КОНСТЕБЛЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОНСТЕБЛЬ
низший полицейский чин в Великобритании и США. В Великобритании, кроме того — комендант крепости или дворца. В феодальной Англии — высший придворный чин, первоначально «великий конюший».

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

КОНСТЕБЛЬ
Джон (1776–1837) — английский художник, крупнейший пейзажист Великобритании XIX в. Отказавшись от панорамного изображения природы, Констебль обратился к непосредственному ее наблюдению и стал писать небольшие природные фрагменты (этюды). Свои картины, простые по мотивам и, вместе с тем, величественные по композиции, полные ощущения гармонического единства природы, он писал смелыми беспокойными мазками. Этюдам Д. Констебля («Вид на Хайгет», «Мальверн Холл», «Бух-та Уайманус», «Дедхемская долина» и др.) было свойственно стремление к объективному стилю и взволнованному лирическому началу, зрительное выражение неуловимого, отказ от исключительных эффектов, совершенство техники. Новаторское творчество Констебля не получило признания у него на родине. Его работы были впервые по достоинству оценены во Франции, где оказали существенное влияние на фор-мирование барбизонской школы.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

КОНСТЕБЛ
constable) Джон (1776, Ист-Бергхолт, Великобритания – 1837, Лондон), английский живописец, один из крупнейших пейзажистов. Родился в семье мельника. Обучаться живописи начал у местного художника Дж. Данторна, затем переехал в Лондон, где в 1799 г. поступил в Королевскую академию художеств. Внимательно изучал творчество мастеров предшествующих поколений (К. Лоррена, Я. ван Рейсдала, Т. Гейнсборо).
Темой пейзажей Констебла всегда оставалась природа родной страны, в которой художник подчеркивал ее скромную красоту и вместе с тем одухотворенное величие. Расцвет его творчества приходится на 1820-е гг. Художник особенно любил писать город Солсбери с его старым собором («Собор в Солсбери с реки»). Его влекла также сельская Англия, просторы ее долин и пустошей. Порой в его пейзажах появляются пастушок со стадом, водяная мельница, лошади («Хлебное поле», «Телега для сена», «Вид на реке Стур», «Прыгающая лошадь», все – 1820-е гг.).
Констебл часто путешествовал по стране, делая множество эскизов и зарисовок с натуры, в которых запечатлелись наблюдения неба и изменчивых, бегущих по нему облаков, атмосферы, освещения, их влияния на природные цвета. Впервые в истории европейского пейзажа он писал некоторые из картин полностью с натуры, на пленэре, предвосхитив творческие поиски импрессионистов. Работы Констебла отличает романтическое, приподнятое звучание. Пристально изучая природу, художник в то же время «окрашивает» пейзаж своими личными лирическими переживаниями.
Констебл обращался также к жанру религиозной картины и портрета. Преподавал в Академии, где читал лекции об истории пейзажной живописи. Художник не был признан при жизни в родной стране; однако его картины были популярны в Европе, особенно во Франции. Его творчество оказало влияние на французских романтиков, художников барбизонской школы и импрессионистов.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Констебл
, Джон (Constable, John) 1776, Ист-Бергхолт, Суффолк — 1837, Лондон. Английский живописец. Крупнейший мастер европейского пейзажа. Родился в семье зажиточного мельника. Первые навыки живописи получил у местного художника-любителя Дж. Данторна. При поддержке сэра Дж. Бомонта, коллекционера и малоизвестного художника, в 1795 впервые приехал в Лондон. В 1799 окончательно решил посвятить себя искусству и поступил в Королевскую академию художеств. Его талант развивался медленно, путем самостоятельных, порой мучительных поисков. Он тщательно изучал и копировал произведения своих предшественников. Искусство зрелого Констебла, его тяга к изображению конкретных пейзажных мотивов были в большой мере предопределены развитием английской живописи XVIII в., в том числе акварели. Значительное воздействие на художника оказали два мастера — Гейнсборо, которого он боготворил, и Гертин, с его нежным прозрачным колоритом и панорамной широтой в трактовке пространства. Важную роль в формировании Констебла сыграл также К. Лоррен. Светоносность задних планов его пейзажей обрела новое звучание в творчестве английского живописца. Благодаря же знакомству с полотнами Я. Рейсдала Констебл более решительно повернул на путь изображения реальной природы. В 1802 молодой мастер впервые принял участие в ежегодной выставке в Академии. Однако он был глубоко неудовлетворен результатами пребывания в ее стенах, получая, по его словам, правду из вторых рук. Чтобы