то же, что судно. В парусном флоте - трехмачтовое судно с полным парусным вооружением. В современном русском языке К. называют военные суда. Иногда воздушным К. называют крупный самолет, дирижабль. Космический К. — пилотируемый космический аппарат. В архитектуре — то же, что неф.
КОРАБЛЬ
КОРАБЛЬ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
КОРАБЛЬ
Быт 49:13). Слова: корабль, корабельная пристань, в первый раз встречаются в благословении патр. Иакова Завулону: “Завулон при береге морском будет жить, и у пристани корабельной и предел его до Сидона.” Впрочем Евреи сами по себе никогда не были склонны к морским путешествиям и предприятиям. Их торговля с отдаленными странами производилась большею частью или сухим путем, или через посредство других народов, более склонных в мореплаванию. Даже в лучшие времена своей истории, Евреи не имели у себя постоянных корабельных судов и обычно довольствовались рыбачьими лодками, лавировавшими вдоль берегов Средиземного моря, или по водам Галилейского моря. Эти рыбачьи суда несомненно были небольшого размера, грубой отделки и, как видно из Евангельского повествования, нередко подвергались опасности крушения от сильных ветров, волновавших при непогоде Галилейское море. Когда Соломон строил корабль в Ецион-Гавере, при восточном береге Черного моря, он должен был пользоваться помощью корабельщиков царя Хирама, хорошо знакомых с морем (3Цар 9:26-28); впрочем из сравнения с параллельным местом оказывается, что самые корабли были присланы Соломону Хирамом, царем Тирским, и что строенье оных главным образом было обязано искусству Тирских кораблестроителей (2Пар 8:18). Мы знаем также, что, при другом случае, Иосафат заготовил себе корабли в той же самой гавани и что они не дошли до Офира, так как разбились в Ецион-Гавере и когда Охозия предложил ему участвовать в возобновлении морской экспедиции, то Иосафат не согласился на это (3Цар 22:48). Из 2Пар 20:35-37 известно, что Иосафат и Охозия участвовали сообща в первом предприятии и что означенное предприятие было осуждено Богом. Мы не можем с достоверностью определить. когда впервые начали заниматься кораблестроением, так как о них мало говорится в первых книгах Библии за исключением например разве того, что Иаков говорит в своем пророчестве Завулону о корабельной пристани; из чего можно заключить, что торговые сношения с чужеземными народами на морском берегу Финикии были уже распространены между Хананеями и во времена Иакова (Быт 49:13). Валаам в своем пророчестве указывает на корабли из Киттима (Чис 24:24) и сам Моисей в одном месте упоминает о кораблях, на которых, как говорит он, Господь возвратит народ свой в Египет (Вт 28:68). Иов говорит о легких ладьях (Иов 9:26) и из кн. Судей известно, что колено Даново уже издавна владело кораблями (5:17). При всем том очевидно, что первыми моряками, с которыми вступили в сношение Евреи, были Финикияне. Знаменитые Фарсийские корабли, без сомнения, были из Финикии, и должно отдать справедливость, что они действительно строились весьма прочно и отличались своею величиною и удобствами. Пр. Иезекииль, изображая славу и величие Тира, ясно дает видеть, что Финикийские корабли не только имели прочное устройство, иногда роскошное убранство, но и совмещали в себе все приспособления для производства обширнейшей, мировой торговли (Иез 27:4-25). Иоппия (Яффа) была почти единственной гаванью у Евреев, и корабли, входившие и выходившие из оной, были по преимуществу Финикийские. Тир и Сидон считались первыми приморскими корабельными городами древнего мира. В позднейшие времена, из нескольких мест Нового Завета мы видим указания и на корабли, принадлежавшие Римлянам и другим народам, не редко приспособленные для дальних и долгих путешествий. Книга Деяний Апостольских в особенности сообщает не безынтересные подробности о кораблях и навигации в древнее время. Лица желающие основательно ознакомиться с означенным вопросом с большою пользою для себя могут читать повествования о морских путешествиях и кораблекрушении ап. Павла. изложенные особенно живо в указанной книге.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
КОРАБЛЬ
