проходили из Великобритании и США в северные порты СССР – Архангельск и Мурманск. Всего между августом 1941 и маем 1945 насчитывалось 78 конвоев (хотя в интервалах между июлем и сентябрем 1942 и мартом и ноябрем 1943 конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд‑лиза важные военные материалы в СССР. 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. Германия потеряла ряд судов, включая один линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолетов.
Первое время конвои отплывали из Исландии но начиная с сентября 1942 они стали отправляться с базы Loch Ewe в Шотландии. Путь конвоев лежал вокруг оккупированной Норвегии в северные порты СССР и был особенно опасен из‑за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из‑за преобладающих в этих водах плохой погоды.
Каждый конвой имел в своем названии два буквенно‑числовых идентификатора, PQ+«HOMep» или ЛУ+«номер» для конвоев в СССР, и QP+«HOMep» или РА+«номер» для обратных конвоев, исключая самый первый конвой получивший кодовое имя «Дервиш». Аббревиатура PQ (и QP соответственно) появилась от имени английского офицера П.К. Эдвардса (PQ. Edwards), занимавшегося конвоями.
«Дервиш» отправился из Исландии 21 августа 1941 и прибыл в Архангельск десятью днями позже без потерь. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Эскорт состоял из трех минных тральщиков, трех эсминцев и трех противолодочных траулеров.
Стоит отметить четыре конвоя:
• 30 мая 1942 уцелевшие суда конвоя PQ‑16 прибыли в Мурманск и Архангельск; конвой оказался настолько успешным в плане доставки военных материалов в СССР, что немецкое командование предприняло дополнительные усилия для недопущения прохождения последующих конвоев.
• В июле 1942 конвой PQ‑17 был рассеян после получения сообщений о выходе отряда немецких линкоров и крейсеров на перехват конвоя. Только 11 из 36 торговых судов конвоя прорвались в советские порты.
• Бой в Баренцевом море: в декабре 1942 немецкие надводные корабли, включая тяжелые крейсера «Адмирал Хиппер» и «Лютцов» вышли на перехват конвоя JW51B. Нападение было отбито силами кораблей эскорта.
• Бой у Нордкапа: в декабре 1943 конвой JW55B был атакован немецким линейным крейсером «Шарнхорст», который в ночном бою был потоплен британским линкором «Герцог Йоркский» и кораблями эскорта.
Конвои привели к значительным изменениям в расстановке морских сил с обоих сторон, что оказало существенное влияние на ход боевых действий на море на других театрах боевых действий. В результате ранних рейдов британских эсминцев в Норвегии, Гитлер пришел к убеждению что англичане намереваются вторгнуться в Норвегию снова. Это, вместе с очевидной необходимостью остановить арктические конвои в СССР, заставило Гитлера отдать приказ передислоцировать тяжелые надводные немецкие корабли, включая линкор «Тирпиц», в Норвегию. Операция «Цербер» была предпринята частично по этой причине.
«Тирпиц» и другие тяжелые надводные немецкие корабли связывали силы Королевского ВМФ которые могли быть лучше использованы где‑то еще, например для сдерживания ВМФ Японии в Индийском океане. Успех рейдов «Гнейзенау» и «Шарнхорст» в 1941 продемонстрировал масштабы немецкой угрозы в Атлантике. Однако с закрытием союзниками непатрулируемого воздушного «окна» над Северной Атлантикой, улучшением радио‑триангуляционного оборудования, внедрением воздушного радара и предоставлением конвоям эскортных авианосцев, возможности для немецких рейдеров в Атлантике были ограничены.
Помимо отмененной попытки перехватить конвой PQ12 в марте 1942 и рейда на Шпицберген в сентябре 1943, «Тирпиц» провел большую часть 2‑й мировой войны в норвежских фьордах. «Тирпиц» подвергался постоянным атакам пока наконец не был потоплен во фьорде Тромсе 11 ноября 1944 Королевскими ВВС. Другие тяжелые суда Кригсмарине никогда не дислоцировались в Норвегии (например, «Гнейзенау»), были вытеснены из портов страны, или были потоплены превосходящими силами противника (например, «Шарнхорст»). В особенности, неудачная атака конвоя JW‑51B (Бой в Баренцевом море), когда превосходящая группировка немецких надводных кораблей не смогла нанести поражение британскому эскорту, состоявшему из крейсеров и эсминцев, привела Гитлера в ярость и заставила перенести акцент с надводных рейдеров на подводные лодки. Некоторые тяжелые корабли были физически разобраны и их вооружение использовано в прибрежных укреплениях.
Ближе к концу войны, военное значение поставок, доставляемых арктическими конвоями, вероятно было не так высоко как символично, отсюда их продолжение – по настоянию Сталина – в течение длительного времени после того как на Восточном фронте был достигнут перелом в пользу СССР.
КОНВОИ СОЮЗНЫЕ В СССР 1941–1945
КОНВОИ СОЮЗНЫЕ В СССР 1941–1945
Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.