подложная грамота, составленная в папской канцелярии, предположительно в середине VIII в. для обоснования притязаний пап на светскую впасть. Согласно К. Д. в IV в. римский император Константин I передал папе Сильвестру I верховную власть над западной частью Римской империи, в том числе над Италией. Подложность документа доказал Лоренцо Ваяла.
КОНСТАНТИНОВ ДАР
«КОНСТАНТИНОВ ДАР»
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Константинов дар
передача власти над Западной Римской империей папе Сильвестру I, состроверш. якобы Константином I (ум. 337). Этот факт основывается, однако, на подложных документах периода 750 850, служащих обоснованию соответствующих претензий папства. Гуманист Лоренцо Валла доказал факт фальсификации в сочинении «De donatione Constantini» (1440), опубликованном в 1517 Ульрихом фон Гуттеном.
Источник: Словарь античности. 1989
КОНСТАНТИНОВ ДАР
поддельный документ о дарении папе Сильвестру (314–335) императором Константином наивысшего статуса, императорских почестей и власти над всеми высшими иерархами Христианской церкви. Документ был включен в сборник Исидоровы декреталии, который получил название Лжеисидоровы декреталии. В основе дарственной – легенда о передаче светской власти в Риме императором Константином Великим папе Сильвестру в награду за излечение от проказы. Всестороннюю критику документа дал Лоренцо Валла (1407– 1457) в трактате «О подложности дара Константина».
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
"КОНСТАНТИНОВ ДАР"
подложная грамота, сфабрикованная папской канцелярией в 8 в. Согласно "К. д.", рим. император Константин (306-337) предоставлял папе (Сильвестру I) светскую власть над всей зап. частью империи, в т. ч. и над Италией. "К. д." служил папам юридич. основанием в их притязаниях на светскую власть. Подлинность "К. д." была окончательно опровергнута Лоренцо Валла в его соч. "О ложности дара Константина", сыгравшем большую роль в подрыве авторитета папства. Лит.: Итал. гуманисты XV в. о церкви и религии, (Сб., пер. с лат.), М., 1963. См. также лит. при ст. Валла.
Константинов дар
подложный документ, представляющий собой эдикт рим. императора Константина I (нач. IV в.) тогдашнему папе Сильвестру. В действительности был составлен зап. богословами по поручению одного из пап (возможно, Николая Г) в сер. VIII в. В «К.д.» повествуется (в манере, не присущей императорским распоряжениям) о том, что Константин заболел проказой, и никакие лекари не могли излечить эту болезнь. И тогда языч. жрецы уверили императора, что осталось единственное средство — купель из крови Детей. Едва были собраны дети, как Константина охватила безмерная жалость к ним, и он отпустил их домой. Ночью у императора было видение — к нему явились апостолы Петр и Павел и посоветовали обратиться к епископу Рима Сильвестру, который его излечит. Константин принял крещенскую купель от Сильвестра и сразу выздоровел. В благодарность за излечение император постановил, что отныне папа римский Сильвестр должен владычествовать над всей христиан, церковью, в том числе главенствовать над епископами Антиохии, Александрии, Константинополя, Иерусалима. Кроме того, Константин объявил, что за собой он оставляет вост. часть империи, а рим. папы получают Рим, Италию и «области Запада».
Непосредственным поводом к появлению «К.д.» послужило создание Папского государства в результате пожалования Пипином Коротким земель Сред. Италии (юридически принадлежавших визант. императорам). Из содержания «К.д.» вытекало, что папы вернули себе лишь незначительную часть земель, принадлежавших им «по праву» с нач. IV в. В дальнейшем «К.д.» активно использовался папством для подкрепления своих теократич. амбиций. Сомнения в подлинности «К.д.» высказывал еще Арнольд Брешианский, а в XV в. гуманисты Николай Кузанский и Лоренцо Валла доказали его подложность.
Лит.: Лозинский СТ. История папства. М., 1986; Documents of the Christian Church. London, Oxford, New York, 1967.
Непосредственным поводом к появлению «К.д.» послужило создание Папского государства в результате пожалования Пипином Коротким земель Сред. Италии (юридически принадлежавших визант. императорам). Из содержания «К.д.» вытекало, что папы вернули себе лишь незначительную часть земель, принадлежавших им «по праву» с нач. IV в. В дальнейшем «К.д.» активно использовался папством для подкрепления своих теократич. амбиций. Сомнения в подлинности «К.д.» высказывал еще Арнольд Брешианский, а в XV в. гуманисты Николай Кузанский и Лоренцо Валла доказали его подложность.
Лит.: Лозинский СТ. История папства. М., 1986; Documents of the Christian Church. London, Oxford, New York, 1967.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999