Коран

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Коран
священная книга мусульман, запись проповедей, произнесенных Мухаммедом (по вероучению мусульман - пророк и посланник Аллаха) в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. Слово "коран" означает "то, что читают". Текст Корана содержит 114 сур и представляет собой рифмованную прозу.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Коран
(от араб, кур ан — чтение) — священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв и назидательных рассказов, произнесённых пророком Мухаммедом в Мекке и Медине. Коран содержит 114 глав (сур), в которых осуждается идолопоклонство и многобожие, проповедуется идея о едином боге (Аллахе), содержатся предупреждения о страшном суде, описывается рай и ад, ведётся дискуссия с язычниками, указываются правила поведения и правовые нормы, устанавливаются обряды и др.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

КОРАН
главная священная книга мусульман. По учению ислама К. не сотворен, существует предвечно. Оригинал его хранится у Аллаха, который частями в виде откровения передал К. пророку Мухаммеду через ангела Джебраиля. Наиболее крупное произведение арабской прозы VII в. Согласно преданию, составление и редактирование К. начато под наблюдением первых арабских халифов, с привлечением записей, сделанных при пророке Мухаммеде. Текст К., принятый в суннизме, в шиизме считается неполным. В К. 114 сур, глав разной длины, содержащих от 286 аятов, «знамений», (во второй главе) до 3-6 аятов в последних главах.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Коран
Коран (Koran), священная книга ислама, составленная из божественных откровений, ниспосланных пророку Мухаммеду начиная с 610 г. до его смерти в 632 г. Написанная по-арабски, она состоит из 114 глав, или сур, касающихся всех сторон человеческого бытия: от назидательных притчей Мухаммеда в ранний период его пребывания в Мекке до посланий, регулирующих повседневную жизнь верующих. К. содержит также разл. правовые проблемы, изложенные Мухаммедом во время пребывания в Медине (622—630). Мусульмане считают содержание К. непосредственным и непереводимым словом божьим, хотя существует множество толкований и версий на др. языках. Заучивание наизусть положений Корана составляет основу мусульм. образования.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

КОРАН
арабское ал-куран - чтение вслух, декламация), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, произнесенных основателем ислама Мухаммедом. Содержит также религиозно-правовые и обрядовые предписания. Из К. исходят мусульманское предание - сунна и законодательство - шариат. Первый перевод К. на русский язык сделан в 1716 П. Поспиковым. С арабского оригинала К. впервые переведен Д. Н. Богуславским (1871, не опубликован) и Г. С. Саблуковым (1878). В 1921-30 И. Ю. Крачковским подготовлен научный перевод К. (2 изд., 1990). Древнейшая рукопись К. -т.н. "Коран Османа", находившаяся в мечети Ходжа Ахрар (Самарканд), в 1869 передана генерал-губернатором Туркестанского края К. П. Кауфманом в Императорскую публичную библиотеку в Петербурге, а в 1917, по просьбе Краевого мусульманского съезда Петроградского национального округа, - в Ташкент (позже возвращена в Самарканд).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Коран
(араб. кур´ан — чтение) — главная «священная книга», «книга книг» ислама (состоит из 114 сур-глав). Составлен в форме обращения Аллаха к людям (кроме первой суры). К. — сборник религиозно-догматич., мифологич. и правовых текстов, молитв, заклинаний, культовых норм, которые вместе с различными постановлениями и предписаниями из области публичного, семейного, наследственного и уголовного права из Сунны легли в основу шариата (мусульманского права).

Лит.: Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986; Сунна — мусульманское священное предание, содержащее рассказы (хадисы) о пророке Мухаммеде, его назидания и притчи. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991; Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Коран
(араб. «аль-кур'ан» - чтение, декламация) – главная священная книга мусульман. По учению ислама Коран не сотворен, а существует предвечно. Оригинал его хранится у Аллаха, который частями в виде откровения передал Коран пророку Мухаммеду через ангела Джебраиля. Коран – наиболее крупное произведение арабской прозы 7 в. Согласно преданию, составление и редактирование Корана начато под наблюдением первых арабских халифов, с привлечением записей, сделанных при пророке Мухаммеде. Текст Корана, принятый за канонический в суннизме и шиизме, считается неполным. В Коране 114 сур (глав) разной длины, от 286 аятов (знамений) во 2-ой главе, до 3 – 6 аятов в последних главах. Первая сура «Фатиха» (открывающая) носит характер молитвы, в ней 6 аятов, как и в 114 суре. Хронологическая, повествовательная и смысловая последовательность между главами, а часто и аятами отсутствует. Наиболее старые тексты Корана по языку и стилю близки заклинаниям и проклятиям древнеарабских жрецов и прорицателей. Часть из них отражает существенные для периода возникновения ислама настроения и проповеди эсхатологического характера, содержит красочные картины страшного суда, ада, рая. Значительны в Коране влияния христианской и иудейской мифологии. В Коране изложено учение о пророках Аллаха от Адама до Мухаммеда, в их числе библейские пророки и патриархи Нух (Ной), Ибрахим (Авраам) и др. Иса ибн Мариам (Иисус, сын Марии) в Коране - посланник Аллаха, непосредственный предшественник Мухаммеда, но он не «единосущ» с богом. «Аллах – только единый бог». Из Корана исходят Сунна и шариат. Необходимость пояснения Корана вызвала к жизни схоластическую дисциплину Тефсир. См. Ислам, Ад и Рай, Аят, Сунна, Тефсир, Шариат.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

