КОРО
КОРО
Камиль (1796–1875) — французский живописец, один из основоположников французской школы пейзажа, создатель собственного пейзажного стиля, от-личавшегося спокойной палитрой коричневых, желтых и зеленых тонов. Писал на пленэре, сохраняя верность академической традиции. Его картины 1820–40-х гг., изображавшие французскую и итальянскую природу, выполнены насыщенными красками светлого колорита, воссоздают прозрачность воздуха, яркость солнечного света, характеризуются ясностью и строгостью компози-ции, четкостью форм. Это говорит о принадлежности Коро к классической традиции. С 1850-х гг. в картинах Коро на первый план выходят одухотворенность и поэ-тическая созерцательность, живопись становится более изысканной, трепетной, легкой, формы как бы раство-ряются в серебристожемчужной дымке. Стремясь за-фиксировать изменчивые состояния природы, сохранить свежесть первого впечатления, Коро во многом предвос-хитил поиски импрессионистов. Также Коро писал портреты, занимался офортами, литографией. Самые известные работы Коро — «Гомер и пастухи» (1845), «Воспоминание о Мортенфонтене» (1864), «Порыв вет-ра» (1865–1870), «Женщина с жемчужиной» (1868–1870).
КОРО
corot) Камиль (1796, Париж – 1875, там же), французский живописец, один из создателей реалистического национального пейзажа. Учился у французских академических живописцев А. Мишаллона и В. Бертена (1822–24). 1825–28 гг. провел в Риме, где тщательно изучал натуру, работал над пейзажными набросками и эскизами. Уже ранние работы («Вид Колизея», 1826; «Мост Августа на реке Нера»,1827) отличает непосредственность и свежесть взгляда на природу. Художник стремится передать не столько древнеримские руины, сколько эффекты световоздушной среды, тонкие нюансы освещения, туманную дымку. Вернувшись во Францию, Коро работал в окрестностях Парижа, писал сельские виды Нормандии, Пикардии и Бургундии. К 1850-м гг. обрел неповторимую индивидуальную манеру серебристой тональной живописи. Он почти не использовал в своих пейзажах зеленую краску, предпочитая серебристо-серые тона, переливающиеся множеством оттенков. Очертания фигур и предметов в картинах Коро тают в жемчужной дымке («Воспоминание о Мортефонтене», 1864). Он любил писать большие пушистые деревья, облачное небо, тающие голубоватые дали; изображать «переходные» состояния в природе – раннее утро, сумерки, наполняя их искренним поэтическим переживанием («Танец нимф», 1851; «Порыв ветра», 1865–70). Коро создал также немало портретов («Женщина с жемчужиной», 1868–70), простых и поэтичных, персонажи которых (в основном дети и юные девушки) пребывают в мире просветленного спокойствия и тишины.
Многие качества живописи Коро сближают его с барбизонской школой. Стремление зафиксировать мгновенные, изменчивые состояния природы позволяет назвать этого художника предтечей импрессионистов.
Многие качества живописи Коро сближают его с барбизонской школой. Стремление зафиксировать мгновенные, изменчивые состояния природы позволяет назвать этого художника предтечей импрессионистов.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Коро
, Жан-Батист Камиль (Corot, Jean-Baptiste Camille) 1796, Париж — 1875, Виль-д’Авре, близ Парижа. Французский живописец и график. Учился у А. Мишалона, затем у Ж. В. Бертена. В 1825 Коро уезжает на три года в Италию, которую посетил затем в 1834, 1843. Как каждого северянина, художника поразила красота южной природы, величие и "скомпонованность" пейзажа. Его итальянские полотна хранят радостную непосредственность впечатлений, передают состояние отрадной "раскованности" чувств, которое сопутствовало художнику в его странствиях по Италии. Но при всей непосредственности и свежести их отличают классическая ясность композиции, четкая соразмерность и гармония в распределении планов: Мост Августа на реке Нера (ок. 1827), Прогулка Пуссена (1826—1828), Колизей (1826—1828, все — Париж, Лувр). Вернувшись на родину, Коро много путешествует, пишет пейзажи