Константин VII Багрянородный
Константин VII Багрянородный
представитель Македонской династии, правящей в Византии около 200 лет (867– 1050). Титул “Багрянородный” давался принцам, которые рождались в палате дворца, окрашенной в багряный цвет, этим подчеркивалась особая святость наследника престола. Известен написанным им сочинением “Об управлении империей”, где приводятся сведения и о Древнерусском государстве.
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
Константин VII Багрянородный
(905 — 959), визант. император с 913, но de facto только с 945. Долгие годы вынужд. бездействия К. VII Б. провел в занятиях наукой и литературой; он собрал вокруг себя ученых, которые занимались изданием компилятивных сборников произведений античных и ранневизант. авторов; они не только имели собирательский интерес к древностям, но и преследовали практич. цели (их интересовали вопросы дипломатии, нравственно-этич. проблемы, тонкости военной науки, моралистич. изречения и т. д.). На основе др. ис 1 очников сам К. VII Б. написал трактат о пров. Византийской империи («De thematibus»). Ценным источником по истории Византии является фактах, обычно называемый «De administrando imperio» («Об управлении империей»), где содержатся сведения о «варварских» народах, обитавших на ее окраинах, и рекомендации дипломатич. характера. Не меньший интерес представляет большой сводный труд К. VII Б. «О церемониях Византийского двора».
Источник: Словарь античности. 1989
Константин VII Багрянородный
17-18 мая 905 г.- 9 либо 15 или 19 ноября 959 г.)- византийский император. С июня 911 года- соправитель отца, василевса Льва VI Мудрого, с июня 913 года - самодержец, с 17 декабря 920 года - соправитель своего тестя, василевса Романа I Лакапина и его сыновей, с 27 января 945 года - самодержец. Его сочинения содержат ценнейший материал, некоторые уникальные подробности, поскольку автор обращался к источникам более раннего времени, зачастую утраченным, и немало писал о разных сторонах жизни Византии IV-IX столетий. Среди них выделяются своей энциклопедичностью обширные трактаты "О фемах", "Об управлении империей", "О церемониях византийского двора", тематически подобранные выписки-эксцерпты из сочинений ранневизантийских историков. Очевидно, при дворе Константина Багрянородного и при непосредственном участии самого просвещенного василевса создавалась хроника, продолжающая труд византийского летописца Феофана с 813 года. С этого же времени начинается полуанонимное сочинение, написанное по заказу Константина Багрянородного и именуемое обычно "Книгой царств" Иосифа Генесия (Псевдо-Генесия).
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
Константин VII Багрянородный
Порфирородный) (905—959) — визант. император Македонской династии. Был венчан на царство в 907 г., номинально государем стал в 913 г., но подлинно самостоятельно начал править лишь в 945 г. (с 920 г. до февраля 945 г. вся власть была сосредоточена в руках узурпатора Романа I Лакапина, провозглашенного соправителем). K.VII опирался на круги столичной аристократии, выступал против центробежных тенденций провинциальной знати, активно боролся с коррупцией и произволом динатов, из фискальных и воен. соображений пытался препятствовать переходу крестьянских земель к динатам и т.д.
Наибольшую известность К.VII снискал как инициатор и организатор изданий сборников энциклопедии, характера, систематизирующих знания в области права («Василики»), с.-х. опыта («Геопоники») и др. Такой же справочно-энциклопедический и отчасти познавательно-дидактич. характер носят три основных соч. самого К.VII: «Об управлении государством», «О фемах» и «О церемониях византийского двора». Основанные на ист. материале, отчасти почерпнутом из древних источников, трактаты дают ценнейшие сведения о полит, и адм. структуре Визант. государства, а также красочный материал этнографич. и историко-географич. характера о сопредельных с империей странах и народах.
Лит.: Константин Багрянородный. О фемах. О народах / Пер. Г. Ласкина. М., 1899; Константин Багрянородный. О церемониях византийского двора (Отрывки) // Памятники визант. лит. IV—IX вв. М, 1968; Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991; Дашков СБ. Императоры Византии. М., 1996.
Наибольшую известность К.VII снискал как инициатор и организатор изданий сборников энциклопедии, характера, систематизирующих знания в области права («Василики»), с.-х. опыта («Геопоники») и др. Такой же справочно-энциклопедический и отчасти познавательно-дидактич. характер носят три основных соч. самого К.VII: «Об управлении государством», «О фемах» и «О церемониях византийского двора». Основанные на ист. материале, отчасти почерпнутом из древних источников, трактаты дают ценнейшие сведения о полит, и адм. структуре Визант. государства, а также красочный материал этнографич. и историко-географич. характера о сопредельных с империей странах и народах.
