, Антонио (Correggio, Antonio), наст. имя Антонио Аллегри Ок. 1489/1494, Корреджо — 1534, Парма. Итальянский живописец. Работал в Парме. Выходец из провинциальной художественной среды, в юности соприкоснувшийся с традициями Мантеньи и окончательно сформировавшийся в контакте с различными школами живописи Высокого Возрождения — от флорентийско-римской до ломбардских последователей Леонардо да Винчи, — Корреджо нашел свой, особый путь в итальянском искусстве первой трети XVI в. Его творчество не вписывается в традиционные рамки Высокого Возрождения и в то же время почти не имеет точек соприкосновения со складывающимся в 1520—1530-е маньеристическим направлением. Наделенный мощным художественным темпераментом, тягой к новизне, богатством фантазии, утонченным даром живописца, Корреджо обогатил итальянскую живопись изобразительными и образно-эмоциональными открытиями, предвосхитившими живопись итальянского барокко XVII в. Двадцатилетний творческий путь Корреджо отмечен созданием серии больших алтарных картин (Мадонна со св. Франциском, 1514—1515; Мадонна со св. Себастьяном, ок. 1524—1526, обе — Дрезден, Картинная галерея; Мадонна со св. Иеронимом, т. н. День, ок. 1524, Парма, Нац. галерея; Рождество, т. н. Ночь, ок. 1527—1530, Дрезден, Картинная галерея; Мадонна делла Скоделла, ок. 1526—1530, Парма, Нац. галерея; Мадонна со св. Георгием, ок. 1530—1532, Дрезден, Картинная галерея). Начав с традиционного для итальянской алтарной картины начала XVI в. типа торжественного алтаря с Мадонной на троне и стоящими у его подножия святыми и внеся в эту схему объединяющую персонажей религиозную эмоциональность и плавно перетекающее от фигуры к фигуре движение, Корреджо вводит затем в алтарные композиции новые темы — небесное явление Мадонны взволнованным святым, ночное Рождество, отдых на пути в Египет. Он вносит в композиции театрализованность, религиозную аффектацию, сочетает величественность с камерными мотивами, героизированность с нежностью и чувственностью, экспрессию поз и жестов с живописной мягкостью и тонко переданными эффектами яркого солнечного света, полутонов вечернего света, ночного освещения. Камерное начало, утонченность и чувственная красота образов характерны для религиозных композиций Корреджо небольшого формата и его мифологических композиций (Отдых на пути в Египет, ок. 1518, Флоренция, галерея Уффици; Мадонна делла Латте, ок. 1523, Будапешт, Музей изобразительных искусств; Мадонна с корзинкой, ок. 1523—1524, Лондон, Нац. галерея; Поклонение Мадонны Младенцу, ок. 1522, Флоренция, галерея Уффици; Даная, ок. 1531, Рим, галерея Боргезе; Ганимед; Юпитер и Ио, обе — ок. 1530, Вена, Музей истории искусства; Леда, ок. 1532—1533, Берлин, Гос. музеи). Новаторский характер творчества Корреджо особенно полно проявился в его росписях. В первой из них — очаровательном маленьком ансамбле Камера ди Сан Паоло (1519, Парма, монастырь Сан Паоло) — Корреджо использовал утонченные иллюзионистические эффекты, уподобив при помощи своих фресок свод небольшого квадратного помещения шатру густо увитой виноградными лозами беседки, в круглые окна которой заглядывают шаловливые путти; ансамбль дополняют изображенные в иллюзорных люнетах в основании свода мифологические сцены, с филигранной тонкостью написанные гризайлью и имитирующие скульптуры. В росписи купола церкви Сан Джованни Эванджелиста (1520—1521, Парма) Корреджо первым из живописцев XVI в. "прорывает" поверхность купола, изображая разверстые небеса и парящего в них Христа, представленного в ракурсе снизу, как и восседающие в облаках апостолы. В росписях купола пармского собора (1524—1530) Корреджо усложняет этот эффект: восьмигранный купол превращен в глубокое, необъятное пространство неба со множеством парящих в облаках фигур и озаряющим центр небесного свода сиянием, в котором предстает стремительно слетающая с небес фигура Христа (или архангела Гавриила), чтобы принять душу Мадонны. Росписи купола пармского собора стали образцом для купольных росписей художников позднего маньеризма и барокко.
Лит.: Gould C. The Paintings of Correggio. Ithaca, 1976.
И. Смирнова
0.00 байт
Рецепция «Святой ночи» А. Корреджо в повести Н. В. Кукольника «Антонио»
В статье анализируется процесс восприятия и интерпретации живописного полотна русским писателем-романтиком Н.В. Кукольником на материале его повести «Антонио».