— педагог, род. в Харькове, 2 июля 1834 г., ум. там же 13 ноября 1883 г. Происходил из той же линии Корфов, к которой принадлежали Иоанн Альбрехт Корф, президент Академии Наук и граф М. А. Корф. На втором году жизни остался круглым сиротой и до 8 лет жил у своей тетки, жены воронежского помещика Градовского. В 1843 г. был отдан в пансион Крюммера, в г. Верро Лифляндской губернии, затем с 1845 г. учился в Петербурге, в пансионе Филиппова, окончил образование в Александровском Лицее. За нежелание подчиняться некоторым требованиям лицейского режима — как, напр., за несоблюдение формы, курение и т. п. при выпуске в 1854 г. получил не золотую медаль, на которую имел право, а серебряную. Прослужив полтора года в департаменте министерства юстиции, Н. A. Корф оставил службу и уехал в наследственное свое имение, в Александровском уезде Екатеринославской губернии; здесь он явился деятельным членом сначала в дворянских собраниях, где проводил мысль о нецелесообразности многих дворянских привилегий, а затем, с введением земских учреждений — в земских. Он был земским гласным, не раз секретарем земских собраний, членом ревизионной комиссии, почетным мировым судьей и членом училищного совета. Ревностный работник в сфере земской деятельности вообще, он особенно много сделал для народного образования. Он горячо принялся за устройство народных школ в уезде; отлично зная школьное дело, для изучения которого он ездил за границу, и обладая даром слова, он умел возбудить и у помещиков и в сельских обществах большой интерес к народному образованию. Так как тогда учительских семинарий еще не было, то Н. А. Корф принял на себя труд помогать учителям, которые желали бы пополнить свои сведения или ознакомиться с лучшими методами преподавания; нередко сельские учителя являлись к нему сами и он оставлял их жить у себя в доме, пока с ними занимался; еще больше приходилось ему давать советов и наставлений во время объездов школ; нередко он сам давал в них образцовые уроки; его обширные отчеты служили впоследствии руководством для устройства школ в других уездах. В 1872 г., вследствие партийных соображений, он был забаллотирован в гласные от помещиков, но выбран огромным большинством в гласные от крестьян. Расстроенное здоровье заставило его уехать за границу, где он и провел почти 10 лет; в Женеве он устроил семейную школу для девиц; женевская академия избрала его своим почетным членом. В 1880 г. Корф возвратился в Россию; в 1832 г. он устроил в Александровском уезде повторительные воскресные школы, в 1883 г. руководил летним съездом сельских учителей в Бердянске.
Являясь одним из энергичнейших и популярнейших деятелей-практиков на поприще народного образования, Н. A. Корф был и выдающимся писателем в этой области. Составленные им книги для первоначальной школы — "Руководство к обучению грамоте", "Наш друг", "Maлютка" — разошлись в огромном количестве экземпляров: книга "Наш друг", напр., почти в 200000 экз.; значительные суммы из денег, вырученных от продажи этих произведений, Корф жертвовал на дело народного образования. Барон Н. А. Корф поместил длинный ряд статей по народному образованию и педагогическим вопросам в "Вестнике Европы", "С.-Петербургских Ведомостях", "Народной Школе", "Семье и Школе", "Неделе"; важнейшие из них изданы в 1871 г. отдельной книгой, под заглавием: "Наше школьное дело. Сборник статей по училищеведению"; им переведена с немецкого книга Гарднера "Руководство к начальному обучению". В 1670 г, Н. А. Корф был избран в почетные члены петербургским педагогическим обществом, в 1871 г. — московским комитетом грамотности и Московским университетом; в 1873 г. петербургский комитет грамотности поднес Н. А. Корфу золотую медаль.
"Русские педагогические деятели", М. 1887; статья Ф. Медникова, "Барон Н. А. Корф", в журнале "Народная Школа", 1873, № 11; "Русские современные деятели", издание Баумана, т. III, 81—93.
