КОРОВИН Константин Алексеевич

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Коровин, Константин Алексеевич

Коровин Константин Алексеевич (1891)


Род. 1861, ум. 1939. Живописец, создатель жанровых картин, пейзажей. Театральный художник. В 1923 г. эмигрировал.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

КОРОВИН Константин Алексеевич
1861-1939), русский живописец и театральный художник. Для жанровых картин Коровина 1880-90-х характерна темпераментная живописная манера, к н. XX в. под влиянием французского импрессионизма трансформировавшаяся в ярко декоративный, эскизный стиль. Создал новый тип театральных декораций, эмоционально связанных с главной идеей пьесы (например, опера "Золотой петушок" Н.А. Римского-Корсакова в Большом театре, 1911). Кисти Коровина принадлежит самый лучший портрет русского певца Ф.И. Шаляпина (1911).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

КОРОВИН Константин Алексеевич
(1861 1939) — российский деятель культуры, живописец, театральный художник и педагог. В 1885—1891 и 1896—1898 гг. — декоратор в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова, в 1903—1910 гг. — художник Большого театра, с 1910 г. декоратор и художественный консультант московских императорских театров. Член объединений «Мир искусства» и Союз русских художников. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901—1918) и Государственных свободных художественных мастерских (1918—1919). В раннем творчестве принадлежал к кругу художников-реалистов, создав ряд пейзажей, жанровых картин и портретов («Северная идиллия», 1886; «У балкона», 1888-1889; «Зимой», 1894; портрет Т. С. Любатович, 1886-1887). Его произведения отличались свежестью ощущения мира и природы, эмоциональной тонкостью и богатством колорита. Монументальные композиции художника (панно для Всероссийской выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде и для Всемирной выставки 1900 г. в Париже) наполнены динамизмом, яркой декоративностью и воспеванием красот Русского Севера. На рубеже XIX—XX вв. под влиянием импрессионизма обратился к светлой, как бы мерцающей цветовой гамме и выработал свободную, импульсивную манеру письма, стремясь передать исчезающие мгновения («Парижское кафе», 1899-1900; портрет Ф. И. Шаляпина, 1911).Реформатор театральной живописи — создал новый тип красочных, зрелищных декораций, эмоционально связанных с идеей и настроением музыкальных спектаклей («Конек-Горбунок», 1901; «Руслан и Людмила», 1907; «Золотой петушок», 1911). С 1923 г. работал за границей (Франция), продолжая развивать принципы декоративной живописи.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Коровин Константин Алексеевич

Коровин, Константин Алексеевич - живописец. Родился в Москве в 1861 году; происходит из богатых крестьян Владимирской губернии. В доме отца с детства встречался со многими художниками и под влиянием своего родственника, И.М. Прянишникова , с ранних лет вместе с братом Сергеем начал заниматься рисованием. Учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества, у Саврасова и Поленова ; последний оказал на Коровина большое влияние. Долго работал в Париже, где выставил в ""Салоне"" картину ""Au petit matin"". В Москве писал декорации для частной оперы С. Мамонтова, частью по эскизам Поленова и В. Васнецова , частью самостоятельно (""Улица в деревне Берендеев"" для ""Снегурочки"", часть декораций к ""Аиде"" и ""Алой Розе""). В 80-х и начале 90-х годов Коровин выставлял у передвижников; к этому периоду принадлежат его картины: ""Испанки у окна"", ""Фонари"", ""Хозяйка"". Когда Мамонтов, в 1894 году, снарядил экспедицию для исследования дальнего севера России, в ней принял участие Коровин, изучивший при этом природу, быт и архитектуру севера. К последующим годам относятся его картины ""Зима в Лапландии"" (1894), ""На дальнем