианополе (322 г.). Ликиний лишился престола и жизни. Kонстантин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.
Император Kонстантин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве. Можно указать следующие меры и действия императора Kонстантина в пользу христианства: он прекратил языческие игры (314 г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315 гг.), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315 г.), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316 г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319 г.), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321 г.), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия, предоставил Церкви право получать имущество по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ императорские статуи и изображения (325 г.).
Более всего император Kонстантин встречал себе противодействия в Риме, где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Kонстантином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Наконец он совершенно оставил Рим, основал новую христианскую столицу на берегах Босфора и пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Kонстантинополем. Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы и вместо статуй языческих богов – священные изображения.
Император Kонстантин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария, и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Kонстантина – созыв I Вселенского Собора в городе Никее в 325 г.
Всей душой преданный Церкви, Kонстантин, однако, по обычаю того времени, до последних дней жизни отлагал принятие крещения. Kогда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое Таинство и мирно скончался во время молитвы 21 мая (3 июня) 337 г. История присвоила ему имя Великого. Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным. Память его совершается 21 мая (3 июня).

Источник: Православие. Словарь-справочник.