{Половцов}
Корф, барон Николай Александрович
— известный русский общественный деятель и публицист, род. в Харькове в 1834 г. Первоначальное образование получил в семье Градовских (в Воронежской губ.), где существовала домашняя школа, затем в учебном заведении Крюммера в г. Верро, Лифляндской губ., и, наконец, в Петербургском пансионе А. Я. Филиппова. Окончив курс, в 1854 г., в Александровском лицее, К. поступил на службу в департамент министерства юстиции, но через полтора года, несмотря на увещевания знатных родственников, уехал в деревню, женился, стал заниматься хозяйством, принимал участие в дворянских собраниях, немало способствуя осуществлению на месте крестьянской реформы. Настоящая общественная деятельность бар. К. начинается с введением земских учреждений: он был уездным гласным Александровского у. Екатеринославской губ., почетным мировым судьей, затем председателем мирового съезда. Деятельность его сосредоточилась, главным образом, на постановке школьного дела в уезде. К. принадлежит заслуга устройства в России дешевой и краткосрочной начальной школы, которую ведет один учитель, с 3 отделениями в одном классе. Избранный членом училищного совета от земства, К. сумел победить равнодушие к народному образованию, и открытие школ в уезде пошло быстро. В более широком круге К. действовал путем печатного слова (статьи в "СПб. Ведомостях", "Вестнике Европы" и "Народной школе"). Издававшиеся бар. К. "Отчеты Александровского уездного училищного совета" (5 выпусков) обращали на себя внимание как администрации, так и педагогического мира и литературы. Кроме того, К. за шесть лет (1867—73) напечатал пять учебников и руководств для народной школы: "Руководство к обучению грамоте по звуковому способу"; "Русская начальная школа", как "руководство для земских гласных и учителей сельских школ" — первый в России труд по училищеведению (разошелся в количестве 32 тыс. экземпл.); "Наш друг" — книга для чтения в народной школе; "Малютка" — первая книга после азбуки для народной школы и семьи, вошедшая, затем, в состав "Нашего друга"; "Наше школьное дело" — собрание статей бар. К. по вопросам, касающимся дела народного образования вообще и народной школы в частности ("Об инспекции народных училищ", "Учительские съезды" и др.). При составлении "Нашего друга" К. задался целью "посредством ознакомления учащегося с окружающим миром повлиять на улучшение его материального и нравственного быта". Некоторые педагоги отнеслись враждебно к этой книге; ученый комитет министерства народного просвещения одни издания ее вносил в свои каталоги, другие — нет. Сам К. постоянно переделывал "Нашего друга", сообразно с указаниями опыта и практики. Деятельность бар. К. сделала его имя популярным во всей России. Попечитель кавказского учебного округа Неверов, организовавший дело народного образования на Кавказе, писал к К. сочувственные письма, прислал директора кубанской семинарии, известного педагога Д. Д. Семенова, для ознакомления с корфовскими школами, командировал к нему инспекторов и учителей. В 1870 г. спб. педагогическое общество избрало Корфа своим почетным членом, а в 1871 г. то же сделали московские университет и комитет грамотности. Тогда же К. посетил СПб., где старался пропагандировать мысль о необходимости всеобщего обучения. В 1872 г. К. был забаллотирован в гласные на съезде землевладельцев. Хотя затем он и был избран на трех крестьянских съездах, но отказался совсем от земской деятельности и, несмотря на сочувствие, которое со всех сторон высказывалось ему русской публикой, уехал с семьей на целых 8 лет в Швейцарию. Причиной такого решения был, между прочим, тот поворот, который стал обнаруживаться в отношениях тогдашнего министерства народного просвещения к народным школам; именно около этого времени началось ограничение земской самостоятельности в школьном деле. И в Швейцарии продолжал К. интересоваться любимым делом и писал о нем статьи в "Вестнике Европы", "Народной школе", "Неделе" и "С.-Петербургских Ведомостях". Часть их потом вышла отдельной книгой под заглавием: "Наши педагогические вопросы" (1882). Кроме того, К. перевел "Руководство к наглядному обучению Ф. Гардера" и написал "Историю Востока, Греции и Рима для обучения и самообразования", составленную на основании чтений автора в им же основанной русской домашней школе в Женеве. Женевская академия наук (Institut) избрала его своим почетным членом. В 1880 г. К. возвратился из-за границы и занялся проверкой знаний учившихся в школах Мариупольского и Александровского у., опровергнувшей преувеличенные мнения о рецидиве безграмотности. Для совершенного его устранения К. задумал воскресные повторительные школы и составил особый "Руководитель для воскресных повторительных школ", в котором с большим искусством изложил программы и методические указания, соответствующие этой цели. В то же время в целом ряде статей он горячо стал проповедовать идею всеобщего обязательного обучения, а также необходимость учительских съездов. Последние он, по возможности, старался устраивать, руководя иногда их занятиями (херсонский съезд учителей 1881 г.). В 1883 г., за смертью П. Е. Басистова, освободилось место заведующего городскими училищами в Москве. Тогдашний московский городской голова, Б. Н. Чичерин, предложил К. баллотироваться на эту должность. К. согласился, но две газеты ("Московские Ведомости" и "Новое Время"), начали против него кампанию, заставившую его снять свою кандидатуру. Это не могло не отразиться на его здоровье. В начале 1883 г. он работал еще очень энергично: написал "Народное чтение" о "Хлебном жуке" (кузьке), а в июне руководил учительским съездом в Бердянском у., но 13 ноября 1883 г. его не стало. Хорошая биография бар. Н. А. Корфа написана М. Л. Песковским, в биографической библиотеке Ф. Павленкова: "Барон Н. А. Корф, его жизнь и общественная деятельность" (с портретом). М. Л. Песковским же опубликована и переписка бар. К., в "Русской Старине" 1894 г. См. также "Записки педагога барона Николая Александровича К." ("Рус. Старина", 1884, кн. 3, 4 и 5); Кашин, "Поездка к барону Н. А. Корфу" ("Современная Летопись", 1871, № 1 и 2); Д. Д. Ceменов, "Педагогические очерки школ Александровского у." ("Народная Школа", журн., 1871—1872); Д. Т. Гнедин, "Мои воспоминания" ("Русское Богатство", 1893, кн. 5, 6 и 7); некролог К. в № 12 "Вестн. Европы" за 1883 г. и там же, внутреннее обозрение.
Н. Василенко.
{Брокгауз}