КОРДЕРО доктор Фернандо Крус
КОРДЕРО доктор Фернандо Крус
Аргентинский композитор и гитарист–любитель начала прошлого века, сын врача из Севильи. Был большим другом первых аргентинских гитаристов известного поэта и социолога Эстебана Эчеверрия, д–ра Никанора Альбарельоса и национального депутата Педро Эснаолы. Считается, что в Буэнос–Айресе школу великих европейских гитаристов того времени – Сора, Агуадо и др. ввел Эстебан Эчеверрия, но благодаря известным нам данным, мы можем утверждать, что эта честь принадлежит д–ру Фернандо С.Кордеро. Неизвестно, обладал ли игравший на гитаре Эчеверрия достаточными музыкальными знаниями для введения определенной школы, об этом нет точных данных, имеется только свидетельство биографов, что он очень хорошо играл не гитаре, и по словам наиболее ясно выразившегося по этому поводу Хуана Мария Гутьереса: "Эчеверия гордился своей принадлежностью к школе маэстро Агуадо, и вдумчиво исполнял мудрую музыку Агуадо, написанную специально для диапазона виуэлы". Естественно, мы не станем абсолютно верить написанному Гутьересом, потому что сомневаемся, чтобы такой умный человек, как Эчеверрия, который никогда не хвастался, "гордился бы тем, что он вдумчиво исполняет музыку Агуадо" Далее: Фернандо Крус Кордеро написал много оригинальных сочинений для гитары, как мы увидим дальше, что свидетельствует о его музыкальной культуре и особенно культуре владения гитарой; великий же поэт Эчеверрия, напротив, не писал музыкальных сочинений, что говорит о том, что его склонность к гитаре была чистым времяпрепровождением любителя. Затем Фернандо Крус Кордеро всегда занимался дидактикой для гитары, он написал "Школу игры на гитаре", которая имеется в нашем распоряжении, в манускрипте, где бросается в глаза влияние европейских маэстро. Это сочинение небольшого формата (20 х 15), написанное очень тщательно; к сожалению, не указан год написания "Школы". "Школа" начинается полным описанием теории музыки на 36 страницах, щедро иллюстрированных примерами. Затем следует "Объяснение 22 таблиц принципов гитары". Прежде чем непосредственно перейти к предмету, автор описывает "Положение гитары", где указывает, как лучше держать инструмент или общую позицию; затем начинаются практические упражнения: для этого автор пользуется подразделенными на шесть статей правилами. Далее следуют "22 Таблицы Моретти для игры на шестиструнной гитаре". В таблицах приведена музыкальная запись на 66 страницах до таблицы 21; для иллюстрации двадцать второго правила занято 14 страниц с различными комбинациями адажио числом до 198. Затем следуют "16 каприччо, прелюдий или модуляций Фернандьери для всех тонов, которым предшествует гармонический круг того же автора». Эта глава занимает 18 страниц. На следующей странице очень мелким почерком дается объяснение – "Нумерация Моретти для правила аккомпанемента", в конце ее написано "Конец", но здесь вставлен двойной лист с таблицей позиций и тремя песнями и гитарным аккомпанементом. Таким образом составлен 150–страничный труд тщательно и по порядку выполненный, свидетельство дидактического таланта д–ра Фернандо Крус Кордеро. Хотя в описанном руководстве не упоминается о Соре или Агуадо, это еще не повод не считать их создателями школы. Нам хорошо известно, что Агуадо в своей школе является последователем Моретти; и что Агуадо и Сор жили в одно и то же время, поэтому школа не была только школой Сора или Агуадо, это была школа всех великих маэстро Золотого века, породившего исполнителей с таким дидактическим талантом. Нашу уверенность подтверждает также тот факт, что Фернандо Крус Кордеро стал преподавателем гитары, т.к. его сын с тем же именем, позже ставший известным гитаристом, по свидетельству биографов, занимался гитарой под руководством своего отца; в этой семье другие родственники и внуки также были гитаристами, например, писатель Луис Кордеро, воспринявший от отца дидактические рекомендации деда. Такой богатой в области гитары историей не обладает Эстебан Эчеверрия; кроме того, нашу уверенность подтверждает тот факт, что даже если бы он обладал богатой культурой исполнения на гитаре, он не мог бы ее продемонстрировать в своей стране, т.к. политические власти изгоняли его из страны. Крус Кордеро, который был необходим аргентинскому правительству, какого бы цвета ни была его кожа, несмотря на поездки в Париж и Лондон, имел достаточно времени, чтобы заниматься гитарой у себя на родине. Доктор Ф.К. Кордеро опубликовал оригинальные "Шесть дивертисментов для гитары: 1. Вальс–отъезд, посвященный г–ну Сьебра, 2. Менуэт, 3, Вальс 4. Менуэт "Лунатик", 5. Вальс, 6. Вальс "Реминисценция" – Париж, Н.Лафонт, издательство Л.Паран. Это простые в смысле гармонии сочинения небольшого объема, за исключением 6. Приятными можно назвать два менуэта, остальное – посредственное. Из неизданных сочинений, в том числе и руководства в нашем распоряжении – оригинальные рукописи, наброски и темы с интересными примечаниями на полях карандашом неровными и нервными росчерками. Одно из этих сочинений – "Песни моряков"; еще одно – "Желание" (вальс), написанный 14 сентября 1852 года. Третье сочинение – "Морские волны" (вальс) написано 10 ноября того же года. Все три сочинения были написаны на море, на борту судна "Эль Гуарани", увозившего автора в Буэнос–Айрес. Еще одна принадлежащая нам рукопись – Фантазия на тему английской песни "Мы жили вместе и любили друг друга", подписана проживавшим в Лондоне испанским гитаристом Хосе Марией де Сьебра, с которым дружил во время пребывания в Лондоне Кордеро. Это сочинение посвящено Кордере со следующими словами: "Дружеский сувенир он ... г–ну д–ру Фернандо Крус Кордере.Лондон." На третьей странице обложки этой рукописи карандашом и почерком аргентинского гитариста написано: "Это сочинение из Лондона через Ириговенеса мне переслал его автор в конце октября 1651 года". Очевидно, эти два гитариста активно сотрудничали в своей деятельности, т.к. "5 этюдов" в рукописи для д–ра Фернандо Крус Кордеро также были переданы ему из Лондона 6 октября того же года Л. Шульцем, как утверждает исследователь истории гитары г–н Е.Трикорния, которому принадлежат эти этюды. Доктор Крус Кордеро, очень любивший гитару, владел несколькими экземплярами лучших гитар. Королева Англии Виктория после концерта на одном из праздников, на котором присутствовал дипломатический корпус многих стран, подарила ему дорогую маленькую гитару с декой, инкрустированной перламутром с именем и фамилией гитариста /из перламутра гриф и колки/. Этот подарок был послан ему в Буэнос–Айрес. Ему принадлежал также прекрасный экземпляр Луиса Панормо, который в настоящее время находится у его внучки, супруги д–ре Гильермо Ф. Нунеса; на этикетке написано: Хейм–Стрит, 46, Бленбери, Лондон. Цена от 2 до 15 гиней. Год 1831". На этих двух гитарах играл автор данного Словаря при посещении дома вышеупомянутой сеньоры и может подтвердить, что это действительно красивые гитары с прекрасным звуком, третья гитара принадлежит писателю Луису Кордеро, это также превосходный инструмент. Этот умнейший аргентинский гитарист умер за границей, выполняя официальную миссию государства. Его большой музыкальный архив принадлежит родственникам а также значительная часть его – автору данного сочинения.
Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998