Конституция США

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское]

Конституция США
Конституция США (Constitution of the USA), осн. закон США. К. заменила Статьи Конфедерации (1781— 87) союза суверенных гос-в и положила начало эффективному централизованному гос. управлению на федер. основе Три месяца тайных обсуждений «отцами-осно-вателями» на федеральном Конституционном конвенте Филаделфии (1787) ушло на то, чтобы внести измене-ния в первоначальный «вирджинский» план Мэдисо-ва. «Большой компромисс», достигнутый между круп-выми и малыми штатами, дал всем им право равного представительства в сенате, но пропорционального числ населения — в палате представителей. Север и Юг в конечном счете согласились считать одного раба за три пятых человека при расчете норм представитель-ства и налогообложения; торговля рабами продолжа-лась по крайней мере до 1808 г.; налоги на экспорт от-менялись. Принцип прямых двухгодичных выборов конгрессменов был сбалансирован практикой непря-мых выборов сенаторов и президента на возобновляе-мые 6- и 4-летние сроки соответственно. В рамках федер. системы исполнительной (президент, вице-пре-зидент, кабинет и гос. служба), законодательной (сенат я палата представителей) и судебной (верховный суд и др. федер. суды) власти существуют опред. противове-сы, способствующие разделению власти между тремя Ветвями управления страной. Так, напр., Верх, суд, назначаемый президентом с одобрения- сената, может Объявить действия исполнительной или законо-дательной власти неконституционными, но не может сам возбудить дело или издать закон. В 1787 г. проект Истребовал ратификации девятью конвентами штатов. Осн. оппозиция в Вирджинии, Массачусетсе и Нью-Йорке сформировалась из настроенных антифедера-листски защитников суверенных прав штатов, таких, как Патрик Генри и Джордж Клинтон. Конституцию Защищали в «Записках федералиста» Мэдисон, Гамильтон и Джей, и в 1789 г. она вступила в силу. Среда крупных ее недостатков было отсутствие упоминания о полит, партиях, Билля о правах, а также сложность системы выборов и ограничение инициативы исполнительной власти. Слишком обобщенное определение полномочий конгресса и обещания федер. субсидий склонили чашу весов в пользу централизованного, а не автономного управления штатами. Этот гибкий документ подвергался исправлениям 26 раз; к наиб, существенным поправкам следует отнести отмену рабства, принятие билля о правах и предоставление равноправия неграм и женщинам.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Конституция США
(The Constitution of the USA) первый (и ныне действующий) осн. закон США как единой федератив. демокр. респ. Выработана Конституционным Конвентом 1787 в Филадельфии. (Текст см. в Приложении). Утверждена спец. ратификац. конвентами штатов. В соответствии со ст. VII, вступила в силу на террит. 9 из 13 штатов 21.06.88, на террит. остальных в день утверждения ими (Вирг. 26.06.88, Н.-Й. 26.07.88, С. К. 21.11.89, Р.-А. 29.05.90). К. базируется на принципах: разделения властей (I ст. посвящена законодат., II исполнит.. Ill суд. власти), «сдержек и противовесов» (каждая из 3 ветвей власти располагает рычагами воздействия на 2 др.), федерализма (первенства федерал. юрисдикции по отношению к юрисдикции штатов), суд. конституц. надзора. К. документ прямого действия: судьи, вынося решения, обязаны руководствоваться в первую очередь ею и лишь во вторую ординар. законами; этот принцип провозглашен Верховным судом США в 1803. Для изменения К. предусмотрена процедура, более сложная, чем принятие обычного закона. В 1789-1992 принято 27 поправок (Articles of Amendments), фактически дополнений к осн. тексту К. Первые 10 приняты в 1791 (Билль о правах). XI поправка была принята в 1798, чтобы не дать брит. кредиторам американцев и лоялистам возможности требовать в суд. порядке компенсацию за собственность, конфисков. в ходе Войны за независимость. Авторы К. ошибочно предполагали, что в США не будет полит. партий; в результате выборов в 1796 по первонач. принятой системе през. Дж. Адамс и вице-през. Т. Джефферсон оказались представителями противоборств. партий, и, чтобы исключить такую ситуацию впредь, XII поправка в 1804 ввела раздел. голосование за през. и вице-през. После победы северян в Гражданской войне приняты XIII (1865), XIV (1868) и XV (1870) поправки, ставшие важной сост. частью К. и инструментом Реконструкции. XVI поправка (1913) устранила препятствие, мешавш. введению подоход. налога, видоизменив структуру гос. финансов США. Борьба прогрессистов, добивавшихся усиления контроля избирателей над парт. боссами, привела к принятию в 1913 XVII поправки о прямых выборах сенаторов США. Неудач, опыт введения на федерал. уровне «сухого закона» зафиксирован XVIII поправкой в 1919 и отменивш. ее XXI поправкой в 1933. Распространение