(от греческого karabos, славянского кора или короб), 1) судно, входящее в состав ВМФ государства, имеющее вооружение и другие технические средства, военный экипаж и несущее военно-морской флаг. Наряду с термином «корабль» применялся с одинаковым смыслом и термин «судно». Первоначально на Руси существовали гребные суда, движение которых осуществлялось с помощью весел. Иногда в качестве вспомогательного средства применялся парус. Переход от гребных к парусным кораблям завершился в XVIII в. В первой половине XIX в. начался переход от парусных кораблей к паровым. В России первый пароход, вооруженный 14 пушками, — «Метеор» — был построен в 1825 в Николаеве, а в 1826 на Ижорском заводе построен 8-пушечный пароход «Ижора». Сначала паровые корабли были колесными, что до некоторой степени сдерживало их развитие. С внедрением в 1836-1837 в судостроение гребного винта (см. Движитель) паровая машина окончательно утвердилась в качестве главного двигателя, хотя еще долгое время на корабле сохранялись паруса в качестве вспомогательного движителя. В России первый винтовой фрегат «Архимед», входивший в состав Балтийского флота, с паровой машиной мощностью 221 кВт (300 л. с.) и водоизмещением около 2400 т построен корабельным инженером И. А. Амосовым, в 1846-1848, а постройка винтовых линейных кораблей началась накануне Крымской войны 1853-1856. Одновременно с развитием паровых кораблей совершенствовалось оружие флота, и прежде всего артиллерия (см. Морская артиллерия), что в свою очередь вызвало необходимость строительства кораблей с железным корпусом. В 30-х годах XIX в. на вооружение кораблей стали поступать так называемые бомбические пушки калибра 200-220 мм, стрелявшие разрывными бомбами по настильной траектории на дистанцию до 15 кабельтовых (около 2800 м). Они успешно были применены в Синопском морском сражении 1853, последнем крупном сражении парусного флота. Опыт Крымской войны показал необходимость перехода от парусных деревянных кораблей к паровым с железным корпусом. С конца XIX в. на кораблях стали устанавливаться казнозарядные пушки с нарезными стволами, стрелявшими удлиненными снарядами, что вызвало необходимость в броневой защите кораблей. В России первым частично бронированным кораблем стала канонерская лодка «Опыт», а с полным бронированием деревянного корпуса — фрегаты «Севастополь» и «Петропавловск», построенные в 1861. Затем были построены железные броненосные плавбатареи типа «Первенец». При постройке в 70-х годах XIX в. серии клиперов русского флота была использована смешанная система: металлический набор корпуса и деревянная наружная обшивка, а в корпусе клипера «Вестник» впервые применена сталь. Наступил качественно новый этап в развитии артиллерийских кораблей. Основной ударной силой флота стали броненосцы. Существенное влияние на их строительство оказало появление во второй половине XIX в. минного и торпедного оружия. В период русско-турецкой войны 1877-1878, исходя из опыта применения катеров с шестовыми минами, в России было построено свыше 100 миноносок. В 80-е годы на смену им пришли миноносцы. В 1911— 1913 построен эсминец «Новик» с паровой турбиной, а затем несколько серий кораблей этого типа. В 1907 на русских верфях заложены 8 речных канонерских лодок типа «Шквал», а в 1908 — «Карс» и «Ардаган», первые в мире корабли с двигателями внутреннего сгорания (дизелями). Еще в 1898 русский инженер-кораблестроитель К. П. Боклевский предложил применять такие двигатели на судах. В начале XX в. подводные лодки стали оснащаться дизелями для надводного хода и электромоторами для движения под водой. Одновременно стали строиться в России первые в мире тральщики. В 1892 на русском флоте установлена следующая классификация кораблей: эскадренные броненосцы, броненосцы береговой обороны, крейсеры 1 ранга (броненосные и бронепалубные), крейсеры 2 ранга, минные крейсеры, мореходные канонерские лодки, канонерские лодки береговой обороны, миноносцы, миноноски, учебные суда, пароходы, яхты, транспорты, портовые суда. При этом все корабли именовались судами. По классификации 1907 броненосцы переклассифицированы в линейные корабли, крейсеры объединены в один класс, подразделявшийся на броненосные крейсеры и крейсеры. Введены классы эскадренный миноносец (взамен линейных крейсеров), заградитель минный (ранее минный транспорт) и сетевой, подводные лодки, речные канонерские лодки (башенные и бронепалубные). В годы первой мировой войны вводятся классы линейных крейсеров и тральщиков, упраздняется класс миноносок, два подкласса крейсеров преобразуются в один — крейсеры (с 1915). В России появились также класс авианосец (авиатранспорт), сторожевой корабль, противолодочный корабль, морские и речные мониторы, боевые катера различного назначения; 2) в парусном флоте — крупные трехмачтовые суда с полным парусным вооружением, несущие на всех мачтах прямые паруса, а на бизань-мачте, кроме того, косой. Они имели сильное артиллерийское вооружение (60-130 орудий), предназначались для ведения морского боя в кильватерной колонне (линии баталии) и нанесения артиллерийских ударов по объектам противника на морском побережье; 3) воздушный корабль — впервые этот термин применил русский изобретатель вице-адмирал Н. М. Соковнин, разработавший в 1866 под таким названием проект дирижабля с реактивными двигателями.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002