севере"" (1894), ""Гаммерфест"" (северное сияние) (1898). По поручению Мамонтова, Коровин занялся устройством и декорированием ""Северного павильона"" на всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Павильон был построен Коровиным в стиле северных деревянных строений и послужил прототипом для последующей русской деревянной архитектуры нового стиля. Внутри он был украшен рядом декоративных панно, изображавших жизнь и природу нашего севера, впоследствии перенесенных в здание вокзала Московско-Ярославской железной дороги. Коровину были поручены постройка и устройство русского кустарного отдела на парижской всемирной выставке 1900 года и декорирование сибирского и среднеазиатского павильона там же. Успех построек и декоративных панно Коровина был огромный (теперь эти панно в музее Александра III в Петрограде). С 1900 года Коровин состоит постоянным художником при Императорских театрах и дал ряд театральных постановок удивительного богатства красок и силы (""Дон Кихот"", ""Лебединое Озеро"", ""Дочь Фараона"", ""Руслан и Людмила"", ""Севильский цирюльник"", ""Аленький цветочек"", ""Хованщина"", ""Спящая Красавица"", ""Золотой петушок"", ""Царь Салтан"" и другие). В 1901 году преподавал в Московском училище живописи и в Строгановском училище (в Москве). Тонкий колорист, отличный декоратор, Коровин явился первым русским художником, объединившим живопись с архитектурой. Он пишет мастерские пейзажи, в которых достигает большого живописного впечатления; кроме его северных пейзажей, выдаются его виды Парижа, например: ""Boulevard des Capucines"" (1898), ""Cafe de la Paix ночью"" (1905), ""Boulevard des Italiens ночью"" (1909), целая серия ""Les feux de Paris"" (1913), а также яркие южные пейзажи и этюды, например: ""Татарская улица ночью"" (1911), ""Сад в горах"" (1911), ""Крым"" (1914) и его интересные nature morte в дневном и ночном пейзаже. Им исполнено несколько чрезвычайно интересных портретов, например: княгини Голицыной (1898), Шаляпина (1912), г-жи С. (1913). Он много занимался художественной промышленностью, давая рисунки кустарям для мебели, резьбы, майолики; по его рисункам была устроена ""Чайная комната"" на выставке ""Современное искусство"" (в Санкт-Петербурге, в 1903 году). Большая часть картин Коровина - у частных крупных коллекционеров; в Третьяковской галерее - ""Северная идиллия"", ""Неудача"", ""Зима в Лапландии"", ""Зимой"", ""Парижский бульвар ночью"", ""Сирень"", ""Девушка в саду"", ""Гаммерфест"", ""Испанский кабачок"", ""Татарская улица в Крыму"" и несколько этюдов; в Румянцевском музее - ""Тифлис"", ""В сарае""; в музее Александра III в Петрограде - ""Эскизы декораций сибирского павильона на выставке 1900 года в Париже"" и часть декоративных панно. - См. ""Московская галерея П. и С. Третьяковых""; А.Н. Бенуа , ""Русская школа живописи""; 24 снимка с произведений К.А. Коровина (""Мир Искусства"", 1899 год, № 21 - 22). С. Р-ва.

Источник: Биографический словарь. 2008

КОРОВИН Константин Алексеевич
23.11.1861, Москва- 11.9.1939, Париж) живописец, художник театра, график. Вырос в семье старообрядцев. Дед по отцовской линии владел ямщицким извозом, а по материнской был крупным чаеторговцем. Родители будущего художника получили хорошее образование и увлекались музыкой и живописью. Среди друзей дома были художники Л.Каменев и И.Прянишников. В 1875 К.
поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в следующем году перешел на живописное отделение, где познакомился с И.Левитаном, М.Нестеровым, А.Архиповым, Л.Пастернаком. Учился у Прянишникова, В.Перова, В.Поленова, А.Саврасова. В 1882-83 несколько месяцев учился в Петербургской Академии художеств, затем в 188386 завершал обучение в Московском училище. Получил малую серебряную медаль за живописные этюды, стипендию князя Долгорукова - за рисунки (1883); звание неклассного художника (1884).
