Кошелев Николай Андреевич
Источник: Пензенская энциклопедия.
Кошелев Николай Андреевич - исторический, портретный и жанровый живописец. Родился в 1840 г. Окончил курс в Академии Художеств с медалью за картину: ""Меркурий усыпляет Аргуса"". Вместе с И. Крамским и К.Б. Венигом участвовал в исполнении живописи в главном куполе московского храма Христа Спасителя, по эскизу Маркова , производил там же другие работы по картонам Басина и самостоятельно изобразил на сводах храма четыре картины: ""Господь, восседающий на престоле, с книгою о четырех печатях"", ""И слово плоть бысть"", ""Семь таинств"" и ""Поклонение Господу 24 царей-старцев""; в тамбуре под главным куполом - ""Вседержителя, окруженного святыми и ангелами"". За эти работы получил звание профессора. Из произведений Кошелева, появлявшихся на академических выставках, пользовались известностью: ""Послушник"" (1867 г., в Третьяковской галерее), ""Отрок Христос во храме, между мудрецами"", ""Крестный ход"", ""Офеня"" (в Третьяковской галерее) и ""Итальянка на молитве"".
Источник: Биографический словарь. 2008
— исторический, портретный и жанровый живописец. Род. в 1840 году, поступил в ученики Имп. акад. художеств в 1861 г. Находясь в ней, был награжден малой серебряной медалью за жанровую картину: "Первое число, сцена из чиновничьего быта". В то же время делал рисунки для предпринятого Дементьевым и Зотовым издания: "Русская история в картинах". Окончил академический курс в 1865 г., со званием классного художника и малой золотой медалью, присужденной ему за картину: "Меркурий усыпляет Аргуса". После того, вместе с И. Крамским и Б. Венигом, участвовал в исполнении живописи в главном куполе моск. храма Христа-Спасителя, по эскизу проф. Маркова, производил там же другие работы по картонам проф. Васина и самостоятельно изобразил на сводах этого храма четыре картины: "Господь, восседающий на престоле, с книгой о четырех печатях", "И слово плоть бысть", "Семь таинств" и "Поклонение Господу 24 царей-старцев", а также, в тамбуре под главным куполом, "Вседержителя, окруженного святыми и ангелами". За эскиз первого из этих произведений получил, в 1873 г., звание академика, за все же вообще работы свои в храме был признан, в 1878 г., профессором. В 1879—83 гг. путешествовал в чужие края и написал в Риме большую картину: "Погребение Христа". Из произведений К., являвшихся на академических выставках, наиболее достойны внимания, сверх только что упомянутой, еще следующие: "Послушник" (1867 г., находится в Третьяковской галерее в Москве), "Отрок-Христос во храме, между мудрецами", "Крестный ход", "Офеня" и "Итальянка на молитве".
А. С—в.
{Брокгауз}