КОНСТИТУЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ

Найдено 1 определение
КОНСТИТУЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ
представляют собой осн. законы этих гос-в, закрепляющие социально-экономич. и политич. основы власти трудящихся, основы правового положения граждан, принципы образования, построения и деятельности гос. органов. Они закрепляют новое соотношение к лас. сил, сложившееся в результате завоевания власти трудящимися во главе с рабочим классом и осуществления коренных преобразований в экономич. и обществ.-политич. жизни. Дальнейшее развитие социалистич. конституций обусловливается достигнутым в стране уровнем социалистич. строительства.

Первой в мире социалистич. конституцией явилась Конституция Советского гос-ва, основные принципы к-рой разработаны В. И. Лениным. Характеристику этой конституции, развитие ее по мере успехов социалистич. строительства см. в ст. Конституция СССР.

В зарубежных социалистич. гос-вах конституции также имеют свою историю.

В ряде стран в процессе становления революц. власти признавалось действие нек-рых норм прежних, бурж.-демократич. конституций, причем эти нормы применялись в интересах нар. масс и постольку, поскольку они не противоречили новым условиям. Так, в Болгарии действовали отдельные нормы конституции 1879, в Польше - конституции 1921, в Румынии - осн. положения конституции 1923, в Чехословакии - конституция 1920, дополненная и измененная рядом актов нар.-демократич. гос-ва.

В большинстве нар.-демократич. гос-в принятию конституций предшествовало издание законодат. актов, выражающих новое соотношение клас. сил и потому имеющих конституц. значение. К таким актам относятся законы об агр. реформе, о национализации пром-сти, о провозглашении нар. республики, об учреждении новых гос. органов и др. В Польше один из таких законов - Конституц. закон о структуре и компетенции высших органов Польской Республики 19 февр. 1947 условно именовался даже "Малой конституцией". В Венгрии 31 янв. 1946 был принят закон о гос. строе, определивший структуру и полномочия высших органов гос-ва и закрепивший ликвидацию монархии и провозглашение Венгрии республикой. В КНР функции врем. конституции выполняла Общая программа Нар. политич. консультативного совета, принятая в сент. 1949. Законы, имеющие конституц. значение, содержали исходные положения для разработки конституции.

Разработка проектов указанных конституций происходила и происходит под руководством коммунистич. и рабочих партий с широким участием обществ. орг-ций трудящихся и демократич. партий. Во всенародных обсуждениях конституций участвуют миллионы трудящихся. Конституции принимаются высшим представит, органом гос. власти, квалифицированным большинством его членов. Высший представит, орган вправе изменять и дополнять конституции. В ходе быстрого развития социалистич. стран происходят изменения, к-рые нуждаются в своеврем. законодат. оформлении. Поэтому в ряде стран (Демократич. Республика Вьетнам, Монг. Нар. Республика, Социалистич. Республика Румыния, Чехословацкая Социалистич. Республика, Социалистич. Федеративная Республика Югославия) ранее принятые конституции были заменены новыми, более полно отражающими совр. уровень обществ. развития. Конституции зарубежных социалистич. стран закрепляют осн. устои нового обществ. и гос. строя: политич. власть трудящихся во главе с рабочим классом; господство обществ. собственности на осн. средства произ-ва; труд как осн. фактор обществ. развития, как всеобщее право и обязанность всех граждан, предоставление им широких прав и свобод, обеспеченных всеми средствами, к-рыми располагает общество. Эти конституции глубоко интернациональны; все они исходят из равноправия наций и рас и предоставляют им равные возможности во всех областях жизни. Принципы последоват. социалистич. демократизма, закрепленные конституциями, лежат в основе организации гос. органов и определяют положение личности в обществе.