избират. прав на женщин, малоимущих и лиц в возрасте от 18 лет до установл. штатами более выс. возраст. ценза закреплено соответственно XIX (1920), XXIV (1964) и XXVI (1971) поправками. Установл. первонач. промежуток между избранием през. и вступлением его в должность был слишком велик, что имело опасные последствия при резкой смене полит. курса (при переходе власти от Дж. Бьюкенена к А. Линкольну в I860-61 и от Г. Гувера к Ф. Рузвельту в 1932-33); XX поправка (1933) сократила его почти вдвое. До Ф. Рузвельта президенты следовали традиции: занимать должность не более 2 сроков; XXII поправка (1951) «запоздалая месть» республиканцев четырежды избиравшемуся Ф. Рузвельту восстановила традицию, теперь уже в качестве конституц. нормы. XXV поправка (1967) изменила и закрепила порядок-преемственности президент. власти и замещения вакансии вице-през. XXVII поправка (1992) была предложена еще Дж. Мэ-дисоном вместе с Биллем о правах, но ее ратификация растянулась более чем на 200 лет. В соответствии с принципом англо-амер. права, по к-рому закон, принятый позже, обладает большей юрид. силой, поправки, противоречащ. положениям осн. текста, отменяют их. Нек-рые положения К. утратили юрид. значение (напр., квоты представительства штатов на выборах 1788 ст. I, разд. 2, п. 3; федеральное число; положение ст. I, разд. 8, п. 11 о выдаче каперск. свидетельств). В то же время нормы К. дополняются неписан. правилами и обычаями, в связи с чем иногда говорят о «живой К.» (в 1821-57 она включала Миссурийский компромисс, а ныне такие ин-ты, как полит. партии, аппарат Белого дома, кабинет, Совет нац. безопасности, постоян. комитеты Конгресса). В 1791 Конгресс учредил Банк США I. Т. Джефферсон заявил, что этот акт нарушает К., поскольку в ней отсутствует прямое указание на такие правомочия, и тем самым дал К. рестрикционист. (ограничит.) толкование. В ответ А. Гамильтон заявил, что акт не нарушает никаких конституц. запретов, Банк необходим для реализации др. перечисл. в К. правомочий Конгресса, и учреждение Банка не противоречит К.,такое толкование Конституции получило назв. конструкционистского (расширительного), оно закреплено решением Верх. суда США 1819 и более известно как доктрина подразумеваемых полномочий (напр., право Конгресса устанавливать единый для США минимум почасов. оплаты труда логически выводится из права Конгресса регулировать торговлю между штатами ст. I, разд. 8, п. 3, а право приобретать колонии из права заключать междунар. договоры). После принятия в 1798 актов об иностранцах и подстрекательстве к мятежу, а в 1828 тарифа абсурдов (ужасов) юристы и политики юж. штатов, не располагая достаточ. конституц. средствами для противодействия, вышли за рамки толкования К. и, поставив вопрос о ее правов. статусе, предложили считать К. договором между штатами и федерал. пр-вом: любой штат может расторгнуть договор, если сочтет, что пр-во его нарушило (Дж. Тейлор, Дж. Кэлхун). Отвергая эту позицию, Д. Уэбстер в 1830 объявил К. актом высш. волеизъявления народа США, в результате к-рого была создана единая нация, а штаты, сохранив второстепен. атрибуты суверенитета, отказались от важнейших: права выхода из США и права нуллификации. После победы Севера над Югом в Гражд. войне (1865) такое понимание статуса К. стало общепризнанным. Принятие К. стало возможным в результате компромиссов, и осн. текст К. носит их отпечаток, умалчивает о существовании рабства, упоминая о рабах лишь описательно (ст. I, разд. 9, п. 1). При этом К. более 200 лет является осн. законом одного из наиб. динамично развивающ. гос-в, террит. и нас. к-рого увеличились во много раз, а обществ. отношения кардинал. образом изменились. Однако каждое поколение американцев рассматривало К. не как ист., а как совр. документ, потенциально содержаш. все юрид. нормы, необходимые для разрешения текущ. проблем. Благодаря гибкости полити-ко-правов. системы США, К. действительно до сих пор выполняет эту роль. У. Л. Гаррисон считал К. «рабовладельческим» документом, но поскольку рабство было отменено пр-вом, создан, на ее основе, прав был не он, а др. аболиционисты, считавшие, что рабство в принципе противоречит основам конституц. строя США. В 1907 идеолог прогрессизма Дж. А. Смит объявил К. «реакционным документом», ибо создаваемое на ее основе пр-во не имеет права вмешиваться в имущ. отношения и добиваться благосостояния для всех. (см. также толкование Ч. О. Бирда). К. США оказала влияние на пр-ва мн. стран (особенно федеративных), ее нормы использовались при составлении конституций Мексики, Бразилии, Аргентины, ФРГ, Японии, России. Оригинал. текст К. хранится в Нац. архиве США в Вашингтоне, где он выставлен для обозрения в спец. оборудован. витрине, рядом с текстом Декларации независимости.

Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.