Коробейников Трифон

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Коробейников Трифон

Коробейников, Трифон - московский купец; позже дьяк. В 1582 году ездил на Афон с милостыней об упокоении души убитого отцом царевича Ивана и прожил 7 месяцев в Константинополе. В 1593 году был в Палестине и привез в Москву модель Гроба Господня. Большой популярностью пользовалось ""Хождение"", распространенное в огромном количестве списков (более 200) и много раз напечатанное (более 40 изданий). Это произведение в значительной своей части не принадлежит Коробейникову и есть не что иное, как пересказ записок более раннего паломника, Василия Познякова (1558), как это доказали Забелин (""Чтение Общей Истории и Древней России"", 1884, часть I) и Лопарев (""Православный Палестинский Сборник"", выпуск 27, Санкт-Петербург, 1889). Несомненно принадлежит Коробейникову ""Описание пути от Москвы до Царьграда"" (1594) и ""Отчет московскому правительству (1594) в розданных деньгах во время второго посольства вместе с дьяком Огарковым, по поручению царя Федора"".

Источник: Биографический словарь. 2008

Коробейников Трифон
Коробейников Трифон (XVI в.) – участник посольств московского правительства XVI в. в Царьград, на Афон и в Иерусалим в 1582 и 1593–1594 гг. В 1582 г. К. был в составе посольства купца И. М. Мишенина, отправленного в Царьград и на Афон с милостыней на помин души убитого Иваном Грозным сына. Позднее, в 1593–1594 гг., К. сопровождал дьяка М. Огаркова, посланного с «заздравною милостынею» в Царьград и Иерусалим по случаю рождения у царя Федора Ивановича царевны Феодосии. Широко распространенное в древнерусской рукописной книжности XVII–XVIII вв. «Хождение» К. считалось авторским, пока И. Е. Забелин в 1884 г. не установил, что в основе этого сочинения лежит текст «Хождения» Василия Познякова сер. XVI в., не отличающегося даже по маршруту (в нем описываются, например, реликвии Синайской горы, где К. никогда не был). Литературная обработка малоизвестного паломничества Василия Познякова скорее всего была сделана не К. (имя которого вошло в заголовок нового произведения), а принадлежит уже XVII в. Имя К. встречается также в тексте «Хождения» Василия Гагары 1634 г. в связи с упоминанием модели гроба господня. В качестве дьяка К. упоминается в деловых документах, изданных частично И. Е. Забелиным (Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. М., 1884, т. 1, с. 1218, 1221). X. М. Лопарев при издании текста «Хождения» К. высказал предположение, что К. не был ни купцом, ни торговым человеком, а подьячим, хотя во всех почти списках «Хождения» (Зееманн насчитывает их около 400) он назван купцом. Самому К. принадлежит, по-видимому, путник 1592 г. (от Царьграда до Иерусалима) (ППС, т. 9, вып. (27), с. 2–7) и отчет о раздаче «милостыни» в странах Востока в 1594 (ДРВ, т. 12, с. 425–449).
Изд.: 1. Трифона Коробейникова, московского купца, с товарищи, путешествие во Иерусалим, Египет и к Синайской горе в 1583 г. / Издано (В. Г. Рубаном) для пользы общества. СПб., 1783 (издание было повторено в СПб. в 1786, 1803, 1810, 1834, 1837, 1838, 1841, 1846, 1847 и в Москве в 1851, 1852, 1853, 1854 (трижды), 1859, 1866, 1869, 1870, 1871, 1873, 1874, 1875, 1876, 1878, 1879, 1881, 1882 (дважды), 1886 (дважды), 1888 гг.); Путешествие московских купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова ко святым местам в 1582 г. // Сказания русского народа, собр. И. П. Сахаровым. СПб., 1849, т. 2, кн. 8, с. 135–158; II. Посольство с государевою заздравною милостынею в Царьград и во Александрию и во Антиохию и в Иерусалим и в Синайскую гору Трифона Коробейникова и Михаила Огаркова в 1593 г. // ДРВ. М., 1789, т. 12, с. 425–449; Второе хождение Трифона Коробейникова, с предисл. С. О. Долгова // ЧОИДР. 1887, кн. 1, с. 1–18; Хождение Трифона Коробейникова. Под редакцией X. М. Лопарева // ППС, 1889, т. 9, вып. (27).
Лит.: Леонид, архим. Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам XIV–XVI вв. // ЧОИДР, 1871, кн. 1, с. 30–59 и 100–110; Забелин И. Е. Послание царя Ивана Васильевича к александрийскому патриарху Иоакиму с купцом Васильем Позняковым и Хождение купца Познякова в Иерусалим и по иным святым местам 1158 года // ЧОИДР, 1884, кн. 1, с. VII–XII; Адрианова-Перетц В. П. Путешествия XVI в. // История русской литературы. М.; Л., 1945, т. 2, ч. 1, с. 514–515; Данилов В. В. О жанровых особенностях древнерусских «хождений» // ТОДРЛ. М.; Л., 1962, т. 18, с. 21–37; Seemann К. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. M?nchen, 1976, S. 288–297; Творогов О. В. Литератор Иван Михайлов // РЛ, 1983, № 2, с. 164–168.
О. А. Белоброва

