КОРНЕЙЧУК Александр Евдокимович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КОРНЕЙЧУК Александр Евдокимович
(1905—72), украинский советский драматург, государственный деятель, академик АН СССР (1943), Герой Социалистического Труда (1967). Член КПСС с 1940. Автор историко-революционной драмы «Гибель эскадры» (1933) и драмы «Богдан Хмельницкий» (1939) о событиях народно-освободительной войны 1648—54 и воссоединении Украины с Россией. В годы Вел. Отеч. войны зам. наркома иностранных дел СССР (1943—44), выступал с публицистическими статьями, написал пьесы «Партизаны в степях Украины» (1941), «Фронт» (1942), «Миссия мистера Перкинса в страну большевиков» (1944). Член ЦК КПСС с 1952, Председатель Верховного Совета УССР в 1959—72. Депутат Верховного Совета СССР 1—8-го созывов. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1949, 1951). Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1960).

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

КОРНЕЙЧУК Александр Евдокимович
(12.5.1905–14.5.1972), драматург, академик АН СССР (27.9.1943), Герой Соц. Труда (1967), 5?кратный лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1943, 1949, 1951). Сын рабочего. Окончил Киевский ин?т нар. образования (1929). С 1919 работал на ж.д. Первые произведения К. «На грани» (1929), «Каменный остров» (1929), «Штурм» (1931) были направлены против «укр. бурж. националистов и др. врагов народа». Создал себе имя славословиями В.И. Ленину, И.В. Сталину и другим вождям. Дебютировал в 1925 работой «Он был велик», посвященной Ленину. В пьесе «Правда» (1937) К. первым в укр. драматургии создал образ Ленина. Самые известные пьесы довоен. периода: «Гибель эскадры» (1933), «Платон Кречет» (1934). Причем в последней К., по словам парткритики, «создал образ взращенного партией передового сов. интеллигента». В 1934–41 пред. Союза писателей Украины. Активно выступал в поддержку коллективизации, написал комедию «В степях Украины» (1941) о новых отношениях в колхозной деревне. С 1940 чл. ВКП(б). Во время Вел. Отеч. войны служил в армии: политработник Политупр. Юго?Зап. фронта, корреспондент центра. газет и партизанских изданий. Продолжал лит. деятельность: «Фронт» (1942), «Миссия мистера Перкинса в страну большевиков» (1944), «Макар Дубрава» (1948). По его произведениям были сняты фильмы «Богдан Хмельницкий», «В степях Украины», «Фронт». 23.5.1943–2.2.1944 зам. наркома иностр. дел СССР, 5.2–13.7.1944 нарком иностр. дел и зам. пред. СНК УССР. Не проявив никаких дарований дипломата, 13.7.1944 был переведен на пост нач. Упр. по делам искусств при СНК УССР. В 1946 вновь возглавил украинский Союз писателей. С 1947 по 12.9.1953 пред. Верх. совета УССР. С 1949 чл. бюро Всемирного Совета Мира. В 1951 вместе с женой написал либретто оперы «Богдан Хмельницкий», к?рое неожиданно подверглось разгромной критике в партийной печати. К 1953 сделал новый вариант, уже полностью удовлетворивший ЦК. С 1952 чл. ЦК КПСС. После смерти Сталина сохранил большое влияние в лит. и парт. кругах. В 1953–54 1?й зам. пред. СМ УССР. С 24.3.1959 пред. Верх. совета Украины. Наиболее известные пьесы этого периода: «Над Днепром» (1960), «Память сердца» (1969). В 1960 получил Международную Ленинскую премию «За укрепление мира между народами». Был женат на писательнице В. Василевской; про них в те времена ходила эпиграмма «Корнейчук и Ванда// Не семья, а банда».

