КОРНЕЛЬ
Корнель
Пьер (1606 — 1684), франц. драматург, создатель трагедии классицизма. Его сценич. произведения, следовавшие общим законам античной драмы, отличали гармоничность и единство построения (следование правилу Аристотеля о трех единствах трагедии; органич. сочетание конфликтов и перипетий), благозвучие и ясность языка и стиха. Мн. из произведений К. написаны на сюжеты из мифологии и античной истории. Однако вместо античного рокового стечения обстоятельств как побудительного фактора К. выдвигает на передний план чувство долга, исполняемого согласно убеждениям и воли героя, побеждающего собств. чувство и принимающего смерть со стоич. спокойствием («Гораций», 1640; «Цинна», 1640; «Полиевкт», 1643).
Источник: Словарь античности. 1989
КОРНЕЛЬ
Пьер (1606–1684) — вошел в историю культуры как создатель французского трагедийного театра, автор первой классической трагедии «Сид» и первой комедии характеров — «Лжец», совершивших, по словам Вольтера, «переворот в сцене трагической и ко-мической». Выстраивая монологи персонажей по пра-вилам риторики, насыщая их элементами дискуссии, Корнель заложил основы декламационного искусства французского театра. Его теоретические работы «Рассуждения о драматической поэзии», «Рассуждение о трагедии», «Рассуждение о трех единствах» не только обогащали правила классической поэтики, но и наме-чали пути дальнейшего развития драматургии: предвосхищая Д. Дидро, Корнель выступал против де-ления жанров на «высокие» и «низкие», говорил о создании насыщенной событиями фабулы. В собственном творчестве — трагедии «Сид» (1636), «Гораций», «Цинна», «Полиевкт» (1640), «Никомед» (1651) и др. — драматург обращался к переломным моментам истории, к острым конфликтным столкновениям политических и религиозных систем, к созданию сильного, волевого характера, одерживавшего победу над своими страстями во имя общего блага, подчинявшего свои чувства голосу разума, ставившего государственные ин-тересы выше интересов рода и семьи.
КОРНЕЛЬ
Corneille) Пьер (1606, Руан – 1684, Париж), французский драматург, создатель французской классицистической трагедии. Автор комедий в стихах («Мелита, или Подложные письма», 1629; «Вдова, или Наказанный предатель», 1631–32, и др.), трагикомедии «Клитандр» (1630) и теоретического сочинения «Рассуждения о драматической поэзии» (1663). Радикальная новизна, тонкость психологических зарисовок и изящество поэтической формы заметно выделяли пьесы Корнеля из комедийного репертуара 17 в. Однако основным жанром творчества Корнеля стала трагедия: «Медея» (1635), «Полиевк», «Гораций» (обе – 1641), «Цинна» (1643) и др. Трагикомедия «Сид» (1637) открыла новую эру в истории французского театра и драматургии. В «Сиде» Корнель впервые воплотил основную морально-философскую проблему французского классицизма – борьбу долга и чувства. Перед этим выбором стоят главные герои «Сида» – испанский рыцарь Родриго и его возлюбленная Химена, дочь убитого им на поединке графа Гормана:
Я сам с собой в войну вступил:
Помериться любовь решила с долгом силой.
Чтоб за отца отмстить, проститься надо с милой.
(Перевод Ю. Корнеева)
Долг велит Химене потребовать казни возлюбленного, но она отступает перед более высоким государственным началом – подвигом перед отечеством. Развязка «Сида» благополучна: став национальным героем, Родриго женится на Химене. Успех «Сида» вызвал, однако, недовольство в литературной среде, выразившееся в «битве по поводу „Сида”». Взгляды Корнеля вызвали резкое неприятие со стороны Ж. Расина и Н. Буало. Во «Мнении Французской академии о трагикомедии „Сид”» (1638) – одном из программных манифестов классической школы – Корнеля критиковали за отклонение от правил (перегруженность действия внешними событиями), но главный упрек – в «безнравственности» героини. Именно эти упреки, отличавшие «Сида» от других «правильных» трагедий, и обеспечили ему долгую сценическую жизнь. Дискуссия о «Сиде» стала поводом для четкой формулировки правил классической трагедии. Популярность Корнеля возросла в 18 в., а его пьесы оказали заметное влияние на развитие драматургии в эпоху Просвещения.
Я сам с собой в войну вступил:
Помериться любовь решила с долгом силой.
Чтоб за отца отмстить, проститься надо с милой.
(Перевод Ю. Корнеева)
Долг велит Химене потребовать казни возлюбленного, но она отступает перед более высоким государственным началом – подвигом перед отечеством. Развязка «Сида» благополучна: став национальным героем, Родриго женится на Химене. Успех «Сида» вызвал, однако, недовольство в литературной среде, выразившееся в «битве по поводу „Сида”». Взгляды Корнеля вызвали резкое неприятие со стороны Ж. Расина и Н. Буало. Во «Мнении Французской академии о трагикомедии „Сид”» (1638) – одном из программных манифестов классической школы – Корнеля критиковали за отклонение от правил (перегруженность действия внешними событиями), но главный упрек – в «безнравственности» героини. Именно эти упреки, отличавшие «Сида» от других «правильных» трагедий, и обеспечили ему долгую сценическую жизнь. Дискуссия о «Сиде» стала поводом для четкой формулировки правил классической трагедии. Популярность Корнеля возросла в 18 в., а его пьесы оказали заметное влияние на развитие драматургии в эпоху Просвещения.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006