КОРАН
от араб. куран – чтение), Священное Писание ислама и первый письменный памятник арабской литературы. Возникновение Корана связано с пророческими откровениями Мухаммеда, произнесенными в Мекке (610–22 гг.) и Медине (622–32 гг.). С точки зрения ислама Коран – откровение, которое Бог ниспосылал Мухаммеду через Святого Духа. При жизни Мухаммеда Коран существовал в устной форме и заучивался наизусть, первые записи были сделаны вскоре после его смерти. Между 650 и 655 г. по приказу халифа Османа был составлен сводный текст Корана – т. н. каноническая Османова редакция. Эта редакция содержит 114 сур (глав) разной величины, разделенных по месту произнесения – 90 мекканских сур и 24 мединских. Суры содержат обрядовые и юридические установления, заклинания, молитвы, назидательные рассказы и притчи. При этом суры выстроены не хронологически, а в порядке убывания их длины (кроме самой короткой первой), поэтому большинство поздних сур находится в начале, а ранних – в конце. Коран написан в форме рифмованной прозы. Каждая сура (кроме девятой) начинается со слов «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!». Суры делятся на айаты, стихи, и называются по первому слову: «Открывающая книгу» (1), «Корова» (2), «Слон» (105), «Люди» (114) и др. Первая сура Корана – наиболее распространенная молитва мусульман: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Хвала Аллаху, господу миров, милостивому, милосердному, царю в день суда! Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, – не тех, которые находятся под гнетом и не заблудших».
Основное содержание Корана – проповедь единого Бога (Аллаха), рассказ о Страшном суде, об аде и рае, полемика с язычниками, иудеями и христианами, рассказы о гибели народов, отвергнувших своих пророков, и пр. Многие религиозно-философские идеи и притчи Корана восходят к иудаизму и христианству (о сотворении мира, об Адаме и Еве, о первородном грехе, об Иосифе Прекрасном, об Иисусе Христе). Коран создавался под влиянием иудейских и христианских сект, а также зороастризма и манихейства. Помимо религиозных установлений, он содержит предписания относительно образа жизни и поведения правоверного мусульманина. Религиозные идеи содержатся в основном в мекканских сурах, регламентация политической и социальной жизни – в мединских.
Коран является не только религиозным памятником, но и памятником мировой литературы. Для ортодоксальных мусульман Коран – не только самая главная, но и единственная книга на свете («Если в какой-то книге написано то, чего нет в Коране, – эта книга еретическая и подлежит уничтожению; а если в какой-то книге написано то, что есть в Коране, – то зачем она нужна, если это уже есть в Коране?»). В Средние века были популярны легенды на коранические сюжеты (напр., «Юсуф и Зулейха», в основе которой лежит кораническая легенда об Иосифе Прекрасном и жене египетского вельможи). Коран способствовал развитию мусульманской филологии, историографии, лексикографии, появились специальные науки о чтении и толковании Корана.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

КОРАН
араб, ко´ран, букв. - чтение) - главная мусульм. "священная" книга, признаваемая верующими божеств, откровением, священным писанием; важнейший первоисточник нач. периода истории ислама. Дошедший до нас текст К. араб. ист. предание относит ко времени халифа Османа (644-656). К. написан на классич. араб. яз. и состоит из 114 сур (глав) неодинаковой длины, расположенных не по содержанию и не по времени их.появления, а в большинстве своем по длине (в убывающем порядке количества стихов в каждой из них). Редакторы-составители К. относили одни суры к мекканскому, другие - к мединскому периоду деятельности Мухаммеда, но это деление условно (нек-рые суры не имеют и такого обозначения).

В К. отсутствуют хронология, даты, имена ист. деятелей и сведения о достоверных ист. событиях. Это весьма затрудняет пользование К. как ист. источником. К тому же в К. часты повторения, пропуски и недомолвки, стиль и лексика различны в разных его частях. Это дает основание предполагать, что К. не является произведением одного автора. В К. включены доисламские мат-лы (в ранних мекканских сурах), в него были внесены дополнения и изменения после образования Халифата. Дошедшая до нас "Османова" редакция К. не была единственной, но др. редакции сохранились лишь в виде незначит. отрывков. Еще в 10 в. нек-рые мусульмане располагали текстом К., отличавшимся от редакции, возводимой преданием к халифу Осману; эта редакция, ставшая канонической, была окончательно выработана не ранее 1-й пол. 8 в. К этому времени относятся наиболее старые из дошедших до нас рукописей К., написанных куфич. письмом.

Разнообразные по содержанию мат-лы К. можно разделить на группы: 1) заклинания и проклятия; 2) эсхатология, суры и стихи; 3) мат-лы из иудейской и христ. сектантской догматики и мифологии; 4) мат-лы из др.-араб, фольклора; 5) предписания и постановления, регулирующие имуществ., обществ. и семейные отношения мусульман, правила выполнения религ. обрядов и отправления культа. Гл. социальные представления и идеи К. по своей сущности классовые, защищающие частнособственнич. отношения; деление общества на рабовладельцев и рабов выдано за установленное аллахом (богом). В образе аллаха есть черты всесильного деспота и рабовладельца, все люди - его рабы. "Мы, - говорится от имени аллаха в К., - раздаем... жизненные потребности в этой дольной жизни, возвышаем одних над другими в степенях, так что одни... держат других подвластными себе невольниками" (сура 43, стих 31). В К. аллах наделен также чертами купца. К. призывает верующих повиноваться наряду с аллахом и его посланником "тем из вас, к-рые имеют власть" (сура 4, стих 62). Наиболее важны для историка мат-лы К., составляющие группу 5. В них, в частности, получил отражение рабовладельч. уклад, к-рый сложился в Аравии к 7 в. в разлагавшемся первобытнообщинном строе, и начавшийся процесс образования араб, гос-ва. Большинство мат-лов К. представляет спец. интерес для религиоведов, особенно для исламоведов. Из К. исходят мусульм. предание - сунна и законодательство - шариат; это явилось одной из причин раннего развития схоластич. науки истолкования К. - тефсира. Тефсир весьма тенденциозен и скорее затемняет, чем разъясняет содержание К.

Первый европ. науч. перевод К. (на лат. яз.) сделан Мар-раччи, изд. в Падуе в 1698 (вышедший в 1647 в Париже франц. перевод Дю Рие признается неудовлетворительным). С этого перевода в 17 и 18 вв. было сделано неск. переводов на англ., голл., нем. и рус. языки. Рус. переводы с зап.-европ. перевода - П. Шишкова (1716), М. И. Веревкина (1790), А. В. Колмакова (1792), К. Николаева (1864). Новейший франц. перевод с араб, оригинала - Р. Блашера, т. 1-2, Париж, 1949-51. Переводы К. с араб, на рус. яз. - Г. С. Саблукова (Каз., 1878, 1894, 1907) и И. Ю. Крачковского (посмертное изд., М., 1963).

Лит.: Саблуков Г., Сведения о Коране..., Казань, 1884; Крымский А. Е., Суры старейшего периода, пер. с объясн., М., 1905; Климович Л. И., Содержание Корана, 2 изд., M., (1930); его же, Коран и его догматы, A.-A., 1958; N?ldeke Th., Geschichte des Qor?ns, Tl 1-2, 2 Aufl., Lpz., 1909-19; Jeffery A., Materials for the history of the text of the Qur´?n, Leiden, 1937; Goldziher J., Die Richtungen der islamischen Koranauslegung, Leiden, 1920, neue Aufl., 1952; Blach?re B.., Introduction au Coran, 2 ?d., P., 1959; Ballon J. M. S., Modem Muslim Koran interpretation (1880-1960), Leiden, 1961.

