реакция римско-католической церкви на Реформацию и секуляризационные процессы в европейских государствах. Помимо непосредственной борьбы с реформационным движением, в т.ч. создание инквизиции и Ордена иезуитов, предусматривала пересмотр и дополнение ряда католических догматов.
Контрреформация
Контрреформация
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
церковно-политическое движение в Европе середины XVI—XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. В основу программы К. легли решения Тридентского собора 1545—1563 гг. Осуществлялась с помощью инквизиции. Активные проводники К. — католические монашеские ордена. Практиковалось массовое истребление протестантов, например, Варфоломеевская ночь. В результате религиозных войн многие города Германии, Чехии, Дании были превращены в руины.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Контрреформация
Контрреформация (Counter-Reformation), оживление "Римской католической церкви в период с сер. 16 в. до сер. 17 в. Своим возникновением К. обязана реформаторским движениям, к-рые не были связаны с протест. Реформацией, но постепенно все более отождествлялись с попытками «воспротивиться» ей и в рез-те, приняли такое назв. В К. выделяется три осн. церк. аспекта. Во-первых, реформирование папства, папы стали проявлять большую гибкость, нежели их предшественники, и провели нек-рые реформы центр, управления церковью. Во-вторых, учреждение новых религ. орденов, в частности ораторианцев, а в 1540 г. — «Общества Иисуса» (иезуитов), а также реформирование старых орденов, в т.ч. образование отд. от францисканцев ордена капуцинов. В-третьих, деятельность и постановления Тридентского собора (1545—63), к-рый заново определил и прояснил доктрину католицизма по большинству положений, вызывавших споры с протестантами, и провел важные морально-этические и дисциплинарные реформы внутри католич. церкви, в т.ч. по улучшению образования духовенства в спец. те-ологич. колледжах, наз. семинариями. Выдающимися деятелями К. были Игнатий Лойола (ок. 1491—1556), основатель «Общества Иисуса»; Карло Борромео, архиепископ Милана (1560—84), папа Пий V (1560—84), а также исп. мистики-кармелиты Тереза Авильская (1515—82) и св. Хуан де ла Крус (1542—91). Все это способствовало расцвету католич. духовности среди простого народа, а также усилению антипротест, умонастроений. Движение обрело полит, направленность благодаря его связям с католич. правителями, в особенности с Филиппом II Испанским, к-рый стремился восстановить рим. католицизм силой. Патовую ситуацию в борьбе католиков и протестантов надежно закрепил Вестфальский мир (1648), положивший конец Тридцатилетней войне и в известном смысле завершивший период Контрреформации.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
реакц. религ.-политич. движение в Зап. Европе 16-17 вв. против Реформации (как против бюргерского, так и против нар. направлений), возглавленное папством. Являлось своего рода контрнаступлением в религ. форме феодальных сил, пытавшихся упрочить феодальный строй в эпоху его разложения. Оплотом и материальной опорой К. были гос-ва, в к-рых позиции католицизма оставались наиболее прочными (Испания, а также княжества Юго-Зап. и Юж. Германии и Австрия, где после Крестьянской войны 1524-25 наступила феод. реакция). В борьбе за укрепление своих позиций папство прибегло к организац. и идейной перестройке католич. церкви. В 1534 был основан, а в 1540 утвержден орден иезуитов, ставший гл. орудием К. В 1542 реорганизована папская инквизиция. В 1559 опубликован папский "Индекс запрещенных книг". Тридентский собор (1545-63, с перерывами) закрепил победу реакц. группировки во главе с иезуитами над течением, искавшим примирения с протестантизмом; его решения стали программой К. (главенство папы над собором, употребление лат. яз. вместо национальных в богослужении, т. н. тридентское исповедание веры, к-рое должны были подписать все духовные лица). Папство перестроило курию, создав конгрегации, в т. ч. Конгрегацию пропаганды веры (1622), ответственную за миссионерскую деятельность, реформировало монашеские ордена и создало ряд новых. Оно ожесточенно преследовало передовую науч. мысль (процессы Доле, Бруно, Ванини, Галилея), проводило массовое уничтожение инакомыслящих (Варфоломеевская ночь). К. укрепила положение папства и католич. церкви, что способствовало врем. укреплению позиций феодализма. Реформация была ликвидирована в Испании, Италии, католицизм был восстановлен в Польше, Юж. Германии, Австрии; после длит. религиозных войн протестанты потерпели поражение во Франции. Однако К. не смогла полностью искоренить протестантизм. Лит.: Михневич Д. Е., Очерки по истории католич. реакции (Иезуиты), М., 1955; Лозинский С. Г., История папства, М., 1961. И. А. Энгельгардт. Москва.