В Народной Республике Албании проект конституции был разработан в янв. 1946, в февр. он был опубликован для всенар. обсуждения, в ходе к-рого было высказано много поправок и дополнений. 14 марта 1946 Учредит. собрание приняло конституцию, закрепившую первые шаги алб. народа по пути социалистич. строительства. Наиболее существ, изменения и дополнения были внесены в нее 18 янв. и 4 июля 1950, поэтому она ныне действует в редакция 1950 ("Gazeta Zyrtare", 1950, No 53) (здесь и далее указывается первонач. публикация конституции в офиц. изд.). Была уточнена клас. природа НРА, более точно определено положение нар. Советов в системе гос. органов, более полно охарактеризована экономия, основа республики, внесены другие дополнения, касающиеся органов гос-ва и прав граждан.

В Народной Республике Болгарии конституция 1947 разрабатывалась и принималась в условиях острой клас. борьбы с отстраненной от власти буржуазией, к-рая имела своих представителей в высшем органе республики. Проект ее был разработан спец. комиссией ЦК Волг, коммунистич. партии, одобрен Нац. к-том Отечеств, фронта, руководящими органами всех партий этого фронта и в окт. 1946 опубликован для всенародного обсуждения. Великое нар. собрание дважды обсуждало проект конституции: в мае- июне и в нояб. - дек. 1947 и утвердило его 4 дек. 1947 как осн. закон строящегося социалистич. общества ("Държавен Вестник", 1947, No 284). На ее основе были приняты законы о национализации различных отраслей пром-сти, проведена агр. реформа и осуществлены преобразования в области культуры. Конституция НРБ до нояб. 1961 формально не изменялась, хотя ее отд. положения уже не отвечали происшедшим в стране переменам. 3 нояб. 1961 было произведено частичное изменение Осн. закона НРБ ("Известия на Президиума на Народного Събрания", 1961, 7 ноември).

Конституция Венгерской Народной Республики, проект к-рой был опубликован для всенародного обсуждения в нач. авг. 1949, была принята Гос. собранием 18 авг. того же года ("Magyar K?zl?ny", 1949, No 174) как конституция гос-ва, строящего социализм. Наиболее важные изменения были внесены в нее в 1954 и 1957. В авг. 1954 была существенно изменена компетенция Президиума ВНР ("Magyar K?zl?ny", 1954, No52, 73). В февр. 1957 было изменено наименование пр-ва (оно получило назв. - Революц. рабоче-крест. пр-во), исключен из конституции перечень мин-в, установлен новый герб и флаг ВНР ("Magyar K?zl?ny", 1957, No 52, 57).

Первые итоги победы Августовской революции 1945 во Вьетнаме были закреплены конституцией Демократической Республики Вьетнам 1946 (Конституция ДРВ, изд. "Пэн-бо", 1950, на вьетнамском языке), к-рая действовала до 1960. Конституция ДРВ 1946 была общедемократич. конституцией. Она провозглашала Вьетнам независимым суверенным гос-вом, закрепляла власть народа, демократич. права и свободы граждан. Конституция являлась юридич. базой для развертывания антифеод. революции. В сер. 1958 был разработан и в апр. 1959 опубл. для всенародного обсуждения проект измененной конституции. 31 дек. 1959 Нац. собрание единодушно приняло проект измененной конституции, к-рая по существу является новой конституцией ДРВ и носит социалистич. характер ("C?ng bso", 1960, S? 1, tr. 3-14). Эта конституция законодательно закрепила руководящую роль в обществе рабочего класса и поставила задачу построения социализма в Сев. Вьетнаме, мирного объединения страны и завершения во всем Вьетнаме нац.-демократич. революции. Она закрепила руководящую роль в экономике страны социалистич. уклада х-ва, провозгласила принцип планового ведения и развития народного х-ва и культуры, расширение демократич. прав граждан.