E. А. Беляев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Коран
последнее священное Писание, ниспосланное Аллахом. Коран который дошел до нашего времени путем таватура (См. Хабар аль–Мутаватир) на арабском языке. Он был передан путем откровения пророку Мухаммаду. Слово Коран происходит от арабского слова кыраа (чтение вслух, наизусть). В этом смысле он упоминается и в коранических аятах: «Не повторяй [, Мухаммад,] его (т.е. Корана), чтобы ускорить [запоминание, опасаясь ухода Джибрила], ибо Нам надлежит собрать Коран [в твоем сердце] и прочесть его [твоими устами людям]. Когда Мы возвещаем тебе его [устами Джибрила], то слушай внимательно чтение» (75: 16–18). Коран состоит из 114 сур (глав) и 6666 аятов (стихов). Аяты ниспосланные в Мекке называются мекканскими, а в Медине–мединскими. Согласно вероубеждениям правоверного Ислама, Коран является вечным и несотворенным словом Аллаха. То есть сущность Корана не сотворена, а является атрибутивным качеством Аллаха (т.е. его словом). Но его записи, издания, бумага, на которой он написан, являются сотворенными (махлуком). История Корана Об истории Корана повествуют нижеследующие хадисы: 1. Зейд ибн Сабит рассказывал: "В ходе сражения Йамама (против вероотступников), Абу Бакр вызвал меня. Я пошел к нему и встретил у него Омара. Абу Бакр сказал мне: "Ко мне пришел Омар и сказал: "Сражение ожесточилось, и в нем участвуют курра (знатоки и чтецы Корана). Я очень боюсь, что такие сражения унесут жизни курра, а вместе с ними может быть потерян и Коран. В связи с этим считаю необходимым, чтобы ты (о Абу Бакр) распорядился собрать Коран (в единую книгу)". Я (т.е. Абу Бакp) ответил ему (Омару): "Как же мне сделать то, чего не сделал пророк?" Однако Омар возразил: "В этом деле есть великая польза". Как я не пытался уклониться от этого дела, Омар продолжал свои настойчивые обращения. Наконец, (благодаря Омару) и я осознал важность этого дела". Затем Зейд продолжил: "Абу Бакр повернулся ко мне и сказал: "Ты молодой и умный человек. Мы тебе полностью доверяем. К тому же ты был секретарем пророка и записывал ниспосылаемые (Аллахом аяты, которые ты слышал от пророка). Теперь займись Кораном и собери его (в полный список)". Затем Зейд сказал: "Клянусь Аллахом! Если бы Абу Бакр взвалил бы на меня целую гору, это показалось бы мне более легкой ношей, чем то, что он мне поручил. Я возразил ему: "Как же вы сделаете то, чего не сделал посланник Аллаха?" Однако Абу Бакр убедительно сказал мне: "Клянусь Аллахом! В этом деле есть великая польза",–и не оставил своих настойчивых обращений и требований ко мне. Наконец, Аллах вселил в меня убежденность в необходимости этого дела, как до этого Он вселил это в Абу Бакра". После этого я (Зейд) принялся за работу и начал собирать (фрагменты Корана) от знатоков Корана, знавших его наизусть (хафизов), а также из имеющихся (фрагментов), записанных на кусках материи, листьях финикового дерева и на плоских камнях. Последние части суры атТауба я обнаружил у Хузаймы или Абу Хузаймы аль–Ансари. Кроме него я ни у кого не обнаружил эти части. (Все собранные) страницы остались у Абу Бакра вплоть до его смерти. Затем его место занял Омар, и все время до того, как Аллах не забрал его душу, они оставались у него. После него (все собранные страницы) хранились у жены пророка–матери правоверных Хафсы бинт Омар ибн Хаттаб" (Бухари, ФадаилюльКуран 3, 4, Тафсир, Тауба 20, Ахкам 37; Тирмизи, Тафсир, Тауба, /3102/). 2. Зухри передал от Анаса: "Хузайфа пришел к Осману и сказал: "О, эмир правоверных! Будь помощником умме (общине мусульман) и не допусти того, что бы и мы, подобно иудеям и христианам, вступили на путь (блужданий, сомнений и) конфликтов относительно Книги (Священного писания)". Осман сразу же послал к Хафсе бинт Омар ибн Хаттаб своего человека и поручил передать ей следующее: "Отправь свитки (сухуф), которые хранятся у тебя к нам. Мы снимем с них копии и вернем их тебе". Хафса бинт Омар ибн Хаттаб отправила свитки (Осману). А тот приказал Зейду ибн Сабиту, Абдулле ибн азЗубайру, Саиду ибн аль–Асу и Абдулле ибн аль–Харису ибн Хишаму сделать из них копии, и они сделали их. Осман сказал группе курайшитов: "Если у вас возникнут какиелибо проблемы по аятам Корана с Зейдом ибн Сабитом, то решайте их на основании курайшитского диалекта. Это потому, что Коран был ниспослан именно на этом диалекте (арабского языка)" И на протяжении всей работы этот состав действовал именно таким образом. Когда эта работа была завершена, Осман отправил во все области (халифата) по одному экземпляру Корана. Все оставшиеся (после работы комиссии) свитки он приказал сжечь. Зейд сказал: "Не хватало одного аята из суры Ахзаб, который я слышал из уст посланника Аллаха. Я его искал и, наконец, нашел его у Хузаймы ибн Сабита аль–Ансари. Вот этот аят: "Cреди верующих есть люди, которые правдивы в том, в чем заключили с Аллахом завет. "Среди них такие, что уже кончили свой предел, и такие, что еще ожидают и не переменили никакой замены" Коран (33: 23)" (Бухари, ФадаилюльКуран 2, 3, Менакиб 3; Тирмизи, Тафсир, Тауба, /3103/). 3. В одном предании Ибн Шихаб рассказывал: "Разгорелся спор относительно того, как именно нужно выразить выражение "В тот день". Зейд ибн Сабит настаивал, что это выражение нужно читать как (арабские буквы) "Алиф, Лам, Та, Алиф, Ба, Вав, Та марбута", а Ибн Зубайр и Саид ибн аль–Ас настаивали на "Алиф, Лам, Та, Алиф, Ба, Вав, Та"". Для выяснения истины они обратились к Осману. Осман ответил: "Напишите "Алиф, Лам, Та, Алиф, Ба, Вав, Та". Ведь это было ниспослано на диалекте Курайша". 4. Анас сказал: "Во времена пророка Коран был собран четырьмя сподвижниками, и все они ансары: Убай ибн Кааб, Муаз ибн Джабал, Зейд ибн Сабит и Абу Зейд". У него спросили: "А кто такой Абу Зейд?". Он ответил: "Это один из моих дядей". (Бухари, Фадаилюль Куран 8, МенакибульАнсар 17, Муслим, ФадаилюсСахаба 119, /2465/); Тирмизи, Манакиб, /3796/). Эти четыре хадиса повествуют об истории собрания Корана в единую книгу во времена Абу Бакра и его размножения во времена Османа. В целом же известно, что: 1. Мухаммаду Аллах дал пророчество, когда ему было 40 лет; 2. Период пророчества продолжался до его смерти, в течение 23 лет. Из них 13 лет в Мекке и 10 лет в Медине; 3. В течение первых 6 месяцев откровения от Аллаха он получал в состоянии сна; 4. По прошествии 6 месяцев в месяце Рамадан к нему спустился ангел Джибрил и принес первое откровение (вахй аль–матлуф). Этим откровением являются первые пять аятов суры аль–Алак; 5. После этого ниспослание откровений (вахй) прекратилось и возобновилось спустя 3 года. Ибн Хаджар, на основании одного хадиса, считал, что Джибрил все же передавал Мухаммаду некоторые откровения и на протяжении тех 3 лет; 6. Через 3 года ангел Джибрил непрерывно, в течение последующих 10 лет, передавал Мухаммаду Божественные откровения в Мекке. Откровения, полученные им в Мекке (до хиджры/переселения), называются мекканскими, а в Медине (после переселения)–мединскими. К