КОСТА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КОСТА
Costa), Андреа (30.XI.1851 - 19.I.1910) - деятель итал. рабочего и социалистич. движения, публицист. В 1871 под воздействием Парижской Коммуны примкнул к рабочему движению. Был главой анархистской орг-ции "Рабочий союз". Блестящие ораторские и публицистич. способности, революц. страстность сделали К. одним из руководителей анархистских орг-ций в Италии. Неудачи анархистских выступлений, рост успехов с.-д. партий, рост рабочего движения обусловили в кон. 70-х гг. отход К. от анархизма. Открытое письмо К. "Моим друзьям из Романьи" (1879), в к-ром он порывал с анархизмом, сыграло значит. роль в кризисе анархистского движения и формировании социалистич. партии в Италии. К. был одним из основателей и руководителей Революц. социалистич. партии Романьи (1881-91), участвовал в работе конгрессов 2-го Интернационала. С 1882 К. - депутат парламента, в 80-х гг. выступал против итал. колон. экспансии. За резкие антиправительств. выступления, несмотря на депутатский мандат, неоднократно привлекался к суду. С 1892 - чл. и один из руководителей Итал. социалистич. партии.

Лит.: Манакорда Г., Итал. рабочее движение по мат-лам съездов, М., 1955; Schiavi A., La formazione del pensiero politico di A. Costa, "Nuova Antologia", 1948.

H. Ю. Колпинский. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Коста

автор стихотворений (Ставрополь, 1895).


{Венгеров}





Коста


[Xetœggaty Leuanytyrt, 1863—1906] — псевдоним Константина Левановича Хетагурова, крупнейшего осетинского поэта, публициста и общественного деятеля. Род. в селе Нар в северной Осетии. Первоначальное образование получил в Нарской аульной школе. В 1872 поступил во Владикавказское реальное училище, а через год — в Ставропольскую гимназию. К этому времени относятся его первые стихотворения на русском яз. Не окончив Ставропольской гимназии, он в 1879 поступил в петербургскую Академию художеств, вопреки желанию отца, который готовил сына к карьере чиновника русского правительства. Тяжелая нужда заставила К. в 1883 оставить Академию художеств. С 1884 до 1891 К. работает во Владикавказе, сотрудничая в местных и столичных газетах и журналах; одновременно принимает самое активное участие в общественной жизни, примыкая к леволиберальным группировкам с определенным оттенком националистических настроений. Этим объясняется его кратковременная связь с дворянской частью осетинской интеллигенции, с которой он вскоре окончательно порвал. В летние месяцы Коста отправлялся в горы, где глубже знакомился с настроениями и бытом осетинского народа. К этому времени относится появление его стихотворений на осетинском яз., которые распространялись в списках и которыми зачитывалась учащаяся молодежь Осетии и ее разночинная интеллигенция. Эти произведения, проникнутые боевыми настроениями, изображавшие приниженное положение осетин под гнетом русского царизма в эпоху колонизации Кавказа, стали проникать и в гущу народа. Важнейшим фактом жизни Косты в восьмидесятых годах следует признать его выступление со стихотворением, посвященным Лермонтову в день открытия его памятника в Пятигорске [1889]. Поэту не была дана возможность до конца дочитать свои стихи, — в них говорилось о "вековых невзгодах" "дорогой отчизны", о "предвестнике желанной свободы", но не "той свободы зла, насилия и слез", жертвой которых стали народы Кавказа под игом русского царизма, а "свободы труда и поэтических грез". На передовую часть русского общества выступление К. произвело большое впечатление. В 90-х гг. после ряда столкновений с представителями русского правительства К. был выслан из пределов Терской области как политически неблагонадежный. Он выехал в Ставрополь, где принимал самое активное участие в газете "Северный Кавказ", освещая на ее страницах вопросы жизни горцев. В то же время он опротестовал решение выславшего его генерала Коханова перед сенатом. Сенат признал действия начальника Терской области по отношению к К. неправильными, и он снова возвращается в Терскую область, в г. Пятигорск. Однако полицейские преследования этим не закончились: К. снова высылают из пределов Кавказа, и только в 1900 он получает возможность вернуться на родину. Весть о запрещении в 1897 сборника стихотворений Косты "Ирон Фандыр" (Осетинская лира) и последующие годы ссылки в Херсонес подорвали здоровье поэта. В его переписке с друзьями слышны пессимистические ноты, жалобы на тяжелые условия жизни. "Устал, поблекли силы, увяли навсегда,/ И яму для могилы мне вырыла нужда", говорится в одном из его стихотворений этого периода. Нужда и полицейские преследования в конце концов подорвали силы поэта. Он заболел тяжелой душевной болезнью, от которой уже не оправился.


В творчестве К. отразилось влияние устной поэзии Осетии и русской народнической литературы.