Конституция Германской Демократической Республики была введена в действие

7 окт. 1949, в день провозглашения республики ("Gesetzblatt", 1949, No 1). Ее разработка, начавшаяся еще в кон. 1946, вылилась в одну из форм борьбы нем. народа за образование единого миролюбивого демократич. герм, гос-ва. Конституция ГДР разрабатывалась и принималась на 1-м этапе развития нар.-демократич. революции. Поэтому она не исходит из задач построения социализма и закрепляет лишь итоги общедемократич. преобразований. Однако, опираясь на эту конституцию, герм, рабоче-крест. гос-во осуществило широкие социалистич. преобразования, к-рые нашли свое юридич. закрепление в текущем законодательстве. Изменения в конституцию вносились трижды - в 1955 (к компетенции республики отнесены вопросы обороны и защиты гражд. населения ("Gesetzblatt", 1955, No 77)), 1958 (упразднена Палата земель ("Gesetzblatt", 1958, No 71)), 1960 (упразднена должность президента и образован Гос. совет ("Gesetzblatt", 1960, No 53)).

В Китайской Народной Республике в течение 1953-54 был составлен и обсужден проект конституции, к-рая была утверждена 20 сент. 1954.

8 качестве гл. задачи китайского народа конституция выдвигает построение социализма. Она закрепляет господствующее положение социалистич. собственности и социалистич. системы х-ва и указывает пути преобразования сельского х-ва, частной торговли и промышленности. Народный Китай характеризуется в ней как гос-во народной демократии, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Вместе с конституцией были приняты (20-21 сент.) 5 законов, определяющих организацию и деятельность осн. гос. органов КНР ("Жэньминь жибао", 1954, 29 и 30 сент.).

Конституция Корейской Народно- Демократической Республики была принята 8 сент. 1948 после длит. подготовит. работы, в к-рой участвовала общественность как Сев., так и Юж. Кореи. Конституция КНДР 1948 как осн. закон гос-ва, строящего социализм, закрепляет ведущую роль социали-стич. сектора в экономике страны, плановый характер нар. х-ва, демократич. права и свободы граждан, социалистич. принципы организации и деятельности органов гос-ва. В ходе социалистич. строительства конституция совершенствовалась. В 1954 и 1955 в нее был внесен ряд частных изменений ("Сборник законов КНДР", т. 1, Пхеньян, 1956).

В Республике Куба Основной закон был принят 7 февр. 1959 ("Gazeta Oficial de la republica de Cuba", 1959, 7 febr.). Он в значит. мере воспроизвел текст конституции 1940 (к-рый в период диктатуры Батисты не соблюдался даже формально) и включил в него существ, изменения, открывавшие юридич. возможности для развития демократич. преобразований. Осн. закон дополняют многочисл. законодат. акты, принятые революц. пр-вом в 1959-64, к-рые носят характер конституционных (напр., Закон об агр. реформе от 17 мая 1959 ("Gazeta Oficial de la republica de Cuba", 1959, 3 июня), Гаванские декларации 1960, 1962).

В Монгольской Народной Республике первой была конституция 1924 ("Известия Улан-Ватор-Хото", 1924, 10 дек.). В 1940, когда МНР приступила к строительству основ социализма, вступила в действие вторая конституция. С 6 июля 1960 действует третья конституция ("Унэн", 1960, 7 июля). Она закрепила победу социалистич. производств. отношений и поставила задачей завершение строительства социализма и в дальнейшем - постепенный переход к коммунизму.

Конституция Польской Народной Республики была принята Законодат. сеймом 22 июля 1952 ("Dziennik ustaw PRL", 1952, No 33). Она подвела итог 8-летнему периоду существования нар.-демократич. республики и закрепила обществ.-экономич. строй гос-ва строящегося социализма. В последующие годы в конституцию вносились изменения и дополнения.

8 1954 было уточнено адм. деление страны ("Dziennik ustaw PRL", 1954, No 43); в 1957 введена гл. За, закрепившая в системе высших гос. органов Верх, контрольную палату ("Dziennik ustaw PRL", 1957, No 61).

