Конституционный Суд Российской Федерации

Найдено 1 определение
Конституционный Суд Российской Федерации
судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Состоит из 19 судей. Председатели Конституционного Суда Российской Федерации: В. Д. Зорькин (1991–1993 гг. и с 2005 г. по настоящее время); В. А. Туманов (1995–1997 гг.); М. В. Баглай (1997–2005 гг.). Статус Конституционного суда Российской Федерации - определенные Конституцией и законами Российской Федерации полномочия, место и роль специализированного федерального органа конституционного контроля в системе разделения властей. Определяющим признаком в понимании природы Конституционного Суда Российской Федерации как органа государственной власти является осуществление им конституционного контроля в форме конституционного правосудия. Решения Конституционного Суда Российской Федерации по своей юридической силе общеобязательны и не могут быть отменены или преодолены иначе как принятием нового закона. Конституционный Суд осуществляет свои полномочия в целях защиты основ конституционного строя, конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории России. Особенность деятельности Конституционного Суда Российской Федерации (как и любого другого судебного органа) заключается в том, что он призван решать исключительно вопросы права и ни при каких обстоятельствах не склоняться к политической целесообразности. При отправлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд должен воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств, если это входит в компетенцию других судов или органов. В то же время Конституционный Суд в определенном смысле отыскивает, творит право, влияет на волю законодателя и правоприменителя, создает прецеденты толкования Конституции и федеральных законов. Конституционный Суд не ограничивается толкованием Конституции, он развивает конституционно-правовую доктрину мотивацией принятых им решений, уточняет смысл и содержание конституционных норм, обеспечивает реализуемость, «живучесть» Основного закона. Высокий статус Конституционного Суда Российской Федерации определяется и тем, что он выступает в качестве общенационального арбитра, разрешая споры и улаживая юридические разногласия между различными органами государственной власти. В этом смысле Конституционный Суд – гарант конституционных ценностей, инструмент защиты основ конституционного строя. Статус Конституционного Суда Российской Федерации подчеркивают его официальные символы, призванные отобразить самостоятельность данного органа, независимость, равенство с иными высшими органами власти, а также привить уважение к Конституционному Суду. К общим символам Конституционного Суда Российской Федерации относятся: размещение Государственного флага на здании Суда, а также в зале его заседаний. В зале заседаний находятся изображение Государственного герба и текст Конституции. К специальным символам относятся: облачение судей в мантии, а также наличие у них нагрудных знаков. Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является г. Санкт-Петербург. Заседания Конституционного Суда проводятся в месте его пребывания, но при необходимости могут быть перенесены в другое место (например, при разрешении спора между Федерацией и ее субъектом). Конституционный Суд независим от других органов государственной власти, в том числе в финансовом и материальнотехническом отношениях. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет средств федерального бюджета. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации – В. Д. Зорькин.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
317.01 кб

Роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите полномочий органов местного самоуправления

Самсонов В. Н., Алексеева А. А.
В статье раскрывается роль Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в его правовых позициях, в обеспечении правотворческих и правоприменительных полномочий органов местного самоуправления в сфере налогообложения земл