К. в своей поэме "Авсати" настолько умело использовал устное народное творчество. что поэма стала популярнее всех устных сказаний в Осетии. К. находился под сильным влиянием Некрасова; особенно рельефно это отразилось в поэме "Кому живется вольготно на Руси", — автор сам в скобках дает подзаголовок: "Подражание Некрасову". Эта поэма, направленная против военной бюрократии, самая крупная вещь из всего, что написал Коста.


Революционно настроенный народник, К. в своих произведениях стремится отразить чувства и настроения народа, переживающего эпоху родового быта и занимающегося преимущественно скотоводством и земледелием. Звуки песен этого народа-пастуха, народа-земледельца печальны: чуждая сила вторглась в его судьбы, являясь источником всех бед и несчастий. Этой чуждой, злой силой является русское правительство, колонизировавшее Кавказ, в частности Осетию, в период интенсивного развития торгового капитализма. В связи с русской колонизацией лучшая часть земель горцев отнималась у них и передавалась казакам и новоявленным феодалам из русских ставленников и грузинских князей, а иногда и из продавших себя осетин. В стихотворениях К. не раз говорится о том, как "отняли у нас землю", "крепкими цепями сковали нам руки" и т. д.


Его произведения могут служить яркой иллюстрацией к колонизаторской политике русского торгового капитала в Осетии. Вместе со вторжением капитализма идет усиленное распространение среди осетин новой (православной) религии: старая религия родовой эпохи вытесняется колонизаторами, которые оскверняют все, что было свято для народа-скотовода, все его родовые религиозно-этические представления: "попирают светлые священные места", "издеваются над нашими покойниками"... Касаясь вопросов классового расслоения внутри самого народа в переживаемую им эпоху, поэт изображает жизнь зажиточного "сильного" человека и рядом с ней жизнь батрака-бедняка, порой лишенного всяких средств к существованию: "Калым мой готов; из палаты за наемную работу скопил я скудные средства". Вся поэзия Косты проникнута глубоким сочувствием к доле "униженных и оскорбленных", доле горской бедноты.


Постоянным лейтмотивом творчества К. было противопоставление кавказского чиновничества горской бедноте. Бичуя "пришлых насильников", К. не забывал и о местном дворянстве. Всегда и всюду, во всех своих произведениях он изображает себя одетым в "простой, горский, домотканный холст". "Я не товарищ сытым гордецам", заявляет К. в своем "Ныфс" (Надежда). "Не спрашивай о моем роде, — отвечает он в "Чйда" (Кто ты), — я не знатен". В той же поэме К. иронически замечает: "Не смотри на мою наружность, она не девичья" (здесь поэт высмеивает ожиревших, неспособных к труду дворян-"красавцев"). Иногда поэт прямо направляет стрелы своих стихов в дворян, а когда это невозможно, высмеивает их иносказательно. В своих "недопетых куплетах" К. осторожно, но ядовито высмеивает взяточников-"чиновничков", противопоставляя им умирающее с голоду, доведенное до нищеты крестьянство.


Все творчество Косты отличается большим мастерством и острой социальной направленностью; этим и объясняется тот факт, что все его стихи усвоены крестьянскими низами и почти все переложены на музыку самими крестьянами. Поэт гордится своим происхождением из горской бедноты, тем, что ему "с сытыми и богатыми не по пути". Противопоставление бедняка богачу ("Ласкдзаран", "Чйда" и т. д.) в его поэзии постоянно — К. безусловно поэт горской бедноты, пользовавшийся в ее среде особой любовью. Многие его песни распеваются еще поныне на колхозных полях во время коллективной работы. С ними выступали восставшие осетины в 1905, они сослужили большую службу в 1917. Каждый осетин знает и любит "Песнь солдата" и "Додой". Песня "Додой" бичует не только русское чиновничество на Кавказе, но и бьет по местным прислужникам русского царизма. В песне говорится:


"Горы родимые, плачьте безумно!


Лучше мне видеть вас черной золой.


Судьи народные, падая шумно,


Пусть вас схоронит обвал под собой.


Чье-нибудь сердце пусть тяжко застонет,


Горе народное, плача, поймет,


Пусть хоть один в этом горе потонет,


В жгучем страданье слезинку прольет.


Цепью железной нам тело сковали,


Мертвым покоя в земле не дают.


Край наш поруган, и нивы отняли,


Всех нас позорят и розгами бьют.


Мы раскололись, не знаем отчизны,


Скот разгоняет так бешеный зверь,


Где ж ты, наш пастырь? Для радостной жизни


Нас собери своим словом теперь.


Враг наш ликующий в бездну нас гонит,


Славы желая, бесславно мы ждем.


Родина-мать и рыдает и стонет...


Вождь наш, спеши к нам — мы к смерти идем"


(перев. А. Гулуева).