В 1885 К. познакомился с С.Мамонтовым, вошел в Абрамцевский кружок, увлекся театром и сценографией. В Частной опере оформлял (вплоть до 1900) спектакли «Снегурочка», «Псковитянка», «Садко» (совм. с С.Малютиным и М.Врубелем), «Хованщина», «Князь Игорь», «Алда», «Кармен», «фауст» и др. С 1889 участвовал в выставках Московского общества любителей художеств (до 1896); Товарищества Передвижнщх художественных выставок (1899). Начал регулярно участвовать в европейских выставках. В 1894 предпринял вместе с В.Серовым путешествие по русскому Северу. В 1896 работал над оформлением павильона Крайнего Севера на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. С 1898 участвовал в выставках Московского Товарищества художников (до 1899). В 1899-1900 К. работал над оформлением Русского павильона и, в частности, Кустарного раздела для Всемирной выставки в Париже: исполнил 30 панно на темы Сибири, Средней Азии и Севера. Был удостоен Ордена Почетного легиона, Гран-при и нескольких медалей Выставки за декоративные работы, К этому времени относится его сближение с художниками круга «Мира искусства».
В 1899-1903 он выставлялся на выставках «Мира искусства».
С 1900 К. начал работать для императорских театров. Назначен главным художником Большого театра в Москве. За 1900-е -1910-е оформил более 100 оперных и балетных постановок, в том числе: «Конек-Горбунок», «Аленький цветочек», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Дон Кихот» и др. С 1901 К. вместе с В.Серовым преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (до 1918), В 1903-23 - член-учредитель и постоянный участник выставок Союза русских художников. В 1905 был избран академиком живописи.
С 1917 К. активно участвовал в общественной жизни: член Особого совещания по делам искусств, Совета организаций художников Москвы, Коллегии художников театра; работал в Отделе пластических искусств, участвовал в реорганизации Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского училища. В 1918-19 преподавал в Государственных Свободных художественных мастерских. В 1921-22 прошли персональные выставки К., устроенные Главполитпросветом в Москве, В 1923 К. уехал во Францию, обосновался в Париже. На следующий год участвовал в выставке Русского искусства в Нью-Йорке. В 1925 состоялась его персональная выставка в парижской галерее Бернхейма. В 1920-е 1930-е продолжал заниматься станковым искусством (портреты, натюрморты, пейзажи из серии «Огни Парижа»): оформлял спектакли многих театров и театральных трупп в разных странах: балет «Дон Кихот» (для гастролей труппы А.Павловой в Лондоне): оперы «Севильский цирюльник» (для гастролей Ф.Шаляпина в США), «Снегурочка» и «Князь Игорь» (для «Русской оперы» М.Кузнецовой в Париже) и др. Писал мемуарные очерки, рассказы и публиковал их в эмигрантских изданиях, в частности, в газете «Возрождение». Среди этих сочинений - мемуары «Из моих встреч с А.П.Чеховым» (1924, опубл. в 1929), воспоминания о М.Врубеле и А.Головине и др. Позднее вышла его книга «Шаляпин.
Встречи и совместная жизнь» (1939). В 1929 прошла персональная выставка К. в парижской галерее Кольбера, Входил в жюри конкурса «Мисс Европа» в Париже.