мединским относятся и откровения, ниспосланные в тот период и вне Медины (например, в пути); 7. Коран снизошел от Аллаха в мир в полном виде в ночь Кадра. И уже здесь, Ангел Джибрил передавал Его пророку постепенно, шаг за шагом, в течение 20 лет. Этому является подтверждением аят Корана: "И Коран Мы разделили, чтобы читал ты его людям с выдержкой, и ниспослали Мы его ниспосланием" (Коран, 17: 106). Место, на которое снизошел Коран в мировой сфере называется Байт аль–Изза. В другом хадисе говорится, что ангел Джибрил приносил части Корана в мир в течение 20 лет. Ровно столько, сколько он должен был передать откровений пророку на протяжении года, а затем постепенно передавал их ему. Поэтому получается, что Коран ниспосылался в 20 этапов. Однако этот хадис является слабым по сравнению с предыдущим. Поэтому в данном вопросе единственно верным является признание того, что Коран был ниспослан в мир сразу целиком, а затем постепенно, по мере необходимости, передавался пророку по частям; 8. В месяц Рамадан ангел Джибрил читал пророку все аяты Корана, которые были ниспосланы за прошедший год. Затем их читал пророк, а Джибрил его слушал. Этот вывод сделан на основании группы хадисов. В некоторых из них говорится о том, что пророк читал эти аяты Джибрилу, а в некоторых о том, что Джибрил читал их пророку. И после этого пророк читал эти аяты народу в мечети, где народ в свою очередь заучивал их наизусть). Этот процесс был назван Арза. В последний Рамадан в жизни пророка, этот процесс был исполнен дважды, и был назван Арза аль–Ахира (последняя Арза). В истории Корана Арза и в особенности Арза аль–Ахира играет исключительную роль. Благодаря этому, удавалось контролировать обученных чтению Корана людей, и исключить их ошибки и забывание. В самом конце пророк говорил Джибрилу: "Мы научены этому", на что Джибрил отвечал: "То, что вы выучили, верно и полно". Таким образом, месяц Рамадан является не только месяцем, в который был ниспослан Коран, но и месяцем, в ходе которого он проверялся. Иными словами этот месяц достоин того, чтобы о нем говорили как о месяце Корана. Ахмад ибн Ханбаль в своем "Муснаде" приводит хадис из "Шуаб аль–Иман" Байхаки, в котором сказано: "Таура (Тора) была ниспослана 6–го Рамадана, Инджил (Евангелие)–13 Рамадана, Забур (Псалтирь)–18 Рамадана, Коран–24 Рамадана". Как видно, месяц Рамадан играл исключительную роль для всех Писаний, которые были ниспосланы Аллахом; 9. Пророк отдавал распоряжения, ,ения, ниспосланные ему, были сразу же записаны. Для этого у него было около 40 писарейсекретарей. Даже в критические минуты своей жизни, во время переселения из Мекки в Медину или во время военных походов он никогда не забывал брать с собой секретаря и писарские принадлежности. Зейд ибн Сабит говорил о том, что после того, как секретарь записывал откровение, пророк заставлял его еще раз прочитать аяты. Если он замечал ошибки писаря, то сразу же исправлял их, и только после этого он разрешал читать Божественные откровения народу. В то же время, пророк не довольствовался этим и настаивал на том, чтобы откровения были выучены сподвижниками наизусть. Он говорил о том, что знание аятов Корана наизусть будет вознаграждено Аллахом. И это было дополнительным стимулом для народа, который стремился выучить аяты и получить Божью благодать. Таким образом, часть мусульман знала наизусть весь Коран, другая часть знала его фрагментарно. И вообще, в то время невозможно было быть мусульманином и не знать значительной части Корана. Но даже записи и заучивания Корана народом было для пророка недостаточно. Он ввел третий элемент на пути сохранения Божественной Книги–это система контроля. То есть, систематически проверялась устным произношением, и наоборот, устное произношение проверялось записью. Наглядным примером этого был процесс Арза в месяце Рамадан, который описывался выше. В этот период все мусульмане занимались контролем правильности записи и устного произношения Корана. Но этот процесс не ограничивался только Рамаданом. У пророка были специальные учителя Корана, которые шли к людям, обучали их и, в то же время, контролировали правильность записи и звучания Писания; 10. В связи с тем, что в то время еще не было бумаги, откровения, полученные пророком, записывались на финиковых листьях, кусках плоского камня, кожи. Эти записи делались по ходу ниспослания аятов Аллаха. А ниспослание аятов было смешанным. То есть не успевали окончиться аяты одной суры, как сразу ниспосылались аяты другой, третьей и т.д. Только после ниспослания аятов, пророк объявлял о том, в какую именно суру и в каком порядке должны быть записаны эти аяты. В то же время, были откровения, которые не должны были войти в Коран, а носили лишь временный характер и позднее были отменены Аллахом. Поэтому в некоторых записях аятов Корана отсутствовала системность, которая присуща современным изданиям Корана. Короче говоря, эти записи носили не целостный, а фрагментарный характер. Для того чтобы из фрагментарности перейти к системности пророк ввел понятие Талиф аль–Коран. В хадисах пророка этот термин встречается, и в "Сахихе" Бухари так назван целый раздел книги. Например, есть такой хадис: "Мы, в присутствии пророка, составляли (талиф) Коран из частей". Составление и собрание Корана (талиф) Слово "талиф" переводится в значении "составления" чеголибо. Именно в таком значении оно употребляется для Корана и более конкретно означает последовательное расположение аятов (стихов) в сурах. Улемы хорошо знают и понимают талиф времен пророка и называют упорядочение аятов в сурах "тавкифом". То есть последовательность аятов в сурах Корана была продиктована по Божественному повелению ангелом Джибрилом. В этом деле улемы не играли никакой роли. По этой причине запрещается читать аяты Корана в иной последовательности, помимо той, которая была указана пророком. То есть, запрещено (харам) читать аяты какой–либо суры с конца до начала. Такой окончательный запрет на чтение в иной, не указанной пророком последовательности, был вызван тем, что некоторые поэты, литераторы и т.д. часто читали различные произведения в той последовательности, в какой им было выгодно, и они хотели перевести такое правило и на Коран. Однако порядок сур (глав) не является "тафкифом". Всеми учеными признано, что этот порядок существует в Коране на основании иджтихада. Этот порядок был предложен комиссией по размножению экземпляров Корана после смерти Османа. Таким образом, в намазе, при обучении и т.