КОРДОВСКИЙ ЭМИРАТ
КОРДОВСКИЙ ЭМИРАТ
феод. гос-во на Пиренейском п-ове (756-929), осн. Омейядом Абдаррахманом I. Захват арабами значит. части владений вестготской знати в нач. 8 в. не повлек за собой заметных изменений в системе феод. эксплуатации зависимого крестьянства с широким распространением барщины; в 9 в. начинает возрастать уд. вес издольных аренд. Наряду с новой аристократией, арабо-берберской по происхождению, сохранилась часть старой знати, как перешедшей в ислам (муваллады, араб. - аль-мувалладун, исп. renegados - ренегадос), так и оставшейся христианской (мосарабы, араб.-аль-мустарибун, исп. mozarabes). Омейядские эмиры проводили жесткую фискальную политику. Налоговые тяготы усугублялись приниженным правовым положением неараб. населения К. э. Были часты восстания, особенно в крупных городах; самые значительные - в Толедо и Кордове. Политич. история К. э. - цепь войн с христ. гос-вами на С. полуострова - Астурийским и Наваррским, и в особенности против непокорных вассалов центральной власти- как мосарабов, так и мувалладов. Нек-рое затишье в междоусобных войнах отмечалось лишь в правление Абдаррахмана II (822-852) и частично - Мухаммеда I (852-886); однако уже в конце правления последнего резко усилились крупные вассалы-муваллады на окраинах К. э.: семья Бану-ль-Каси в Сарагосе, Абдаррахмана ибн Мервана аль-Джил лики в Бадахосе. Особенно опасной для кордовских эмиров была деятельность Ибн Хафсуна, бывшего в кон. 80-х гг. 9 в. - 917 фактич. независимым правителем всей Андалусии. В правление эмира Абдаллаха (888-912) политич. единство К. э. реально не существовало. Восстановить его удалось Абдаррахману III, провозгласившему себя в 929 халифом (см. Кордовский халифат). Лит.: см. при ст. Кордовский халифат. Л. Е. Куббель. Ленинград.