, Петер фон (Cornelius, Peter von) 1783, Дюссельдорф — 1867, Берлин. Немецкий художник, рисовальщик. С 1795 по 1800 учился в дюссельдорфской Академии художеств, где преподавал его отец. С 1809 по 1811 жил во Франкфурте-на-Майне. С 1811 поселился в Италии, где в 1812 сблизился с кругом художников-назарейцев, образовавших во главе с Овербеком и Ф. Пфорром Братство Св. Луки (Lucasbund). Много путешествовал по Италии в 1811—1818. Посетил Милан, Парму, Пьяченцу, Модену, Болонью, Флоренцию, Сиену, Орвието, изучая живопись мастеров Возрождения. Занимался монументальной живописью, приняв участие в росписях назарейцев в Риме в 1816—1817 и 1818—1828. С 1819 по 1826 исполнял обязанности директора дюссельдорфской Академии. В 1829 принял участие в росписях мюнхенской глиптотеки, предпринятых принцем Людвигом I Баварским, с которым находился в постоянной переписке. В 1830—1831, 1833—1835 и 1845 снова посетил Рим. Писал картины на религиозные сюжеты, портреты, создавал фрески, выполнял рисунки на сюжеты из литературных произведений, делал зарисовки пейзажных видов в Италии. В ранних произведениях Корнелиуса (Одиссей у Полифема, 1803; Афина обучает ткачеству, 1809, обе — Дюссельдорф, Художественный музей) еще сильны традиции академической выучки. Четкий рисунок, подчеркивающий суховатую строгость форм, отсутствие интереса к тональной разработке цвета свидетельствуют об усвоении манеры неоклассицистической живописи. В исполненном в Италии полотне Девы разумные и неразумные (1814, Дюссельдорф, Художественный музей) рафаэлевская идеальная симметрия композиционного построения не согласуется с выразительной характерностью евангельских образов. В этой работе уже сказался поиск нового изобразительного языка, в основе которого лежали эстетические и художественные идеалы назарейцев. В 1816—1817 Корнелиус принял участие в росписях на сюжеты из жизни Св. Иосифа в палаццо Дзуккари (или Каза Бартольди), принадлежавшем прусскому консулу в Риме С. Бартольди. Им были выбраны сцены наиболее драматического содержания (Иосиф, узнанный братьями; Иосиф, толкующий сны фараону). В отличие от мягкой рафаэлевской грации, которой подражал Овербек, Корнелиуса привлекают образы Мантеньи, Синьорелли, Микеланджело. Об этом говорят его многочисленные рисунки, исполненные с произведений этих мастеров во время поездок по Италии. В росписях одного из залов казино в парке виллы принца Карло Массимо в Риме (1818—1828) художник изображает сюжеты из Данте. Рядом с более элегичными, идиллически-повествовательными фресками Овербека на сюжеты из Тассо и Ю. Шнорра фон Карольсфельда из Ариосто образы Корнелиуса выглядят полными внутренней экспрессии. Участие в коллективных монументальных росписях в Риме было для Корнелиуса программным: как и другие назарейцы, он мечтал возродить классическую традицию фресковой живописи в современном искусстве. Поздние работы художника в монументальной живописи — фрески мюнхенской глиптотеки на сюжеты из античной мифологии (Гнев Ахилла, Возвращение Гектора, Приам и Ахилл, 1829), уподоблены костюмированным сценам, стилизованным в духе итальянских мастеров кватроченто. Менее ощутимое в монументальной живописи и особенно ярко выраженное в портрете стремление назарейцев соединить следование идеалу и натуре приводило к созданию стилизованных образов. Подобно Овербеку, Корнелиус любил уподоблять групповой портрет сцене "Св. Семейство" (Св. Семейство, 1809—1811, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), парному портрету придавать сходство с изображением двух апостолов (Двойной портрет, 1812, Мюнхен, частное собрание), изображать портретируемых в старинных национальных костюмах (Г. Мальс, 1809—1811, Дрезден, Картинная галерея). Подражание скрупулезной, полной искренней непосредственности выписанности деталей в произведениях мастеров Северного Возрождения обретало характер натуралистической манеры. Элементы ренессансной и готической архитектуры придают образам живописность и театральность. Влиянием искусства Микеланджело и Дюрера отмечены поздние произведения Корнелиуса Страшный Суд (1836—1839, Мюнхен, Людвигскирхе), Всадники Апокалипсиса (1845, Берлин, Гос. музеи), Погребение Христа (1845, Копенгаген, Музей Торвальдсена). В творчестве Корнелиуса как одного из ведущих мастеров раннего немецкого романтизма проявилось стремление к утверждению национальной художественной традиции в европейской культуре. В среде работавших в Риме немецких мастеров высоко ценились его пейзажные рисунки с натуры, романтическая манера исполнения которых сложилась под влиянием Хаккерта. Широкую известность получили иллюстрации к Фаусту И. В. Гете (1808), цикл Нибелунги (1812). Творчество Корнелиуса оказало влияние на живопись дюссельдорфских назарейцев (Э. Бендеман и др.), а также на европейское искусство XIX в.
Лит.: Forster A. Peter von Cornelius. Berlin, 1874; Kuhn A. Peter Cornelius und die geisteigen Sturmungen seiner Zeit. Berlin, 1921; Keith A. Nazareni. Milano, 1967; Schrade A. German Romantic Painting. New York, 1967.
Е. Федотова
0.00 байт
Корнелиус Петкау - организатор вокально-хореографического ансамбля «Лореляй»: сохранение песенного т
В работе поставлена проблема сохранения песенного творчества как одного из компонентов национальной культуры этнических немцев на территории Алтайского края.