К. умер в забвении в одной из парижских богаделен. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем рядом с супругой - А.Коровиной и сыном А.Коровиным.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

КОРОВИН Константин Алексеевич
5.12(23.11). 1861 (Москва) - 11.09.1939 (Париж). Живописец, художник театра и педагог. Из семьи московских купцов-староверов. Дед по отцовской линии был владельцем ямщицкого извоза, дед по материнской - крупным чаеторговцем. Родители увлекались живописью и музыкой. Брат Сергей (1858-1908) стал известным живописцем и педагогом. Постоянными гостями дома были художники И. М. Прянишников и JI. JI. Каменев. В 1875 поступил на архитектурное отделение МУЖВЗ; в 1876 перешел на живописное отделение, учился у Е. С. Сорокина, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, с 1882 у В. Д. Поленова. Его соучениками и друзьями были И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Е. Архипов, JI. О. Пастернак. В 1882 поступил в АХ, но через несколько месяцев вернулся в МУЖВЗ. В 1883 получил малую серебряную медаль за живописные этюды и стипендию кн. Долгорукова за рисунки, в 1884 - звание неклассного художника. В годы учебы писал пейзажи и портреты в традициях передвижников. С конца 1880-х последовательно шел к импрессионизму и выработал собственную манеру с характерным широким мазком и этюдной незавершенностью. В числе лучших картин: «Портрет певицы Т. С. Любатович» (1886, ГРМ), «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1888, 1 11 ), «Бумажные фонари» (1895, ГТГ), «Хозяйка» (18%, П Т ), «Портрет И. А. Морозова» (1903, ГТГ), «Париж. Бульвар Капуцинов» (1906, 1 1 1 ), «Портрет Ф. И. Шаляпина» (1911, ГРМ), «Розы и фиалки» (1912, П Т ). Участвовал в ученических выставках МУЖВЗ (1878-86), выставках МОЛХ (1889-96), МТХ (1898, 1899), ТПХВ (1889,1891, 1893-99), журнала «Мир искусства» (1899-1903), 36-ти художников (1901-03), СРХ (1903-23; член-учредитель СРХ), выставках русского искусства за границей. В 1885 познакомился с С. И. Мамонтовым, вошел в его художественноартистический кружок и увлекся сценографией. В 1885-1900 оформил для Частной оперы Мамонтова постановки «Снегурочка», «Псковитянка» и «Садко» (вместе с С. В. Малютиным и М. А. Врубелем) Н. А. Римского-Корсакова, «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Аида» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Фауст» Ш. Гуно и др. С 1900 работал для Императорских театров. В 1903 был назначен художником и библиотекарем московской конторы Императорских театров, в 1910 - главным декоратором и художником-консультантом. Оформил свыше 100 постановок в Москве и Петербурге: оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского (1900), «Демон» А. Г. Рубинштейна (1902), «Алеко» С. В. Рахманинова (1903), «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1904), «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже» и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1906-09), «Гибель богов» Р. Вагнера (1911), балеты «Конек-Горбунок» Ц. Пуни (1903) и «Саламбо» А. Арендса (1910), пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова (1905), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1912) и «Макбет» (1914) Шекспира. В 1896 написал серию декоративных панно для павильона Крайнего Севера на Нижегородской выставке. В 1899-1900 оформил отдел России на Международной выставке в Париже; разработал архитектурный проект павильона кустарной промышленности, написал 30 панно на сюжеты из жизни Сибири, Крайнего Севера и Средней Азии (за эту работу получил орден Почетного легиона, две золотые и несколько серебряных медалей). В 1898 вместе с К. С. Станиславским, А. П. Чеховым, И. И. Левитаном и др. основал Литературно-художественный кружок, призванный «способствовать развитию литературы и изящных искусств». В 1901 по предложению В. А. Серова возглавил жанрово-портретный класс МУЖВЗ и в последующие годы завоевал признание как талантливый педагог. В 1905 по представлению В. Д. Поленова и В. М. Васнецова был избран академиком. В 1917 входил в Особое совещание по делам искусств, президиум