д. разрешается читать Коран в любой последовательности сур. Можно читать Коран с конечных сур и продолжать до начальных. Например, разрешается читать суру "Каф" до суры "Хадж". Даже пророк, согласно некоторым хадисам, во время ночного намаза читал суру "Ниса" до суры "Аль–Имран". В списке Корана, предложенном Убайем ибн Каабом, эти суры располагаются именно таким образом. Заслуги Зейда ибн Сабита Как было отмечено выше, Зейд ибн Сабит согласился составить единый текст Корана. В организации этого важного дела ему помог Омар ибн Хаттаб. Абу Бакр поручил Зейду не полагаться на свою память, и поставил условие, что он (Зейд) обязан для доказательства точности каждого аята, который он соберет в окончательный список, иметь два письменных свидетельства (см. ниже). Абу Бакр объявил о начале работы над собранием Корана по всему городу Медине и потребовал от горожан, которые имеют письменные фрагменты Корана, принести их в мечеть и сдать Зейду. Контролировал принесенные населением фрагменты Омар, который в точности знал, какие из этих фрагментов были проверены пророком, а какие нет. Считается, что многие из принесенных фрагментов были проверенными в Арза аль–Ахире (см. выше) экземплярами. Одно это показывает, какое большое значение для истории Ислама имела Арза аль–Ахира. Ученые называют два принесенных фрагмента Корана письменным свидетельством. Два свидетельства сравниваются с третьим элементом. Третьим элементом (или оригиналом) являлись данные Зейда ибн Сабита, так как он был одним из лучших знатоков Корана, который знал его наизусть. Принесенные фрагменты он сопоставлял со своими знаниями. В то же время, были и некоторые исключения. Последние два аята суры "Тауба" были принесены в записанном виде одним мужчиной. Эти аяты были одними из самых последних, ниспосланных пророку, поэтому в письменном виде они были только у него. У других сподвижников письменного варианта этих аятов не было, хотя они были известны Зейду и другим сподвижникам в устной передаче (т.е. они знали их наизусть). Тот мужчина имел свидетельство только одного человека, а не двух, как было заранее оговорено. Его свидетелем был Хузайма ибн Сабит. Зейд, узнав про это, сказал: "Ведь пророк говорил про Хузайму ибн Сабита, что его свидетельство равняется свидетельству двух мужчин (шахадатайн)" и принял принесенные письменные фрагменты. Никто из сподвижников пророков (асхабов), узнавших про это не возразил Зейду о том, что эти аяты не из Корана. В то же время Зейд ибн Сабит отказался принять фрагмент, принесенный самим Омаром ибн Хаттабом, в котором было написано о побивании камнями прелюбодеев (См. Раджм). Омар не смог привести не только второго письменного, но и устного свидетельства. Пророк говорил про побитие камнями: "Это знамение (аят) Аллаха!". Однако это он сказал в значении: "Это знамение (аят), который содержится в книгах, которые были ниспосланы в ранних книгах (до Корана)". Омар же забыл об этом и поэтому ошибся. По некоторым данным, Зейд ибн Сабит принял аят 23 суры "Ахзаб", подтвержденный одним свидетельством. Однако и здесь это свидетельство принадлежало Хузайме ибн Сабиту ашШахадатайну (т.е. человеку, свидетельство которого пророк приравнял двум свидетельствам). При внимательном исследовании вышеупомянутых трех аятов, которые были приняты с письменным свидетельством одного свидетеля, нетрудно убедиться, что все они совершенно не связаны с вопросами "разрешенного и запрещенного" (халалхарам) и религиозными предписаниями (ахкам). Необходимо отметить, что история Корана не сводится только к его собранию Зейдом ибн Сабитом в единую книгу. Ведь многие мусульмане знали его наизусть от начала до конца. И еще большее количество мусульман знало его частично. Они постоянно читали Коран за намазом и других молитвах (дуа). В хадисе Анаса упоминаются 6 лучших знатоков Корана: Убай ибн Кааб, Муаз ибн Джабал, Зейд ибн Сабит, Абу Зейд, Абу Дарда, Саад ибн Убада. Среди тех, у кого следовало учиться Корану, пророк назвал и Салима Маулу Абу Хузайфу и Абдуллу ибн Масуда. Среди знатоков Корана (хафизов) пророк назвал и женщину Умм Вараку. Однако количество хафизов не ограничивалось только этими людьми. Согласно Ибн Хаджару аль–Аскалани (Фатх аль–Бари, 10, 425–430), среди мухаджиров знатоками Корана (хафизами) были Абу Бакр, Омар, Али, Тальха, Саад, Ибн Масуд, Хузайфа, Салим, Абу Хурайра, Абдулла ибн Саиб и другие. Среди женщин знатоками Корана (хафиза) были Аиша и Умм Салама. К этому списку Абу Давуд прибавил мухаджиров Тамима ибн Ауса адДари, Укбу ибн Амира; ансаров Убабу ибн ас–Самита, Муаза Абу Хулайму, Муджамми ибн Джарию, Фудалу ибн Убайда, Масламу ибн Махледи. Как видно из всего этого, нельзя ограничивать количество людей, знавших Коран и собравших его в единую книгу только узким кругом сподвижников. Не имеют никакой основы попытки ограничения знатоков Корана количеством лиц, указанных в хадисе Анаса. Некоторые ограничивали этот круг лиц до пяти и шести человек. Однако, как было указано выше, Коран был достоянием огромного количества людей, а не ограниченного круга лиц. В связи с этим уместно упомянуть, что еще при жизни пророка в Бир аль–Мауна пали шахидами 70 знатоков Корана (курра). Такое же число курра пало в сражении Йамама. В связи с вышеизложенным, необходимо отметить, что количество знатоков Корана при жизни пророка установить невозможно. Несомненно, что это количество исчислялось многими сотнями. Таким образом, во время собрания Корана Зейдом ибн Сабитом при жизни Абу Бакра, было много знатоков Корана (курра) и ни у кого из них работа Зейда ибн Сабита не вызвала никаких нареканий или замечаний. Размножение экземпляров Корана Коран был собран в единую книгу сразу после смерти пророка Мухаммада, при первом халифе Абу Бакр. Но он был только в одном экземпляре. Это продолжалось до периода халифата Омара. В период халифата Османа возникли некоторые споры относительно правильного чтения Корана. Коран был ниспослан в семи вариантах (харф) чтения (См. Кыраа). В этих пределах Шариатом и допускалось чтение Книги. Однако в массе народа были отмечены произвольные чтения на диалектах арабского языка, отличных от курайшитского, на которых говорили арабы из различных племен. Причем каждый считал, что якобы именно его диалект наиболее адекватно отражает смыслы Корана. Абу Давуд в книге "Масахиф" приводил сведения о том, что в чтении Корана были отмечены серьезные разногласия между учителями, преподававшими Коран и учениками. Эти недоразумения приводили к серьезным конфликтам. Халиф Осман был обеспокоен этим и неоднократно говорил на эту тему на хутбах. Спустя некоторое время эти споры и недоразумения охватили и мусульманскую армию. В особенности они охватили армейские отряды, которые завоевали Азербайджан и Армению. В частности, серьезные разногласия начались между воинамисирийцами и воинамииракцами. Сирийские воины читали Коран по кыраа (чтению) Убайа ибн Кааба, а иракские солдаты по кыраа Абдуллы ибн Масуда. Стороны считали именно свое чтение единственно правильным и начали обвинять друг друга в фальсификациях. Еще немного, и стороны подняли бы друг на друга оружие. В этой обстановке командующий армией Хузайфа аль–Йаман срочно прибыл в Медину и даже не отдохнув с дороги пошел к халифу Осману, которому доложил о критической обстановке в армии. Хузайфа настойчиво просил халифа спасти мусульман от этой беды (об этом повествовалось в хадисе приведенном выше). Поняв всю серьезность положения, Осман сразу созвал Совет сподвижников пророка. Необходимо упомянуть одно свидетельство от Али ибн Абу Талиба по поводу этого: «"Об Османе всегда говорите самые добрые слова, и не говорите о нем ничего плохого. Клянусь Аллахом, что в вопросах связанных с Кораном он не делал ничего самостоятельно, иначе как не получив санкцию Совета, который он собрал из числа нас (т.