В Социалистической Респуб- лике Румынии первая конституция принята 13 апр. 1948 ("Monitorul Oficial", 1948, No 87 bis), вторая - 24 сент. 1952 ("Buletinul oficial al Marii Adunari Nationale a Republicii Popul?re Romane", 1952, No 1), Обе конституции - конституции периода построения социализма. С 21 авг. 1965 действует новая конституция (Constitutia Republicii ´Socialiste Rom?nia, Buc., 1965), к-рая зафиксировала окончат. победу социализма в стране и наметила завершение строительства развитого социалистич. общества, создание условий для перехода к коммунизму. Она закрепила новое назв. рум. гос-ва - Социалистич. Республика Румыния, руководящую роль в обществе и гос-ве рабочего класса и Коммунистич. партии, безраздельное господство в городе и деревне социалистич. собственности, углубила гарантии прав и свобод граждан, расширила участие трудящихся в управлении гос-вом.

В Чехословацкой Социалис- тической Республике в наст. время действует конституция 11 июля 1960 ("Sbirka zakonu Republiky Ceskoslovensk?", 1960, No 100), заменившая конституцию 9 мая 1948 ("Sbirka z?konu Republiky Ceskoslovenske", 1948, No 52). Осн. положения новой конституции были развиты и дополнены в ряде последующих законодат. актов. Конституция ЧССР закрепила победу социализма в стране и поставила задачу постепенного перехода к построению коммунистич. общества. Эта общая задача конкретизирована в таких принципиальных положениях, как совершенствование социалистич. демократии, расширение непосредств. участия трудящихся в управлении гос-вом и обществом, укрепление морально-политич. единства народа, создание матер, и духовных предпосылок для перехода к коммунизму, удовлетворение все растущих потребностей общества и обеспечение всестороннего развития каждого его члена по мере дальнейшего развития производит, сил и увеличения обществ. богатства и др.

В Социалистической Федера- тивной Республике Югославии действующей конституцией является конституция, утвержденная 7 апр. 1963 Союзной нар. скупщиной. Она отражает завоевания народов Югославии в области социалистич. строительства. В конституции законодательно закреплена политич. власть рабочего класса и руководящая роль Союза коммунистов Югославии, устанавливается обществ. собственность на средства произ-ва, на естеств. богатства и фиксируется самоуправление трудящихся в экономике ("Службени лист "DHPJ", 1963, No 14). Она заменила 1-ю конституцию, принятую Учредит. собранием 31 янв. 1946 (Novi ustavi. Zbirka ustava donetih posle drugog svetskog rata, Beograd, 1948), и Конституц. закон об основах обществ. и политич. устройства ФНРЮ и о союзных органах власти от 13 янв. 1953 (Нови устав Федеративно Народне Республике. Jугославиjе, "Службени лист ФНРJ, 1953).

Конституции социалистич. стран приняты в разное время и отражают различные этапы развития этих стран, но в основе всех их лежат единые, общие черты, т. к. все они - конституции социалистич. типа. Все они имеют единую клас. природу. Ее составляет основанная на союзе рабочих и трудящихся крестьян диктатура пролетариата, призванная обеспечить построение в этих странах развитого социалистич. общества.

Источн.: Конституции стран народной демократии, М., 1958; 40 лет народной Монголии, М., 1961; Основные законодательные акты Кубинской республики, М., 1962; Чехословацкая Социалистическая Республика. Конституция и законодательные акты, М., 1962.

Лит.: Воеводин Л. Д., Златопольский Д. Л., Куприц Н. Я., Гос. право стран нар. демократии, М., 1960; Гудошников Л. М. и др., Гос. право стран нар. демократии, М., 1961; Ильинский И. П., Щетинин Б. В., Гос. право стран нар. демократии, М., 1964; Конституц. право социалистич. стран, М., 1963.

Л. Д. Воеводин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976