Совета организаций художников Москвы и Коллегию художников театра. В 1918-22 участвовал в реорганизации МУЖВЗ и Строгановского училища, преподавал в ГСХМ. Продолжал участвовать в московских и петроградских выставках. Провел в Москве две персональные выставки (1921, 1922). Работы были показаны на 1-й Русской художественной выставке в галерее Van Diemen в Берлине (1922). В начале 1923 при содействии А. В. Луначарского выехал с семьей за границу для лечения сына и поселился в Париже. Работал для театра: оформил балет «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса для гастролей Анны Павловой в Лондоне (театр КовентГарден, 1925), оперы: «Севильский цирюльник» Дж. Россини для гастролей Ф. И. Шаляпина в Англии и США (1926), «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и «Князь Игорь» А. П. Бородина для гастролей Русской оперы М. Н. Кузнецовой в Париже (1929-30), «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова для Литовского театра оперы и балета в Каунасе (1936) и др. В 1920-30-е писал пейзажи вечернего Парижа и натюрморты, эпизодически обращался к фантазиям на русские темы («Пушкин и Муза», «В Рождественскую ночь», 1938). Провел персональные выставки в галерее Ц. Николаи в Берлине (1923), в парижских галереях Bemheim (1925), Kolbert (1929, «Впечатления Парижа»), К. Granoff (1932). Участвовал в выставках русского искусства в парижских галереях BemheimJuene (1927, группа «Мир искусства»), d’Alignan (1931) и La Renaissance (1932), а также в Нью-Йорке (1924), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Амстердаме (1930), Берлине (1930), Белграде (1930). Не добившись признания во Франции, жил скромно, иногда писал лубочные русские пейзажи на потребу рынка. С 1929 писал рассказы о деревенской жизни, путевые и нравоучительные очерки, воспоминания о деятелях русской культуры. Печатался в русских изданиях, чаще всего - в газете «Возрождение». В 1935 по заказу коллекционера С. Дорожинского написал мемуары «Моя жизнь», в 1939 выпустил книгу о Шаляпине, с которым его связывала многолетняя дружба. В феврале 1932, в связи с 50-летием творческой деятельности, в зале Гаво в Париже состоялось его чествование. Похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа. В 1961, в связи со 100-летием со дня его рождения, мемориальные выставки прошли в Москве, Ленинграде и Киеве.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ КОРОВИН
1861–1939) Коровин – тонкий мастер пленэрной живописи, автор эмоциональных пейзажей и жанровых картин, написанных в свободной декоративной манере. Константин Алексеевич Коровин родился 5 декабря 1861 года в Москве на Рогожской улице, в доме деда Михаила Емельяновича Коровина, московского купца первой гильдии. Дед разбогател в ямском извозе. Отец Константина, Алексей Михайлович, получил университетское образование, неплохо рисовал. Мать, Аполлинария Ивановна, урожденная Волкова, увлекалась музыкой, играла на арфе, рисовала акварелью. Первые навыки рисования Константин и его старший брат Сергей, будущий известный художник?реалист, получили в семье. В 1863 году после смерти деда семья Коровиных разорилась. Они продают дом и перебираются в деревню Большие Мытищи под Москвой. Неподалеку на фабрике стал служить отец. Жизнь на природе пришлась мальчику по душе: «…До чего хорошо в избе: две деревянные комнаты, потом печка, двор, на дворе стоят две коровы и лошадь, маленькая собачка, замечательная – все время лает. А как вышел на крыльцо, видишь большой синий лес. Блестят на солнце луга. Лес – Лосиный остров, огромный. То есть так хорошо, как я никогда не видел. Вся Москва никуда не годится, такая красота…» В 1875 году Константин поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве на архитектурное отделение. «Мне пришлось сильно нуждаться, – вспоминал художник о годах учебы, – уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб». Через год Коровин перешел на живописное отделение. Его учителями стали И.М. Прянишников, Е.С. Сорокин, В.Г. Перов, А.