е. сподвижников пророка). Однажды он сказал: "Что вы думаете о чтениях (кыраа) Корана? По сведениям, которые у меня имеются, часть людей признает только свое кыраа единственно правильным и отрицает другие. Не являются ли подобные выходки поступками, граничащими с куфром (т.е. неверием)?" Мы сказали ему: "Прежде всего, мы бы хотели выслушать тебя". Он ответил: "Я хочу дать распоряжение о размножении единого и окончательного экземпляра Корана. Если я сделаю это, то не останется больше раздоров и недоразумений". Мы ответили ему: "Ты мыслишь верно"». По сведениям Ибн Сирина Совет, созванный халифом Османом, состоял из 12 человек и среди них был Убай ибн Кааб. Получив поддержку Совета, Осман отдал распоряжение размножить экземпляр Корана Абу Бакра, который был на курайшитском диалекте и рас–пространить его среди народа. То есть, это был тот диалект, на котором Аллах окончательно ниспослал все аяты пророку Мухаммаду. Для этого он вызвал Зейда ибн Сабита и поручил ему возглавить комиссию по размножению Корана. По свидетельству Мусаба ибн Саада, «Осман поручил выбрать членов этой комиссии. Он спросил: "У кого самый лучший почерк?". Ему ответили: "Секретарем пророка был Зейд ибн Сабит". Он еще раз спросил: "А кто лучше всех знает арабский язык?". Ему ответили: "Саид ибн аль–Ас". После чего Осман отвел: "Тогда пускай Саид будет диктовать, а Зейд–писать". О Саиде ибн аль–Асе говорили, что его говор очень напоминал манеру речи пророка. Количество членов комиссии и их имена в разных хрониках приводятся поразному. Ибн Абу Давуд передал, что в него входили Малик ибн Абу Амир, Касир ибн Эфлах, Убай ибн Кааб, Анас ибн Малик, Абдулла ибн Аббас и др. Бухари же сообщает о Зейде ибн Сабите, Абдулле ибн Зубайре, Саиде ибн аль–Асе и Абд арРахмане ибн аль–Харисе. Возглавлял же эту комиссию Зейд ибн Сабит. Халиф Осман инструктировал комиссию следующим образом: "Вы размножите количество экземпляров Священного Корана. Если между вами и Зейдом возникнут споры, то решайте их на основании только курайшитского диалекта. Ибо именно на этом диалекте он был ниспослан". Сколько было первых размноженных экземпляров Корана? О количестве первых экземпляров Корана в хрониках приводятся различные цифры. Некоторые приводят данные о 4–х, некоторые о 5–ти, а некоторые о 7–ми экземплярах. Из источников, называющих цифру 7, известно, что один из экземпляров остался в Медине. Другие были (по одной Книге) отправлены в Мекку, Шам (Дамаск), Йемен, Бахрейн, Басру и Куфу. После этого Осман приказал уничтожить все оставшиеся фрагменты, которые остались после работы комиссии. Муаз ибн Саад вспоминал: "Когда Осман уничтожал оставшиеся фрагменты, я слышал мнения многих людей об этом. Все в один голос поддержали и одобрили его действия". А Абу Килаба вспоминал: "Когда Осман завершил уничтожение фрагментов, он послал послания во все мусульманские провинции, которое содержало следующие слова: "Я проделал такую работу (по размножению Корана). После этого я уничтожил все оставшиеся вне Книги фрагменты. Поручаю и вам уничтожить их в своих областях"". Разница между Свитками (Сухуф) и Писанием (Мусхаф). Между Свитками (Сухуф) времен Абу Бакра и Писанием, составленным на основе этих свитков во времена Османа, есть некоторая разница. Работа, проведенная во времена Абу Бакра по сохранению Корана, была проведена в срочном порядке в связи с тем, что в войнах погибали многие хафизы Корана, и возникала угроза забвения Корана со смертью этих людей. Свитки, собранные в то время, представляли собой собрание фрагментов, записанных во времена пророка и проверенные им во время "арза аль–ахира". Эти фрагменты были широко известны и их знали наизусть. Однако их еще не существовало в собранном, едином виде. Собрать их в единую книгу во время пророка не представлялось возможным в связи с тем, что никто не знал когда будут прекращены откровения Аллаха и того, в какую именно суру нужно будет вписывать новые, ниспосылаемые пророку откровения. Абу Бакр же на основании распоряжения пророка расположил аяты (стихи) Корана в строгой последовательности по сурам (главам). Писание, размноженное во времена Османа, преследовало целью положить конец раздорам, вызванным чтением Корана на различных некурайшитских диалектах. Эта работа была направлена на то, чтобы выработать единый текст Корана для всех мусульман. В результате этого было достигнуто единство по вопросу о том, что чтение должно быть только на курайшитском диалекте. Было объявлено о том, что "отныне у нас должно быть единство и Коран должен быть читаем только на курайшитском диалекте, так как это родной язык пророка". Помимо этого, в этом Писании был достигнут порядок последовательности сур. Эта работа не была проведена директивами Османа, а была выполнена комиссией, которая была назначена по общему согласию сподвижников пророка. Дальнейшая история Свитков Абу Бакра. После возвращения Хафсе бинт Омар ибн Хаттаб взятых у нее фрагментов Корана, они остались у нее. Осман не уничтожил их вместе с другими фрагментами. Омейяд Марван, будучи правителем Медины попросил у нее принести эти фрагменты, но Хафса отказала ему. Только после смерти Хафсы Марван послал за Свитками (Сухуф) и попросил передать их ему. Абдулла ибн Омар послал ему их. Марван уничтожил этот Сухуф. После этого об так объяснил свои действия: "Я уничтожил эти фрагменты потому, что в будущем могут быть люди, которые захотят внести смуту среди мусульман и будут ссылаться на этот Сухуф, представляя дело так, что будто бы он отличается от Корана Османа". Таким образом, инициатива собрания Корана принадлежит Омару ибн Хаттабу. Халиф Абу Бакр Сиддик организовал работу в этом направлении. Зейд ибн Сабит был исполнителем этого дела. Халиф Осман ибн Аффан же распорядился размножить Коран, уточнить правильное звучание аятов и их правильное расположение. Эту работу также выполнил Зейд ибн Сабит и вместе с ним многие другие сахабы (сподвижники). (Canan I. Kutubi Sitte muhtasari. C. 4. Ankara, 1995, s. 477–493). Введение в Коран специальных знаков для огласовки текста Мусульмане продолжали переписывать суры с Корана Османа, сохранив способ его письма вплоть до наших дней. Они добавили лишь точки и огласовки, а также совершенствовали письмо. Это делалось для того, чтобы облегчить чтение Корана в том истинном виде, в каком он был услышан от пророка Аллаха и в каком мы слышим его от чтецов Корана сейчас и который соответствует Корану Османа. Ведь Коран, записанный во времена халифа Османа, был лишен точек и огласовок. Когда Ислам стали принимать не только арабы, и возникла опасность искажения Корана, правитель Ирака Зияд попросил АбулАсвада адДуали (ум. 681), одного из величайших и искусных чтецов, поставить для людей в тексте значки, делающие их чтение правильным. Он поставил окончания слов в Коране, изобразив “фатху” в виде точки над буквой, “касру”–в виде точки нод ней, “дамму”–точки сбоку, а знаком “танвина” сделал две точки. Способ огласования АбулАсвада распространился, и люди пользовались им. Однако этот способ не учитывал всех особенностей языка, и поэтому иногда в чтении возникали искажения в огласовке или произношении слов. Чтобы исправить это, Наср ибн Асим предложил ставить еще одну точку над буквами с точками или под ними [Точка АбулАббаса указывала на огласование и ставилась другими чернилами, отличающимися от тех, которыми был написан текст. Что же касается точек Насра, которыми различались буквы, то они делались теми же чернилами, которыми был написан текст.] Позднее, еще один чтец Корана–аль–Халиль ибн Ахмад огласовал все буквы слов в Коране, изменив прежний вид огласовок, введенных АбулАсвадом. Он сделал знаком “фатхи” косой “алиф” над буквой (означает гласный звук “а” и мягкую “а”), “касры”–“йа” под ней (означает гласный звук “и” и мягкую “и”), “даммы”–“вав” над ней (означает гласный звук “у”) и ввел также знаки “мадды” (повторяющихся согласных букв) и “ташдида”. После Халила огласовка Корана приняла свой нынешний вид. Затем знатоки Корана занялись обозначением пауз и начал в чтении Корана и изучением теории языка, которое прояснило бы понимание Корана, улучшило бы его чтение, дало бы возможность постичь причины неподражаемости Корана. Затем было разработано искусство чтения Корана нараспев, с целью выражения долгот, слияний и мелодичности. В чтении же Корана передавался тот его вид, который шел от посланника Аллаха. Когда же появились типографии, печатавшие Коран, каждому мусульманину стало доступно приобретение его экземпляра. («Мусульманское воспитание». М., 1993, с. 178–179). Содержание Корана Коран ниспосылался на протяжении 23 лет в Мекке и Медине. Мекканский период продолжался около тринадцати лет. В то время Ислам не был государственной религией и поэтому в мекканских сурах большее внимание уделяется доктринам пророчества, эсхатологии, духовности, а также этическим проблемам. Важнейшим постулатом и лейтмотивом всего содержания Корана является доктрина единобожия (таухид), которая ведет свое начало от первого человека Адама. Доктрина единобожия отвергает существование других богов помимо истинного Творца всего сущего бытия и предписывает обязательность служения только Ему. Что же касается второго (мединского) периода ниспослания коранических откровений, то в них большее значение отводится социальным, экономическим вопросам, проблемам войны и мира, права, семейным отношениям и т.д. Это объясняется тем, что Ислам в Медине стал государственным государственной религией. То есть аяты Корана ниспосылались с учетом реаль–ной обстановки, в которой находился Мухаммад и первые мусульмане. Более того, Божественные повеления в ряде случаев ниспосылались постепенно, от более легких форм до более сложных. Например первоначально мусульмане молились два раза в день, а затем пришло повеление о пятикратной молитве. В соответствии с реальными обстоятельствами Аллах мог ниспослать одно откровение, которое носило временный характер, а затем отменить его и заменить новым (См. Насх и Мансух). Все это необходимо было для более лучшего восприятия религии мусульманами. Ниспослание Корана постепенно, по частям, также способствовало более лучшему его восприятию народом: «Неверные спрашивают: "Почему Коран не ниспослан ему за один раз?" Мы поступили так и [повелели тебе] читать Коран частями, чтобы укрепить твое сердце [в вере]» (25: 32). Это облегчало его изучение и практическое применение в повседневной жизни. По своему содержанию и стилю Коран не имеет аналогов в мире: «Или же многобожники станут утверждать: "Измыслил Коран Мухаммад". Ты отвечай: "Сочините хотя бы одну суру, подобную Корану, и призовите [на помощь], кого вы можете, кроме Аллаха, если вы и вправду [так думаете]"» (10: 38). Эта Книга была ниспослана не только для арабов, но и для всего человечества: «Мы направили тебя [, Мухаммад, посланником] только как милость к обитателям миров» (21: 107). В то же время Коран сам по себе не содержит в себе нечто принципиально новое, неизвестное ранее. Эта книга повествует о таких древних пророках, как Адам, Лут, Ибрахим, Муса, Иса и т.д., дает информацию о различных событиях из их жизни. Одновременно с этим, Коран повествует и о событиях, которые должны произойти в будущем, как например в аяте: «Повержены византийцы в ближайших [своих от неприятеля] пределах. Но они после поражения [сами] одержат верх через несколько лет. Всем повелевает Аллах до [победы одних] и после [грядущей победы других]. И в тот день возликуют верующие благодаря помощи Аллаха. Дарует Он помощь, кому пожелает. Он–велик, милосерден» (Коран 30: 2–5). Этот аят был ниспослан после того, как в ходе византийскоперсидской войны (602–628 гг.) шах Ирана Хосров II из династии Сасанидов, захватил в 614–м году восточные провинции Византийской империи. И действительно спустя несколько лет, в конце 20–х годов 7–го века после рождества пророка Иисуса, император Ираклий перейдя в контрнаступление на персов, сумел нанести им ряд поражений и возвратить под свой контроль потерянные провинции. В Коране также повествуются о проблемах происхождения и сущности бытия, различных форм жизни, космологии и космогонии: – Аллах–тот, кто создал за шесть дней небеса и землю и то, что между ними, потом воссел на троне. Нет для вас, кроме Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели же вы не опомнитесь? Он распространяет Свое повеление от неба и до земли, а затем [веление опять] восходит к Нему в течение дня, который по вашему счету продолжается тысячу лет (32: 4–5). – Неужели же неверные не знают, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели же они [и после этого] не уверуют? (21: 30). – О люди! Если вы сомневаетесь в воскрешении [на Страшном суде, вспомните], что Мы ведь сотворили вас из праха, потом–из капли семени, потом–из сгустка крови, потом–из куска плоти, явного обликом или еще не проявившегося, [и все это говорим] вам в разъяснение. Мы помещаем в лонах то, что желаем, до назначенного срока. Потом Мы выводим вас [из утробы] младенцами, потом [растим вас] до достижения вами совершеннолетия; но одни из вас будут упокоены [в раннем возрасте], другие же достигнут [столь] преклонных лет, что позабудут все то, что знали. Ты видишь землю ссохшейся. Но стоит Нам ниспослать ей воду, как она набухает, раздается и родит всяческие прекрасные растения (22: 5). В Коране содержатся также Божественные повеления относительно служения (См. Ибада), различных общественных сделок (См. Муамала) и мер наказания за провинности (См. Укуба). Таким образом, в Коране содержатся общие принципы всех аспектов индивидуального и общественного бытия. О различных вариантах чтения Корана (См. Кыраа).