работать с натуры, он много путешествует по Англии, постоянно возвращаясь в родные края. Упорное изучение природы, ее изменчивых состояний стало основой живописной манеры художника. Всю жизнь он делал наброски и эскизы, составляющие важнейшую часть его наследия. Первых значительных успехов художник добивается в 1809—1811. Среди его работ этого времени следует выделить Вид в Эпсоме (1809), Церковь в Ист-Бергхолте (1810), Мельничный поток (1811, все — Лондон, галерея Тейт), Барки на реке Стур (1811, Лондон, Музей Виктории и Альберта). В более ранних произведениях (Молверн-Холл, 1809, Лондон, Нац. галерея) открывается мир прозрачной тишины и недвижного спокойствия природы, переданный с почти акварельной тонкостью, но после 1810 в композициях Констебла нарастают взволнованность и динамика. В альбомах 1813—1814 реальное видение ландшафта сочетается с напряженностью поэтического чувства и глубоким осмыслением пейзажа. Он рисует и пишет одни и те же хорошо знакомые ему с детства места, что окрашивает его работы сокровенно личным восприятием английской природы. Процесс накопления материала, впечатлений, отдельных находок, подготовлявший расцвет его искусства, продолжался все 1810-е, осложненные помимо прочего проблемами личного характера. Необходимость зарабатывать деньги заставляет его писать картины на религиозные сюжеты и портреты. Замечательное изображение Марии Бикнелл, жены художника (1816, Лондон, галерея Тейт), выполненное в год их свадьбы, свидетельствует об оставшемся нереализованным большом даровании мастера и в этой области живописи. В 1819, когда Констебла избирали ассоциированным членом Королевской академии художеств, он был на пороге расцвета своего искусства. В произведениях, написанных в следующее десятилетие, ему удалось не только выразить красоту мира повседневной природы в ее постоянном движении и изменчивости, но и утвердить возвышенное понимание английского пейзажа, добившись в некоторых вещах эпического его звучания. В 1820-е были созданы самые знаменитые его полотна: Телега для сена (1821, Лондон, Нац. галерея), Вид на реке Стур (1822, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон), Собор в Солсбери из епископского сада (1823, Лондон, Музей Виктории и Альберта), Солсбери (ок. 1823, Вашингтон, Нац. галерея), Брайтонский пляж и угольщики (1824, Лондон, музей Виктории и Альберта), Прыгающая лошадь (1825, Лондон, Королевская академия художеств), Хлебное поле (1826, Лондон, Нац. галерея), Дедхемская долина (1828, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии). Отказавшись от канонов классицистической живописи, он строит свои композиции на новых пространственных отношениях. Пейзажи Констебла как бы открыты реальному пространству зрителя. Во многих работах он избегает детально проработанного переднего плана, захватывая зрителя просторами английских полей и пастбищ с далекими перспективами на подернутые дымкой силуэты городов или селений. Он мастерски передает влажный прохладный воздух Британии, словно вибрирующий от постоянно меняющегося освещения. Предметы в его картинах то покрыты сверкающими бликами, то погружены в бархатистую тень, также наполненную тончайшими валерами, серебристо-голубыми, зеленоватыми, фиолетовыми, жемчужно-серыми. Стремясь к очищенной палитре, художник не отказывается вовсе от тональной сбалансированности колорита. Используя в качестве основы красновато-коричневатый картон для этюдов и такого же цвета грунтовку для холстов, он постепенно высветляет палитру к верхнему слою живописи. Пленэрные открытия мастера основаны на изучении атмосферных эффектов и градаций естественного освещения, то, что он называл "кьяроскуро природы". Констебл исследовал природу, физику ее состояний с дотошностью ученого-натуралиста, записывая погоду, дату и точное время исполнения того или иного наброска. Его особенно привлекало небо как источник света и, по его словам, самая действенная часть композиции — музыкальный ключ, мерило масштаба и главный орган чувства в пейзаже. Он пишет многочисленные этюды облаков, изучая их переменчивую пластику, пытаясь воплотить стихию безбрежного небесного пространства, законы его светообразующей силы. Большую роль в кристаллизации идей художника сыграла книга Л. Говарда Климат Англии. С другой стороны, Констебл стремился подвергнуть свои наблюдения широкому обобщению, что он попробовал осуществить прежде всего в больших композициях, предназначенных для академических выставок. Чтобы не утратить свежести натурного восприятия, он создает промежуточный эскиз в масштабе будущего полотна. Первый из них (1818, Вашингтон, Нац. галерея) был сделан к Белой лошади (1818—1819, Нью-Йорк, собрание Фрик), последний — к Хедлейскому замку (ок. 1828—1829, Лондон, галерея Тейт). В ранних работах такого рода больше непосредственности и чувства природы, чем в законченных холстах, в композициях которых строже продумано распределение масс, сбалансировано освещение, определеннее трактуются отдельные детали. В картине обычно появляется монументально-эпическое восприятие пейзажа, осмысление глубины его связи с жизнью и трудами человека. В дальнейшем Констебл постепенно сближает эскиз и картину. Последние подобные пары уже мало разнятся. Законченное полотно отличается своей колористической разработанностью от более монохромного эскиза. В 1828 умирает жена художника. Весь остаток его жизни окрашен мрачной меланхолией. Почти четыре года начиная с 1829 он работает с Д. Лукасом над изданием своих картин в виде альбома гравюр (в технике меццо-тинто) с комментариями автора под названием Английский пейзаж. Эта затея имела мало успеха. Он терпит неудачу и с большими выставочными композициями. Задачи и цели такого рода произведений окончательно расходятся с теми устремлениями, которые Констебл выразил в своих этюдах с натуры и небольших холстах. Он продолжает писать знакомые места: Солсбери, Хемпстедскую пустошь, Дедхемскую долину. Но теперь его привлекает в природе ее вольная свобода, мощная динамика, в ней он ищет экспрессию и силу настроения. Не только эскизы и акварели, но и отдельные картины маслом исполнены им с легкостью и достоверностью этюда (Сток-бай-Нейланд, 1836, Чикаго, Институт искусств). Усиливается ощущение внутренней энергии и движения сил в природе, окрашивающее романтическим чувством позднее творчество мастера. В сюжетах появляется мотив руин (Хедлейский замок, ок. 1829, Нью-Йорк, собрание Меллон; Стоунхендж, ок. 1835, Лондон, Музей Виктории и Альберта). Констебл работал в пору расцвета европейского романтизма, и это налагает особую печать на его искусство. Об этом говорит и близость его восприятия природы английским поэтам-романтикам, сначала У. Вордстворту и С. Т. Колриджу, а затем Дж. Китсу, с его идеей единства красоты и правды. С Р. Бернсом художника роднит представление об этической ценности простой природы, ее общности с человеческой жизнью. Констебл близок тому крылу романтизма, которое связано со становлением реализма в европейской живописи XIX в. В поздний период претерпевает изменения и живописная манера мастера, становясь экспрессивнее. Качество монументальности приобретают теперь и его небольшие вещи. Он начинает писать крупным пятном цвета, часто кладет краску на холст мастихином и словно "лепит" изображение. В некоторых картинах появляется то, что впоследствии получило название "констеблевского снега". Стремясь передать блеск влаги на листьях деревьев и сверкание росы на траве, он стал употреблять мельчайшие мазочки белого цвета, порой придающие поверхности картины сходство с инеем и приводящие к повышенной декоративности его поздних полотен. В 1829 художник был наконец избран членом Королевской академии художеств, но так и не нашел признания на родине. Его окружал лишь узкий круг почитателей. Англичане, которым он открыл мир и красоту национальной природы, не только оставались равнодушными к его произведениям, но и порицали их за отсутствие возвышенных сюжетов. В числе критиков был и Дж. Рескин. Однако искусство Констебла высоко оценили французы, которые были ошеломлены откровениями его полотен, выставленных в Париже в Салоне 1824. Главными последователями английского мастера стали французские романтики, в том числе Жерико и Делакруа. Констебл оказал также влияние на юного Бонингтона, а позже на барбизонцев и импрессионистов. В 1833—1836 читал лекции по истории пейзажной живописи (в Хемпстедском литературном и научном обществе, в Британском Королевском обществе), в которых обнаружил глубину знаний и суждений о принципах этого жанра от Раннего Возрождения до XVIII в.
Лит.: Лесли Ч. Р. Жизнь Джона Констебля, эсквайра. М., 1964; Чегодаев А. Д. Джон Констебль. М., 1968; Beckett R. B. John Constable’s Correspondence. London, 1962—1968; Peacock C. John Constable. The Man and His Work. London, 1965; Taylor B. Constable. Paintings, Drawings and Watercolours. London, 1975; Parris L., Fleming-Williams I., Shield C. Constable Paintings, Watercolours and Drawings: Exhibition Catalogue. London, 1976.
Т. Воронина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Похожие термины:

  • ДЖОН КОНСТЕБЛЬ

    1776–1837) Джона Констебля, великого английского художника начала XIX столетия, можно смело назвать отцом реалистического пейзажа Нового времени. Он первый восстал против господствующих в его дни отв