К. Саврасов. «Глубокий след оставили эти светлые и милые люди в душе моей. Почти все они умерли; я с восхищением, тихо и глубоко вспоминаю их, и трогательной любовью наполняется душа моя, и как живые они проходят в воображении передо мной, эти чистые, честные люди…». Позднее Коровин вспоминал наставления Саврасова: «Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное – чувствуйте…» Под влиянием Саврасова Константин пристрастился к пейзажу. Уже в училище он, стараясь сохранить свежесть впечатления, заканчивает свои работы непосредственно на натуре. В картинах «Село» (1878), «Ранняя весна» (1870?е), «Мостик» (1880?е) внимательное наблюдение природы сочетается с непосредственным ее восприятием. Большей частью пейзажи Коровина – это удачно выбранные и метко зафиксированные уголки природы. Таким пленительным «куском» природы является небольшая картина «Мостик», отличающаяся свежестью восприятия, полная верного наблюдения натуры. «В 1881 году я поехал в Петербург в Академию художеств и поступил в натурный класс, – вспоминает Коровин. – Чудные залы академической галереи Кушелева, коридоры Академии художеств, живые сфинксы на ее фоне – все это было заманчиво для меня серьезностью, полной высоких традиций духа… Но в самом деле в этой чудной Академии дух искусства был так мне чужд: условность и серьезничанье по поводу несерьезного – работы каких?то театральных бутафорий». Через три месяца Константин возвращается в Москву. В 1883 году Коровин награжден в Училище Малой серебряной медалью за этюд масляными красками. Еще через год ему присуждена Малая серебряная медаль за рисунок с натуры. В 1883 году молодой художник пишет картину «Портрет хористки», принесшую ему известность. «Это был первый опыт импрессионистической живописи не только в творчестве Коровина, но и в русском искусстве, – считает А.П. Гусарова. – Можно сказать, что история русского импрессионизма началась с этой работы… Создание прекрасного из заурядного совершается с помощью самой живописи – свежих красок, взятых в полную силу, не замутненных коричневыми или серыми тенями. Голубое, желтое, оранжевое, контрасты дополнительных цветов – это напоминает колорит импрессионистов. Живописная фактура пастозна, сочна. Движение кисти не скрыто от глаз зрителя, а нарочито выявлено, оно приобщает к творческому процессу, дает ощутить пылкий темперамент мастера. Вместе с тем этюдная свобода мазка передает зыбкость световоздушной среды, растворяющей объемы, контуры, лишающей их четкого рисунка». И.Е. Репин недоумевал: «Это живопись для живописи только, такое было бы позволительно испанцу, но у русского – к чему это?» Высказывание Репина произвело на Коровина столь сильное впечатление, что он записал его на обороте портрета хористки. Коровин выходит из Училища со званием неклассного художника. «По окончании Школы… я был приглашен, а также Левитан, Саввой Ивановичем [Мамонтовым] писать декорации в Частной опере. Я писал декорации к опере "Аида", а Левитан к "Жизни за царя" Глинки. Декорация Левитана – Ипатьевский монастырь среди леса ночью – была восхитительна и поэтична, а "Аида", сделанная мной со светом горячего солнца Египта, синими тенями и особенной яркостью красок и огромных форм, наделала шуму, и об этой постановке писали все московские газеты». Мамонтов вспоминал о постановке «Аиды»: «Декорации Коровин написал превосходно, особенно хороши были "лунная ночь на берегу Нила" и "преддверие храма", в котором происходило судилище над Радамесом». Позже, в 1887 году, приехав в Париж, Коровин напишет: «Так вот они, французы. Светлые краски, вот это так… Много и такого, что и у нас, но что?то есть еще и совсем другое. Пювис?де?Шаванн – как это красиво! И импрессионисты… – у них нашел я все то самое, за что так ругали меня дома, в Москве». После поездки в Париж (1887) художник испытывает творческий подъем. Гостя у Поленовых в деревне Жуковка, Коровин пишет сразу несколько удачных картин: «За чайным столом», «В лодке», «Настурции». Как пишет А.