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

Коробейников, Трифон

— путешественник по святым местам Востока, ум. после 1594 г. По смерти царевича Иоанна Иоанновича (в марте 1582 г.) царь Иоанн Грозный отправил милостыню об упокоении души почившего в Царьград и на Афонскую гору. Во главе посольства поставлен был купец И. М. Мишенин, с ним ехали Трифон Коробейников и Юрий Грек. Посольство выехало из Москвы в марте и прибыло в Константинополь 20 ноября 1582 года. Здесь оно раздало милостинные деньги патриарху цареградскому Иеремии II и патриарху александрийскому Сильвестру. Из Цареграда Мишенин отправился на Афон, а Коробейников и грек Юрий в Иерусалим. По возвращении их в Константинополь все трое посланников покинули столицу Турции 19 ноября 1583 г. и прибыли в Москву 28 февраля 1584 г. еще при жизни Грозного. Послы, о которых александрийский патриарх Сильвестр отзывался в благодарственном письме к царю, как о людях смиренных, были, по-видимому, награждены по заслугам. По крайней мере уже в 1588 и 1589 гг. купец Трифон Коробейников является в должности дворцового дьяка. — В 1592 г. у царя Федора Ивановича родилась дочь Феодосия; царь снарядил посольство по монастырям Востока "со многою довольнею милостынею" о здравии новорожденной; на Афонскую гору был послан купец Иван Кошурин, а в Иерусалим дьяк Михаил Огарков с товарищами; в составе этого посольства опять поехал на восток и дьяк Трифон Коробейников. Посольство выехало из Москвы 19 января 1593 г. с милостыней в 5564 золотых угорских и со множеством пушного товара, — то и другое оно имело раздать в Цареграде, Иерусалиме, в Египте и на Синайской горе. 13-го марта посланцы прибыли в Яссы, 25-го в Сакчи, Пасху (1 апреля) они встретили в Хапсе и вскоре за тем прибыли в Константинополь. Здесь они раздали по церквам и монастырям 1760 золотых, а равно передали здесь же александрийскому патриарху Мелетию Пигасу милостыню как для него самого, так и в александрийские монастыри и церкви, так что в Египет им ехать не пришлось. Из Константинополя посланники прибыли в Иерусалим 28 сентября 1593 года. Здесь роздано было 2544 золотых и, кроме того, здесь же передана была милостыня и для синайского архиепископа Лаврентия через посредство синайского архимандрита Мелетия, так что и на Синай Коробейникову ехать не довелось. После семимесячного пребывания в Иерусалиме посольство в апреле 1594 года отправилось в Антиохию, где передало милостыню патриарху Иоакиму, духовенству и бедным. Снабженные благодарственной грамотой патриарха, послы отправились обратно домой, раздали милостыню в Литве и "с великою честью" прибыли в Москву. Трифон Коробейников привез в Москву, вероятно по поручению правительства, модель Гроба Господня; она была помещена в соборе. — Вот и все скудные сведения, какие имеются о Трифоне Коробейникове. С именем его связано описание его путешествия и святынь Востока. На пространстве трех столетий Коробейников пользовался широкой известностью, как автор, пока его авторский авторитет не был заподозрен и окончательно подорван в последнее время.