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Коран и коранистика в России: опыт междисциплинарного подхода к изучению Корана

Барковский Алексей Леонидович
Статья посвящена истории возникновения и развития коранистики в России в качестве научной (академической) дисциплины.
Читать PDF
0.00 байт

Коран для советских граждан: риторика прогресса в богословских трудах Габделбари Исаева

Альфрид Кашафович Бустанов
В статье анализируется риторика прогресса в произведениях исламского деятеля позднесоветской поры Габделбари Исаева.
Читать PDF
0.00 байт

Круглый стол «Кто есть "ближний" и "брат", о которых говорят Тора, Библия и Коран, в современном мир

Читать PDF
0.00 байт

Коран как отражение форм и образов мусульманской художественной культуры в Западной Сибири

Бортникова Юлия Александровна
Статья посвящена влиянию Корана на развитие мусульманского искусства Западной Сибири. Автор анализирует соответствующие суры Корана, а также дает характеристику местным рукописным источникам как произведениям искусства.
Читать PDF
0.00 байт

«Ты не назвал Коран сотворенным»: Ахмад ибн Ханбал

Алонцев Максим Альбертович
Читать PDF
0.00 байт

Произведение Абу Убейды «Меджаз Аль-Коран» как начало нового направления в практике тафсира

Мамедова Кенуль
Произведение Абу Убейда «Меджаз Аль-Коран» является первой книгой по лингвистическому анализу текста священного Корана, которая сохранилась до наших дней.
Читать PDF
0.00 байт

Коран, коранические сказания и поэтическая структура текста (на основе анализа поэм Низами Гянджеви)

Гаджиева Вафа Давуд Кызы
Объектом данного исследования являются вступительные части поэм «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искандар-нама» великого азербайджанского поэта и философа Низами Гянджеви (XII в.
Читать PDF
0.00 байт

Резван М. Е. Коран в системе мусульманских магических практик

Бабинцев Евгений
Читать PDF
0.00 байт

Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам. Часть 2. Коран о Книге и «Людях К

Оганесян Сергей Саядович
Во второй статье публикуемой серии рассматриваются вопросы, связанные с отношением Корана к Торе и Новому Завету (Евангелию), к «людям Книги» — библейским пророкам (начиная от Авраама и заканчивая Мухаммедом, а также включая Иисус
Читать PDF
0.00 байт

Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 1. Тора, Библия и Коран — тр

Оганесян Сергей Саядович
В первой статье, открывающей серию публикаций на тему, обозначенную в названии, автором рассматриваются такие важные для современного мира, вступившего в эпоху интенсивных миграционных процессов и контактов между людьми и народами
Читать PDF
0.00 байт

Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам. Часть 3. Коран о сошедших с праве

Оганесян Сергей Саядович
В третьей статье публикуемой серии рассматриваются вопросы, связанные с отношением Корана к отступничеству и сектантству, а также к возможности убийства по конфессиональному признаку.
Читать PDF
0.00 байт

Призывает ли священный коран к терроризму?

Аляутдинов Шамиль
"Мир Востока", М., 2003 г., № 1, с. 1415.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 04. 022. Алиев A. A. Коран в России: источник знаний или объект мифотворчества? - М. : дружба

Хлебников Г. В.
Читать PDF
0.00 байт

Об отношении Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам Часть 4. Коран как провозвестник н

Оганесян Сергей Саядович
Данная статья состоит из двух частей.
Читать PDF
0.00 байт

Коран, джихад и "исламский экстремизм"

Курбанов Ханжан Тажидинович
Автор пытается по-новому взглянуть на проблему религиозного (исламского) экстремизма в свете существования двух реалий: коранического мира и мира, в котором переплетены историко-культурные особенности ислама, политическая культура