П. Гусарова: «В них получает дальнейшее развитие его пленэризм. Краски становятся светлее и чище. Композиция приобретает все более свободный и асимметричный характер. Художник прибегает к острым ракурсам ("В лодке"), фрагментарности изображения, все более последовательно он идет к импрессионизму». В декабре 1888 года вместе с Мамонтовым Коровин путешествует по Италии, знакомится с городами – Флоренцией, Миланом, Генуей, Квинто. Затем он едет в Испанию, где пишет свою лучшую из ранних жанровых картин – «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1889). Е.В. Журавлева пишет: «Картина прекрасна по своему живописному мастерству, по гармонии черного и серого, обогащенной деликатно введенными розовым и зеленым тонами, смягченной приглушенным светом, скупо пробивающимся в комнату с улицы. Наряду с разработкой черно?серебристой гаммы Коровин увлечен звучным колоритом, свежестью, солнечностью, воздушностью красок». Коровин создал ряд верных, правдивых и поэтических пейзажей русской деревни в серебристой гамме, характерной для его работ девяностых годов («Зимой», 1894). Большую роль в дальнейшем творчестве художника сыграли поездки на Север. Еще во время первого путешествия 1888 года его пленили виды суровых северных побережий, так появились картины «Берега Норвегии», «Северное море». Вторую поездку, снаряженную Мамонтовым в связи со строительством Северной железной дороги, Коровин совершил в 1894 году вместе с В.А. Серовым. Художники побывали в Ярославле, Вологде, Архангельске, Норвегии и Швеции. Под впечатлениями от поездки было написано множество замечательных по колориту пейзажей: «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенеге», «Гаммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег» и др. Многие из них построены на тончайшей разработке оттенков серого цвета. Как пример создания глубокого и правдивого образа природы Севера, можно привести картину «Ручей святого Трифона в Печенге» (1894). Хмурое небо, каменистый берег, холодная гладь воды – все это передано скупыми красками, свободно, с тонким чувством тональности. По материалам поездки Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. На огромных панно художник создал широкие, обобщенные образы природы и жизни Севера. В 1897 году у Коровина и его жены Анны Яковлевны (урожденной Фидлер) родился сын Алексей. А тем временем Нижегородский павильон привлек всеобщее внимание своим убранством, и Коровин был назначен руководителем художественного оформления русских павильонов на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Грандиозность поставленной задачи позволила ему в полной мере раскрыть свое дарование. Он пишет несколько больших декоративных по цвету панно. За эту работу Коровин был награжден двумя серебряными, двумя золотыми медалями и орденом Почетного легиона. К художнику приходят мировое признание и слава, его произведения экспонируются во многих городах Европы. В начале века появляются лучшие портреты Коровина: Н.Д. Чичагова (1902), И.А. Морозова (1903), Ф.И. Шаляпина, написанные «по?коровински» широко и свободно, с большим артистизмом. Хотя и ранее появлялись такие интересные работы, как тонкий и свежий «Портрет С.Н. Голицыной» (1886), «Портрет Т.С. Любатович» (1886), отличающийся богатством и тонкостью цветовых отношений. «Одна из любимых тем художника – Париж, – считает Н.А. Федорова. – В парижских городских пейзажах "Парижское кафе" (1890?е), "Кафе де ла Пэ" (1905), "Париж. Площадь Бастилии" (1906) и других подчеркнуто случайное построение композиции, стремление к усиленному звучанию цвета, свободная манера живописи. В 1900?х годах у Константина Коровина проявляется большой интерес к ночным и вечерним пейзажам Парижа со сверкающими огнями реклам и мелькающими экипажами: "Париж ночью. Итальянский бульвар" (1908), "Ночной карнавал" (1901), "Париж вечером" (1907) и другие. Коровин хорошо знал западную живопись, высоко ценил достижения импрессионистов. Это сказалось на творчестве художника: его парижские работы наиболее импрессионистичны. Художник мастерски фиксирует впечатления от многокрасочной, яркой, переменчивой жизни большого города. В вечерних сумерках или в утренней дымке цвет теряет свою конкретность, переходит в систему вибрирующих пятен, предметы утрачивают четкость контуров. Однако в лучших произведениях Коровина, наряду с передачей эмоционального состояния, велико значение и материальности, ощутимой вещественности предметов». С 1900 года Коровин становится главным художником императорских театров, а с 1910 года – он главный декоратор и художник?