Нормандии, Бретани, Бургундии, Пикардии, Оверни: Собор в Шартре (1830, Париж, Лувр), Лес в Фонтенбло (1831, Вашингтон, Нац. галерея), Вид Суассона (1833, Оттерло, Музей Креллер-Мюллер), Порт Руана (1839, Руан, Музей изящных искусств). Все больше внимания художник начинает уделять передаче освещения, состояния атмосферы. Легкая туманная дымка как бы окутывает здания, деревья, фигуры людей, создавая ощущение вибрирующей, мерцающей воздушной среды. Коро достигает подобного впечатления тончайшей разработкой оттенков и нюансов цвета в зависимости от силы света, т. е. валерами. Природа в произведениях мастера полна жизни, движения: он стремится передать трепет листьев, игру солнечных зайчиков на траве, бег облаков, гонимых ветром: "Я хочу, — говорил художник, — чтобы, глядя на мой неподвижный холст, зритель ощущал движение вселенной" (Воспоминание о Мортефонтене, 1864, Париж, музей Орсе; Порыв ветра, 1864—1873, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Собор в Манте, 1865—1869, Реймс, Музей; Мост в Манте, 1868—1870; Башня ратуши в Дуэ, 1871, оба — Париж, музей Орсе). Пейзажи Коро лиричны, они овеяны то задумчивой грустью вечерних сумерек, то просветленной радостью солнечного утра, умиротворенностью полдня, тревогой надвигающейся грозы, таинственной настороженностью ночи (Деревья среди болота, 1855—1860; Крестьянка, пасущая корову на опушке леса, 1865—1870, оба — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Замок Пьерфон, ок. 1850—1860; Воз с сеном, 1860, оба — Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Кроме пейзажа Коро, особенно в зрелый период, часто обращается к портрету. Это в основном изображения женщин в интерьере, они подкупают своей естественностью и пронизаны ощущением доброжелательного доверия между художником и моделью. Мастер писал, как правило, людей, духовно близких ему. Образы Коро отличают женственная мягкость, застенчивая красота, ясность внутреннего мира. Вокруг них возникает особая среда, озаренная тихим светом души. Так же, как и пейзажи, портреты выдержаны в скромной цветовой гамме светло-коричневых, розовых, серебристо-серых тонов, фигуры кажутся окутанными воздухом (М-ль Сенегон, Париж, частное собрание; Читающая пастушка, 1855—1860, Винтертур, собрание О. Рейнхарт; Женщина с жемчужиной, 1860-е, Париж, музей Орсе). Стремление Коро передать непрестанную изменчивость природы, интерес к проблемам освещения, зависимости цвета от света, рефлексов сближают его с поисками импрессионистов, но он и продолжатель традиций классического пейзажа Пуссена, Лоррена (Гомер и пастухи, 1845, Сен-Ло, Музей). Художника отличала необыкновенная трудоспособность, его наследие насчитывает около 3 000 произведений. Кроме живописи сохранилось много графических работ мастера: рисунки свинцовым карандашом и углем, офорты, литографии. Он был добрым наставником для своих учеников и надежным товарищем: когда у Домье не стало хватать средств для оплаты аренды дома, Коро попросту купил этот дом и подарил его старому другу.
Лит.: Алпатов М. В. Коро. М.; Л., 1936; Коро в музеях СССР: Альбом / Авт. вступ. ст. С. Разумовская. М.; Л., 1938; Коро — художник, человек. Документы. Воспоминания. / Авт. вступ. ст. Е. Гайдукевич. М., 1965; Коро: Альбом / Авт. вступ. ст. И. Кузнецова. М., 1976; Алпатов М. В. Камиль Коро. М., 1984; Robaut A., Moreau-Nelaton E. L’?uvre de Corot. Vol. 1—5. Paris, 1948, 1956, 1975; Hours-Miedan M. Jean-Baptiste Camille Corot. New York, 1984.
В. Стародубова
Лит.: Алпатов М. В. Коро. М.; Л., 1936; Коро в музеях СССР: Альбом / Авт. вступ. ст. С. Разумовская. М.; Л., 1938; Коро — художник, человек. Документы. Воспоминания. / Авт. вступ. ст. Е. Гайдукевич. М., 1965; Коро: Альбом / Авт. вступ. ст. И. Кузнецова. М., 1976; Алпатов М. В. Камиль Коро. М., 1984; Robaut A., Moreau-Nelaton E. L’?uvre de Corot. Vol. 1—5. Paris, 1948, 1956, 1975; Hours-Miedan M. Jean-Baptiste Camille Corot. New York, 1984.
В. Стародубова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006