Лит.: Константин Багрянородный. О фемах. О народах / Пер. Г. Ласкина. М., 1899; Константин Багрянородный. О церемониях византийского двора (Отрывки) // Памятники визант. лит. IV—IX вв. М, 1968; Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991; Дашков СБ. Императоры Византии. М., 1996.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
КОНСТАНТИН VII БАГРЯНОРОДНЫЙ
905 – 959) – сын Льва VI, византийский император с 913 г., фактически с 945 г. В годы правления Романа I Лакапина (920 – 044) занимался различными науками и литературой, организовал библиотеку в одной из дворцовых палат и приобретал для нее рукописи, собрал вокруг себя ученых, составлявших компилятивные труды. Один из образованнейших людей своего времени, Константин VII хорошо знал сочинения античных классиков, исторические хроники, изучал дипломатическую переписку. Написанные им труды («Жизнеописание Василия I», в котором он создал идеализированный образ императора, своего деда; «Об управлении империей», «О церемониях константинопольского двора». «О фемах» – византийских территориальноадминистративных округах, их происхождении) являются ценным источником по истории Византии. Трактат Константина VII «Об управлении империей» (948 – 852) был адресован его сыну Роману и содержал практические советы по различным вопросам внешней и внутренней политики. В предисловии император изложил план своего сочинения: «какой иноплеменный народ и в чем может быть полезен ромеям, а в чем вреден», с кем можно «успешно воевать», «о хищном и ненасытном» нраве варварских народов (хазар, печенегов, русов, Венгров, болгар и др.), «о различиях между иными народами, об их происхождении, обычаях и образе жизни, о расположении и климате населенной ими земли, о внешнем виде ее и протяженности», о том, что «случилось когдалибо между ромеями и разными иноплеменниками». Большой интерес представляют разнообразные отступления историкогеографического и этнографического характера (о «пути из варяг в греки» в главе «О росах, отправляющихся с моноксилами из России в Константинополь», о системе полюдья у восточных славян, об арабах, хорватах, сербах, о Северном Причерноморье, Кавказе, Далмации, Испании, Италии и других странах). В трактате утверждается тезис о наследственности императорской власти, санкционированной Богом, обосновывается необходимость отвоевания византийских земель и рассматриваются обязанности императора как «раба и слуги божиего», главная из которых – править «ради истины», «в согласии с законом и справедливостью». Это сочинение сохранилось в единственном списке, изготовленном с оригинала по заказу кесаря Иоанна Дуки (1059 – 9081 гг.). Большой сводный труд Константина VII Багрянородного «О церемониях» основан на собственных впечатлениях императора, и, возможно, на архивных документах о приемах иностранных посольств в период правления Льва I, Анастасия I, Юстина I, Юстиниана I. Цель этого трактата – воскресить «забытые обычаи наших отцов». Автор подробно описывал, как короновали василевсов, как они праздновали свадьбы, дни рождения, крестили детей и посещали ипподром, устраивали приемы и праздничные процессии, как обращались к различным правителям. В трактате сообщалось о 400 песнопениях, которые исполнялись по различным случаям: песнишествия, аккламации, гимны, хороводы, застольные, песни, сопровождавшие обряд посвящения в патрикии, назначение эпарха и многие другие. Особенно интересен рассказ о приеме русской княгини Ольги 9 сентября и 18 октября 957 г. Подробно описана свита «игемона и архонтиссы руссов» (100 человек: 6 родственников, 20 послов, 43 или 44 купца, священник Григорий, три переводчика, слуги). Император отступил от традиционной церемонии: Ольга подошла к «трону Соломона» без проскинезы (падать ниц к императорским стопам) и без сопровождения евнухов и стоя беседовала с Константином VII. За обедом, который давала императрица Елена, русскую княгиню усадили за «усеченный стол» на женской половине дворца вместе с императорской семьей и придворными дамами высшего ранга. Во время десерта Ольга сидела за одним столом с императором и его сыном Романом в Золотой палате. Подобные личные встречи с императорской семьей не предусматривались этикетом и объяснялись тем, что, видимо, Ольга приняла крещение под именем Елены и получила титул «дочери» императора. По поручению Константина VII Багрянородного были созданы «Геопоники», «Василики», сборник выдержек из трудов древнегреческих теоретиков музыки, лексикон «Суда», медицинская энциклопедия, составленная Феофаном Нонном на основании «Синопсиса» Оривасия и трудов ранневизантийских врачей (Аэция из Амиды, Александра из Тралл и Павла Эгинского), а также 53томная энциклопедия, во введении к которой Константин назван «самым православным и наихристианнейшим из императоров всех времен», повысившим «уровень философии и риторики». Известно, что Константин VII Багрянородный покровительствовал высшей школе, где преподавались светские науки, и оказывал материальную поддержку студентам.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012