консультант императорских театров Москвы и Петербурга. Придя в театр, художник произвел реформу в театрально?декорационной живописи Большого театра в Москве, покончил с системой безличных дежурных декораций, объявив войну рутине, господствовавшей в те годы на казенной оперной сцене. В оформлении оперы и балета Коровин находит применение своим творческим возможностям, своей любви к красочному зрелищу, своему уменью обобщить богатство цвета в монументально?декоративный образ. Он оформил более 100 постановок. Среди лучших произведений художника – декорации к «Лебединому озеру», к «Руслану и Людмиле», к «Корсару», «Щелкунчику». Работа в театре поглощала много сил, она накладывала определенный отпечаток и на станковое творчество художника. В эти годы усиливается красочность полотен Коровина, появляются размашистость, свобода живописной манеры. С 1901 по 1921 год Коровин преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1905 году Коровина избрали академиком Академии художеств. Во время Первой мировой войны Коровин был консультантом по маскировке в штабе одной из русских армий. Несмотря на тяжелое состояние здоровья (давнее нервное заболевание, болезнь сердца), бывает на передовых. Как рассказывает Н.А. Федорова: «После революции он принимает активное участие в художественной жизни: занимается вопросами сохранения памятников искусства, организует аукционы и выставки в пользу вышедших на свободу политических заключенных. Художник продолжает работать и в театре… По совету А.В. Луначарского, шестидесятилетний Коровин, неизлечимо больной и имеющий на попечении сына?инвалида, улучшить здоровье которого могут в парижских клиниках, переезжает в Париж. Здесь же должна была состояться выставка его работ. Но картины похитили, и художник остался без средств. Он вынужден был соглашаться на любую работу. При таких обстоятельствах заключаются кабальные договоры, в короткий срок за незначительную плату Коровин пишет сорок картин, изготовляет "сувениры" – бесчисленные "русские зимы", "бульвары Парижа"». А вот что пишет А.П. Гусарова: «Во Франции, где художник проводит последние пятнадцать лет своей жизни, он продолжает работать для театра. Оформляет спектакли в известных театрах Европы и Америки, повторяя свои прежние темы… В то же время Коровин продолжает разрабатывать в живописи старые темы, пишет натюрморты с розами, рыбами, часто обращается к видам ночного Парижа. Его поздняя живопись утрачивает прежние достоинства. Краски становятся тусклыми и бедными либо пронзительно?анилиновыми, их сочетания лишаются гармонии, кисть намечает предметы и пространство мелкими острыми штрихами. Художнику изменяет не только глаз, но и вкус. Неоднократное повторение одних и тех же мотивов для продажи сообщает его работам оттенок ремесленной заштампованности. На потребу больных ностальгией русских эмигрантов Коровин создает картины на русские темы, пишет пейзажи, праздники, русских красавиц…» В 1926 году Коровина в Париже посещает его ученик М.С. Сарьян: «Последний раз я встретился с Константином Алексеевичем Коровиным в 1926 году в Париже. Я и сейчас не могу без глубокого волнения вспоминать об этой встрече. Мой дорогой учитель постарел, был болен, но сохранил свое покоряющее обаяние. Обрадовался он нашей встрече безгранично. Посыпался град вопросов о России, о новой жизни страны, о друзьях, об искусстве. "Моя единственная мечта, – сказал он мне, – вернуться на Родину, хочу умереть в России". К несчастью, Константину Алексеевичу так и не привелось увидеть родную землю хотя бы перед смертью. Но он до конца своих дней оставался русским человеком, русским художником. И картины, которые он писал на чужбине, были русскими по своему характеру, стилю, отношению к жизни». Умер Коровин 11 сентября 1939 года и был похоронен на парижском кладбище Бийанкур.

Источник: 100 великих художников. 2004