александрийский купец, автор книги «Христианская топография», написанной около 547 г. Эта книга ознаменовала отход европейской космологии от достижений античной системы Птолемея и сыграла большую роль в распространении в средневековой астрономии и географии схоластических представлений, отвергавших идею шарообразности Земли. Косьма находился под влиянием воззрений несториан. Обитаемый мир он представлял в виде продолговатого прямоугольника, окруженного океаном и стенами с небесной твердью в форме двойной арки; выше располагал «царство небесное». Смену дня и ночи Косьма Индикоплов объяснял движением Солнца вокруг конусообразного возвышения в северной части земной плоскости. Сочинение Косьмы имеет значение также как единственный для этого времени европейский источник, содержащий сведения о портах и торговле стран, расположенных по берегам Аравийского моря (Цейлона, Индии, Ирана, Аравии, Восточной Африки), которые Косьма Индикоплов посетил сам около 530 г. или описал по расспросным данным. Кроме того, в книге Косьмы имеются сведения о христианстве в Иране, об экзотической флоре и фауне. Прозвище его означает – «плававший в Индию». Косьма также написал «Толкование на Песнь Песней» в 4 книгах. Окончил жизнь монахом на Синайском полуострове.
Косьма Индикоплов
Косьма Индикоплов
Источник: Словарь античных историков. 2011
КОСЬМА ИНДИКОПЛОВ
Козьма Индикоплевст – «плаватель в Индию», рубеж V – VI вв.) – купец, мореплаватель, постригшийся на склоне лет в монахи монастыря на Синае. Он совершил путешествия в Аравию, Восточную Африку, на остров Цейлон. Между 545 и 547 гг. Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию». Его труд представляет собой записки путешественника, трактаты по космографии, философии, географии, астрономии, биологии, в основу которых положены личные наблюдения автора, свидетельства греческих и сирийских купцов, местные легенды, библейские представления о природе вещей и строении вселенной, некоторые идеи Платона, Аристотеля, стоиков. Большое влияние на Косьму оказали также богослов Феодор Мопсуэстийский (рубеж IV – V вв.) и ученый ниосибийской несторианской высшей школы перс МарАбы (греч. имя Патрикий), с которым он встречался в Александрии (ок. 523 г.) и слушал его диспуты. У Феодора Мопсуэстийского Косьма заимствовал его учение о двух мирах (небесном и земном), о двух периодах в истории человечества (один начинается с Адама, другой – с Христа), о двух состояниях (тленном и бессмертном) и представление о человеке, осуществляющем связь между этими двумя состояниями. В отличие от Феодора Мопсуэстийского он рассматривал смерть как естественное и неизбежное проявление первого состояние всего сущего, включая и человека – «части природы, состоящего из разумного и неразумного, сверхчувственного и чувственного, видимого и невидимого начал». Второе состояние проявляется в осуществлении всех способностей, заложенных в человеке и ведущих его к совершенству. Косьма Индикоплов противопоставляет свою картину мира античной науке в лице Птолемея, учение которого он считает вредным и опасным. Земля у него – плоский четырехугольник, окруженный океаном и покрытый небесным сводом в форме двухъярусного прямоугольника. Вселенная состоит из четырех ярусов: в верхнем ярусе – рай, место обитания Христа, во втором – ангелы, в третьем – люди, под землей – демоны. Подобные космогонические представления восходят к древнееврейской традиции и к учению александрийских богословов Климента и Оригена. «Христианская топография» содержит ценные сведения об Аксуме – столице Аксумского царства в Северной Эфиопии (образ жизни аксумитов, караванная торговля со страной Сасу, товары [преимущественно золото и слоновая кость], вывозимые в Византию, Персию и Аравию в обмен на быков, железо, соль); о драгоценных камнях и диковинном животном мире Цейлона; о белых гуннах (тюркахкочевниках), собиравших дань с населения северного побережья Индии; о трех религиозных течениях в Александрии: «истинные христиане» (несториане), «ложные христиане» (монофиситы) и христиане, воспринявшие ложные учения греческих философов (имеется в виду Иоанн Филопон, с которым полемизирует автор). В рукописях «Христианской топографии» содержалось два варианта карт (в трех и в двух экземплярах). Предполагают, что они восходят к картам, составленным самим Косьмой и скопированным в IX – XI вв. В первом варианте земля и окружающий ее океан изображены в виде прямоугольника, в правой верхней части которого – рай в виде цветущего сада. В нижней части прямоугольника две выемки – Каспийское море, Персидский и Аравийский заливы. Тщательно прорисованы «Римский залив» (Средиземное море) и райские реки: Гион, впадающий в «Римский залив», Фисон, Тигр и Евфрат. На карте надписями обозначены горы («западные высокие части») и низменности («южные низкие части»). «Христианская топография» была украшена рисунками и миниатюрами. Предполагают, что изображения носорога и статуй в царском дворце Аксума выполнил сам Косьма. Его занимательные рассказы, полуфантастические легенды, наивные рассуждения, описания исторических памятников в Египте и на Синайском полуострове, полупростонародная речь привлекали внимание средневекового читателя. «Христианская топография» была переведена на многие языки и пользовалась большой популярностью в Древней Руси.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012