Константинов Петр Константинович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Константинов Петр Константинович

Константинов Петр Константинович - гравер на меди (1830 - 1890); учился в Академии Художеств, под руководством Ф.И. Иордана ; служил в экспедиции заготовления государственных бумаг, где занимался ретушированием медных досок, гравированных гелиографическим способом. Более известные его работы: ""Болото"" - гравюра с эрмитажной картины Я. Рюисдаля, начатая С. Галактионовым , портрет отца художника, портрет гравера К.Я. Афанасьева , гравюра с картины Себастиано дель-Пьомбо: ""Несение Креста"", портрет А.П. Корнилова, ""Христос, оплакиваемый ангелами"", с картины Фр. Альбано.

Источник: Биографический словарь. 2008

Константинов, Петр Константинович

— академик гравирования, род. в 1830 г., ум. 4 марта 1890 г. Сын гравера Конст. Яков. Афанасьева. В 1854 г. поступил в Академию Художеств и работал под руководством проф. Ф. И. Иордана, который очень ценил его и которого он был любимейшим учеником. В 1857 г. награвировал "Умерший Спаситель" и в 1859 г. выпущен со званием неклассного художника, за окончание доски, начатой Галактионовым, изображающей " Болото", с картины Рюисдаля; за смертью Галактионова доска оставалась неоконченной; над окончанием ее, до того, как это было поручено Константинову, работал в 1858 г. Д. П. Лебедев. Вскоре по окончании курса в Академии получил место гравера в Экспедиции заготовления государственных бумаг, где и служил до конца жизни, В 1868 г., за гравюру "Несение Креста", с оригинала Себастьяна дель Пиомбо, получил звание академика. В 1878 г. начал гравюру "Христос, оплакиваемый ангелами", с оригинала Альбано. Рисунок для этой гравюры был сделан в Италии Иорданом в дни его молодости; в 1867 г., окончив свою большую доску "Истязание Спасителя", Иордан думал было начать гравирование доски по этому рисунку, но имея уже почти 70 лет, не решился приниматься за такую работу, которая могла потребовать многих лет, и подарил рисунок и начатую доску Константинову. Этот к 1886 г. окончил гравюру по рисунку Иордана и представил ее на звание профессора. Несмотря на отличные достоинства гравюры в званий этом ему было отказано, на том оснований, что он работал не по своему, а по чужому рисунку. Эта неудача очень огорчила Константинова. — Кроме упомянутых уже работ, им выгравированы: "Богоматерь в облаках", с оригинала Дольче, портреты К. Я. Афанасьева, Баратынского, Грибоедова, Пенингера, гр, С.С. Уварова, Шебуева, А. П. Корнилова и дипломы на звание академика и на звание художника. Для издания "Материалы для истории Академии Наук" он налитографировал портреты Блументроста и Делиль де ля Кройера. Как гравер, Константинов пользовался почетной известностью. Но особенно много он проработал над изготовлением досок для гелиогравюр. По свидетельству Д. А. Ровинского, он довел это дело до необыкновенного совершенства. Ретушированные им доски (портреты Виниуса с Вишера, Софьи Алексеевны с Блотелинга и Афанасьева), и все гелиогравюры с оригиналов Чемесова сделаны с таким искусством, что их почти невозможно отличить от оригиналов, портрет Виниуса на Амстердамской выставке произвел положительно сенсацию. П. К. Константинов был постоянным сотрудником Д. А. Ровинского в его изданиях, для которых требовались гелиогравюры, и таким образом до некоторой степени является участником дела Ровинского — поднятия в русском обществе интереса к русскому гравированию и распространения о нем знаний.


Ровинский, "Подробный словарь русских граверов", 119, 334—373, 594.


{Половцов}





Константинов, Петр Константинович


— гравер на меди, получил образование в Императорской академии художеств под руководством Ф. И. Иордана, а затем служил в экспедиции заготовления государственных бумаг, где занимался преимущественно ретушированием медных досок, гравированных гелиографическим способом. Оригинальных работ исполнено им немного, но все они выказывают его умение классически владеть резцом и достигать живописности. Из числа их наиболее известны: "Болото", большая гравюра с эрмитажной картины Я. Рюисдаля, начатая С. Галактионовым и окончена К. в бытность его учеником академии (за нее он получил, в 1859 г., звание неклассного художника), портрет отца художника, портрет гравера К. Я. Афанасьева, гравюра с картины Себастиано дель-Пьомбо: "Несение Креста" (доставившая К., в 1868 г., звание академика), портрет А. П. Корнилова, "Христос, оплакиваемый ангелами", с картины Фр. Альбано. За последнее из этих произведений академия признала К., в 1882 г., своим почетным вольн. членом. Он умер в С.-Петербурге, в 1890 г.