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

КОРНЕЙЧУК Александр Евдокимович
(1905–1972), украинский, советский драматург, общественный деятель. Академик АН УССР (1939). Академик АН СССР (1943). Член ЦК Компартии Украины (1949). Член ЦК КПСС (1943). Член Всемирного Совета Мира (1950). Лауреат Сталинской премии: 1941 – за сценарий фильма «Богдан Хмельницкий» (1939); 1942 – за сценарий фильма «В степях Украины» (1941); 1943 – за пьесу «Фронт» (1942); 1949 – за пьесу «Макар Дубрава» (1948); 1950 – за фильм «Калиновая роща» (1950).
И.В. Сталин сразу же оценил достоинства пьесы «Фронт» и рекомендовал ее для публикации в газете «Правда». Пьеса была напечатана в четырех номерах газеты за 24–27 августа 1942. Она вызвала у некоторых военачальников резко отрицательные отзывы. В архиве И.В. Сталина сохранилась переписка об этой пьесе.
28 августа 1942 командующий Северо‑Западным фронтом Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко послал Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину телеграмму:
«Опубликованная в печати пьеса тов. Корнейчука заслуживает особого внимания. Эта пьеса вредит нам целыми веками, ее нужно изъять. Автора привлечь к ответственности, виновных в связи с этим следует разобрать».
В тот же день С.К. Тимошенко получил следующую телеграмму:
«СЕВЕРО‑ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ
МАРШАЛУ ТИМОШЕНКО
Вашу телеграмму о пьесе Корнейчука «Фронт» получил. В оценке пьесы Вы не правы. Пьеса будет иметь большое воспитательное значение для Красной Армии и ее комсостава. Пьеса правильно отмечает недостатки Красной Армии и было бы неправильно закрывать глаза на эти недостатки. Нужно иметь мужество признать недостатки и принять меры к их ликвидации. Это единственный путь улучшения и усовершенствования Красной Армии. И. Сталин».
1 сентября 1942 И.В. Сталин на копии телеграммы, полученной от С.К. Тимошенко, написал: «Т‑щу Корнейчуку. Посылаю Вам для сведения телеграмму т. Тимошенко и мой ответ. Стиль телеграммы т. Тимошенко сохранен полностью. Привет! И. Сталин».
Отправляя А.Е. Корнейчуку машинописный экземпляр рукописи, И.В. Сталин на титульном листе написал: «В тексте мои поправки. Ст.»
Правки были, к примеру, такие.
Когда молодой генерал Огнев узнает о назначении командующим фронтом, говорит: «Как все это, ведь я еще молод…» (Написано Сталиным).
Член Военного совета Гайдар произносит (написано Сталиным): «Сталин говорит, что нужно смелее выдвигать на руководящие должности молодых, талантливых полководцев наряду со старыми полководцами, и выдвигать надо таких, которые способны вести войну по‑современному, а не по старинке, способны учиться на опыте современной войны, способны расти и двигаться вперед».
Сталин вписал в пьесу слова о самовлюбленных невеждах, а также другие формулировки.
Получив материалы от И.В. Сталина,
А.Е. Корнейчук писал:
«Дорогой Иосиф Виссарионович! –
Сердечно благодарю Вас за внимание. Прочитал телеграмму и Ваш ответ. Насколько я понял, тов. Тимошенко требует, чтобы меня судили за пьесу. Это еще не так страшно, так как неизвестные «благодарные» читатели дают мне клятвенное обещание по телефону, что обязательно поломают мои кости. Живу надеждой, что они не набросятся на меня все вместе, а поодиночке. С божьей помощью выдержу. Запорожский дух у нас еще не погас.
С глубоким уважением
Александр Корнейчук
3. IХ.42‑го».
Пьеса «Фронт» с большим успехом шла в те годы во многих театрах страны. По предложению И.В. Сталина по пьесе режиссерами Г.Н. Васильевым и С.Д. Васильевым был снят одноименный фильм. Вызванный пьесой «Фронт» общественный интерес к умению воевать современными методами способствовал осознанию характера Великой Отечественной войны.

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.