название египтян, исповедующих христианство.
Копты
Копты
Копты (Copts), члены общины коптской православ. церкви в Египте и Эфиопии. Назв. происходит от греч. слова Aiguptioi («египтяне»). Принято считать, что К. были обращены в христианство св. Марком. Со 2-го до 5 в. наиб, влиятельным интеллектуальным ин-том христ. церкви была Катехетическая школа в Алексан-дрии. Именно в коптской церкви в 3 в. возникло монашество, распространившееся затем на Сев. Африку и Рим, а через Палестину — на Сирию и М. Азию. К. перенесли много страданий, подвергаясь преследованиям при Диоклетиане; их календарь недаром начинается с 284 г., «года мучеников». В 451 г. К. откололись от христ. церкви, утверждая, что природа Иисуса Христа была частично божественной, частично человеческой. После завоевания Египта мусульманами в 641 г. мн. христиане приняли ислам. Свои позиции коптская церковь сохранила гл. об. в Эфиопии.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Копты
(др.-евр. gibtith, араб, kibt — египтяне), исконное христианское население др. и совр. Египта. Коптский язык и коптское искусство, в основе которых лежат традиции эллинистич. Египта, формировались в процессе распространения в Египте христианства. Начальные стадии этого процесса, не отраж., по всей видимости, более поздним ортодоксальным учением, темны для нас. Своеобразное копгское искусство оказывало значительное влияние на различные области культуры этого региона. Коптская литература, напротив, представлена (за редким исключением) переводами греч. текстов, преим. сакральных. Особый вклад в историю церкви К. внесли учреждением монашества. После Халкедонского собора 451, на котором в христианское учение был введен догмат о двух природах Христа, К. отпали от вселенского единства и впредь стояли на позициях монофизитства — учения, согласно которому божеств, и человеч. природа слились в Христе воедино. Наиболее значительным внешним событием в истории коптской церкви было завоевание Египта арабами (639 — 641), первоначально воспринятое церковью как в известной степени положительное явление. Результатом этого завоевания стала постен, исламизация части населения Египта. В настоящее время насчитывается 1,3 млн. сторонников коптской церкви и 80 тыс. коптов-унитариев (сторонников союза с римско-католич. церковью).
Источник: Словарь античности. 1989
Копты
этноконфессиональная группа египетских арабов, исповедующих христианство (в основном монофизиты, есть униты и протестанты). Живут главным образом в городах Верхнего Египта, а также в других странах Ближнего Востока. Численность свыше 4 млн. чел. (1992). Говорят на арабском языке (распространенный в прошлом коптский язык сохранился лишь как церковный). Мусульманские завоеватели различными административными мерами добивались исламизации местного населения: земли монастырей передавали мечетям, не мусульман облагали более высокими налогами. В связи с этим христианство удержалось лишь среди части горожан, свободных от земельных налогов. Христианство коптов приобрело некоторые черты ислама. У них особый календарь с началом летоисчисления от 29 августа 284 г. По роду занятий – служащие, ремесленники, торговцы, рабочие, незначительная часть – крестьяне. В 4 – 7 в.в. н.э., до арабского завоевания, копты создали своеобразное искусство, впитавшее в себя культурное наследие Древнего Египта и античности. Архитектура представлена базиликами, купольными гробницами, 2- и 4-этажными домами; изобразительное искусство – каменными и деревянными рельефами, росписями, миниатюрами, восковой живописью на досках; декоративно-прикладное искусство – резьбой по дереву и кости, высокохудожественными тканями. См. Арабы, Коптская церковь.