Наибольшей известностью пользуется его описание святынь Иерусалима и Синая, 1582 года; оно было в свое время одним из наиболее читаемых произведений и до нашего времени дошло более, нежели в 200 списках XVI — XIX веков. Во введении к этому описанию рассказывается, что в марте 1582 г. милостыня по царевиче послана была с московскими купцами Трифоном Коробейниковым и Юрьем Греком; с ними ездил по своей охоте москвич Федор, крестовый мастер. Далее во всех лучших списках означен путь посланника только от Цареграда до Иерусалима, и лишь в одной рукописи ХVII в. приведено описание пути от Москвы до Цареграда, которое по всей вероятности принадлежит не Коробейникову, а заимствовано откуда-то извне, тем более, что сам Коробейников в 1593 г. ехал в Константинополь совсем другим путем. Затем, ввиду того что Коробейников в Египте и на Божественной горе не был, описание этих святынь, ему приписанное, в действительности ему не принадлежит. Что касается до самого описания Иерусалима, то И. Е. Забелин указал, что оно целиком списано с книги паломника В. И. Познякова, 1558 года. Таким образом, от первого путешествия Коробейникова не остается почти ничего, собственно ему принадлежащего. Зато путешествие его 1593—1594 гг., без сомнения описано им самим, а равномерно описание его пути от Москвы до Цареграда, и отчет о раздаче царской милостыни в Цареграде, Иерусалиме, Антиохии и в Волошской земле — Яссах, рассказ же о Константинополе опять не принадлежит путешественнику.


Описание путешествия Коробейникова издано дважды: "Хождение купца Трифона Коробейникова по святым местам Востока, 1582 года", под редакцией Хр. М. Лопарева, в 27-м выпуске изданий Православного Палестинского Общества, 1889, "Второе хождение Трифона Коробейникова, 1593 г.", издано под редакцией С. О. Долгова, (М. 1887, Чт. Общ. Ист. и Др. 1887, кн. 1); отчет Трифона Коробейникова в розданной царской милостыни, 1593—1594 года напечатан в "Прав. Палест. Сборнике", вып. XXVII 84—103.


Забелин, "Хождение купца Василия Познякова, 1558 г. М. 1884 (Чт. Общ. Ист. и Др. 1884, кн. 1); Хр. М. Лопарев, рецензия на издание г. Долгова "в Журн. Мин. Нар. Пр.", 1887, XI; Д. Ф. Кобеко, рецензия на издание г. Лопарева — в "Зап, Имп. Русск. Археол. Общ." 1893, VIII, 142—143. Русская летопись по Никонову списку. СПб. 1791. VII, 25; "Материалы для истории и археологии Москвы", М. 1884, I, 1218, 1221; рук. Имп. Публ. Библ. Г. и, № 644; рук. Московск. Главе. Арх. Мин. Иностр. Дел, Греческие дела, VI, 17 л. п. 1, грам. 18 апреля; "Хождение В. Я. Гагары по святым местам Востока", под ред. С. О. Долгова, в "Прав. Палест. Сборн.", т. XI, вып. 3.


Хрис. Лопарев.


{Половцов}





Коробейников, Трифон


— московский купец; позже (с 1588 г.) имя его встречается в списках московских дьяков. В 1582 г. по повелению Иоанна IV К. отправился на Афон с милостыней об упокоении души убитого отцом царевича Ивана. Он прожил 7 месяцев в Константинополе и вернулся в 1584 г. Вторично К. путешествовал в Константинополь и в Палестину в 1593 г. и привез в Москву модель Гроба Господня. Из всех паломников пользовалось наиболее громкой известностью так называемое "Хождение" К. Оно распространено в огромном количестве списков (более 200) и много раз было напечатано, особенно в начале этого столетия (более 40 изданий). Оно так ценилось в старину, что нередко помещалось целиком в хронографы и имело авторитет священной книги. Но это произведение в значительной своей части не принадлежит К. и есть ничто иное, как пересказ записок более раннего паломника, Василия Познякова (1558 г.), как это доказали Забелин ("Чт. Общ. Ист. и Др. Рос." 1884 г., ч. I) и Лопарев ("Правосл. Палест. Сборник", вып. 27, СПб., 1889г.). Несомненно принадлежит К. "Описание пути от Москвы до Царьграда" (1594 г.) и "Отчет московскому правительству" (1594г.) в розданных деньгах во время второго посольства в Константинополь вместе с дьяком Огарковым, по поручению царя Феодора".


В. П.


{Брокгауз}





Коробейников, Трифон


путешественник по святым местам, новгородский купец и дворцовый дьяк, † после 1594.


{Венгеров}





Коробейников, Трифон


новгородской купец, два раза посылался в Палестину с царским жалованьем: 1582 и 1593 г., и описал свои похождения, представив статейный список 2-го путешествия (с послом Огарковым).


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008