А. С—в.


{Брокгауз}





Константинов, Петр Константинович


(Konstantinof), гравер на меди и на стали, ученик Ф.И. Иордана; сын гравера К.Я. Афанасьева; род. 1830; в 1854 поступил в Акад. художеств; в 1857 награвировал умершего Спасителя; a в 1859 г. выпущен со званием неклассного художника. В том же году кончил доску, недоконченную Галактионовым: "Болото", с ориг. Рюйсдаля, за что получил 500 руб., и вслед за тем поступил гравером в Экспедицию заготовления государственных бумаг, где и находился до самой смерти, т. е. до 4 марта 1890 г.


В 1863 г. ему дозволено гравировать на 2-ю золотую медаль. В 1868, за гравюру "Несение Креста", с ориг. Себастьано дель Пиомбо, сделан академиком. В экспедиции он занимался исправлением гелиогравюрных досок и довел это дело до необыкновенного совершенства. Ретушеванные им доски: Виниуса (Вишера), Софьи Алексеевны (Блотелинга и Афанасьева) и все гелиогравюры с оригиналов Чемесова, сделаны с таким искусством, что их почти невозможно отличить от оригиналов.


Работая в экспедиции, Константинов с 1878-го по 1886 год гравировал на профессора доску с картины Альбани: умерший Христос, оплакиваемый ангелами, но в звании этом ему было отказано на том основании, что его гравюра была исполнена с рисунка, сделанного Ф.И. Иорданом, a не самим Константиновым.


Оригинальные работы П.К. Константинова:


1. Портрет отца его, К.Я. Афанасьева (1875). — 2. Е. Баратынский. — 3. Грибоедов. — 4. Портрет Ненингера (с помощью гелиогравюры). — 5. Портрет гр. С.С. Уварова, повторение, с гравюра Уткина. — 6. Портрет Шебуева. — У П.А. Ефремова целая серия пробных отпечатков; с карандашными пометками: "П. Афанасьев" (как Константинов еще в первое время подписывался). — 7. Исправлял наново доску с портретом В.М. Головина.


8. Богоматерь в облаках, с ориг. Дольче.


9. "Несение Креста", 1-е отпеч. до всякой подписи; 2-е отпеч. с подписью: "Писал Себастиано дель Пиомбо (Sebastiano del Piombo) — Рис. и грав. П. Константинов Академик И. А. X. 1868 г. И нося Кресть..." (в три строки). В 3-х отпеч. доска пройдена; оставлены только подписи мастеров; все прочие подписи стерты; такие оттиски прилагались к журналу "Светь" в виде премии на 1877 год.


10. Умерший Спаситель (1857). 1-е отпечатки до всяких подписей. 2-е отпечатки с подписью: "Писал Мике. — Грав. П. Афонасьев 1857 года. | положи его во гроб, иже бе изсечен w камене. | *** Марка, глава si***". В 3-х отпеч. подпись художника уничтожена, подпись гравера изменена: "Гравир. П. Константинов 1857 г.".


11. Болото, с ориг. Рюйсдаля; Константинов оканчивал фоны на этой доске, оставшейся неконченою за смертью Галактионова. В Акад. худож. отпечатки до подписи продаются по 10 p., a c подп. по 5 р. (1859).


12. В отчете Акад. худ. за 1882—1883 гг. показано, что Константинов исполнил за это время портрет А.П. Корнилова.


13. Христос, оплакиваемый ангелами, с ориг. Альбано. В 1-х отпеч. фигуры только намечены; во 2-х отпеч. фон усилен, фигуры пройдены очень легко. В 3-х отпеч. фон почти окончен; в 4-х отпеч. вся доска усилена и в окне награвировано небо. 5-е отпеч. оконченной доски, с подписью: "Писал Франческо Альбано, грав. П. Константинов | Академик И. А. X. 1882 г. Peint par F. Albano, gravé par P. Constantinoff, Membre de l´Acad. Imp. des Beaux Arts a St.-Petersburg. Спаситель мира, оплакиваемый Ангелами. | Sauveur du monde, pleurere (sic) des Anges". 6-е отпеч. c государств. гербом и посвящением государю императору Александру III. Доски №№ 1, 8 и 13 находятся в моем собрании.


14 и 15. Дипломы на звание академика и на звание художника**.


16. Большая доска с 15 типами, гравиров. Константиновым, но без его подписи; на моем экземпляре есть подпись самого Константинова, сделанная карандашом.


17 и 18. Две литографии: 1. Блюментрост, первый президент Академии наук (1692— 1755): "рис. П. Константинов". Литографировано в Экспедиции загот. госуд. бумаг, и 2. Людовик делиль де ла Крайер (1693— 1750): "ГК 84"; с тем же адресом.


{Ровинский}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008