(Ле Корбюзье, наст. имя Шарль Эдуар Жаннере) (1887–1965) — французский архитектор и теоретик архитектуры швейцарского происхож-дения. Основоположник стиля модерн в архитектуре XX в. Первоначальную известность Корбюзье получил благодаря своим книгам по теории архитектуры («К ар-хитектуре», 1923, «Градостроительство», 1925). В них он выступил против эклектизма и украшательства, маскирующего конструкцию здания. Призывал к обновлению архитектурного языка на основе современной тех-ники. Мечтал о преобразовании общества с помощью архитектуры через гармонию создаваемой человеком искусственной среды. Его ярко выраженный функцио-нальный подход сказался в проектах городских планировок начала 20-х гг. Тщательно проанализировав быт различных слоев населения, он пришел к необходимости реорганизовать функции жилища, максимально используя площадь квартиры при ее компактной планировке. Для этого он предложил «многоэтажные города — сады», в которых важное значение придавалось системе коллективного обслуживания, снимавшего часть нагрузки с индивидуального жилья. Некоторые из его проектов были осуществлены. Так, уже в 20-е гг. появились первые его постройки — жилой дом «Ситроен», комплекс особняков в Париже и несколько вилл. Обобщив свой опыт, Корбюзье сформулировал пять основных принципов современной архитектуры: поднятое на опорыстолбы здание, плоская крышасад, свободная внутренняя планировка, непрерывное (лен-точное) окно, ненесущая фасадная стена. Постройки этого времени обычно имеют простые геометрические формы, белые плоскости фасадов, обширные остекленные поверхности.
Корбюзье — один из лидеров урбанизма — большого городасада с высокой плотностью населения и большими озелененными пространствами, дифферен-циацией путей движения пешеходов и транспорта, разделением зон жилья, деловой активности и промыш-ленности. Представил ряд соответствующих проектов, ни один из которых не был осуществлен. Тем не менее, ряд теоретических установок Корбюзье лег в основу «Афинской хартии», принятой 4-ым Международным конгрессом современной архитектуры (1933), также был изложен в его книгах «Лучезарный город» (1935) и «Три человеческих установления» (1945). В 50-е гг. Корбюзье создает здания с солнцезащитными выступами, криволинейными поверхностями, создающими световые и пространственные эффекты, контрастным сопоставлением материалов, полихромными поверхностями (жи-лой дом в Марселе (1947–1952). Позже он уделяет еще больше внимания организации внутреннего пространства путем комбинации различных уровней, сменяющей жесткое деление на этажи (Нац. музей западного искусства в Токио (1957–1959), павильон фирмы «Фи-липс» на Всемирной выставке в Брюсселе, больница в Венеции (1965), Центр Ле Корбюзье в Цюрихе, соору-женный посмертно в 1965г.). Творчество Ле Корбюзье оказало значительное влияние на формирование современной архитектуры, во многом определило облик XX столетия. От многих решений Корбюзье архитектура не отказалась и до сегодняшнего дня. Помимо ар-
хитектуры, Ле Корбюзье в течение всей своей жизни работал в других областях изобразительного искусства: писал картины (был одним из теоретиков пуризма), выполнял настенные росписи, эскизы ковров и скульп-турных композиций.
0.00 байт