Но поэт-народник не видит, не умеет найти ясного исхода; отсюда — хотя К. для своей эпохи безусловно поэт революционный (в смысле национального освобождения) — националистические и даже мистические нотки в его творчестве. Это — результат известного раздвоения, неустойчивости социального бытия К. Отсюда и воспевание православия, внедрившегося в Осетию вместе с торговым капиталом, отсюда мистицизм и частые отступления от своих же идеалов. Творчество К. в наше время используется реакционными слоями национальной интеллигенции в своих интересах; ударение при этом делается на националистических мотивах поэзии К.


При этом реакционная интеллигенция стремится противопоставить К. молодой осетинской пролетарской литературе, идущей теперь путями, отличными от путей К., которые были естественны и неизбежны в его время у поэта-народника угнетенной страны.



Библиография: I. Стихотворения (на русск. яз.), 1895; Iron fœndyr (Осетинская лира), изд. 2-е, 1897 (изд. 4-е, Берлин, 1922); Дуня, Комедия (на русск. яз.); Плачущая скала, Осетинская легенда, журн. "Горская мысль", 1922, № 3; "Избранный Коста", Цхинвали, 1926.


II. Гаддиев Ц., Коста Хетагуров, певец осетинской горской бедноты, "Изв. Осетинского научно-исследовательского ин-та краеведения", вып. II, Владикавказ, 1926, VI; Коцоева М., Коста Хетагуров — поэт Осетии, журн. "Революция и горец", Ростов-на-Д., 1930, № 3.



И. Абаев и К. Фарнеев.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
178.11 кб

Рассказы о Коста

Торчинов Т. Г.
Читать PDF
163.25 кб

Трудовые свершения жителей села Коста Хетагурова Карачаево-Черкесской Республики в годы Великой Отеч

Кулаев Чермен Степанович
Актуальность и научная значимость проблемы исследования хозяйственно-экономической жизни населения Карачаево-Черкесии очевидны в сфере новых задач и требований современной исторической науки.
Читать PDF
69.70 кб

Воздействие творчества и духовного облика Коста Хетагурова на развитие осетинской музыки

Батагова Татьяна Эльбрусовна
В статье рассматривается воздействие личности и творчества основоположника осетинской литературы К. Л.
Читать PDF
258.98 кб

Эстетика этнопедагогического наследия Коста Хетагурова

Дзуцова Елена Константиновна
Читать PDF
719.42 кб

Фатум Фатимы (о конфликтной основе поэмы Коста хетагурова «Фатима » в аспекте идеологии горского про

Хугаев Ирлан Сергеевич
Раскрывается конфликтное содержание драматической поэмы основоположника осетинской литературы К.Л.
Читать PDF
101.65 кб

Эстетический мир и концепция жизни а поэме коста Хетагурова"Фатима"

Ахмедова Р. А.
Читать PDF
673.26 кб

Коста Хетагуров. Осетинская лира

Дзантиев А.
Читать PDF
277.74 кб

Между Невой и Кедроном: лиро-эпический хронотоп Коста Хетагурова

Хугаев И. С.
Читать PDF
136.00 кб

Казус Коста (интимный дискурс русскоязычной лирики Коста Хетагурова)

Хугаев И. С.
В статье рассматривается категория «личного», связанного с образом Женщины, и вопросы ее корреляции с «гражданским» направлением в русскоязычной лирике основоположника осетинской литературы К.Л. Хетагурова.
Читать PDF
178.23 кб

Башня Коста

Дзасохов М. С.
Читать PDF
99.42 кб

Творческое наследие Коста Хетагурова в академическом пространстве Санкт-Петербурга

Баженова Н. М., Колпакова Н. В., Скворцова О. В.
Читать PDF
1.49 мб

Наследие и образ Коста в литературной критике Нафи Джусойты

Белоус Л.В.
В статье предлагается рассмотрение основных аспектов хетагуроведения в литературно-критических работах Нафи Григорьевича Джусойты; выявляется характер отношения исследователя к творческому наследию и личности Коста, его рекомендац
Читать PDF
0.00 байт

«Евангелие» от Коста: идейно-эстетическая концепция поэмы К. Л. Хетагурова «Се человек»

Хугаев И.С.
В статье дается очерк идейного и художественного содержания поэмы Коста Хетагурова «Се человек»: выявляется концепция образов Христа, Пилата, Учеников, Толпы; рассматривается мера революционно-просветительской тенденции, композици
Читать PDF
0.00 байт

О типе религиозности Коста Хетагурова: "ныстуан" ("заповедь")

Салбиев Тамерлан Казбекович
Свойственное религиозности Коста Хетагурова непротиворечивое совмещение осетинской традиционной религии и христианства рассматривается в статье как особый тип, получающий свое обоснование в рамках учения «диалогизма» М.М.
Читать PDF
0.00 байт

Несколько соображений о переводе «Осетинской лиры» Коста на итальянский язык

Томеллери Витторио Спрингфилд, Микеле Сальватори
B статье рассматривается вопрос о переводе «Осетинской лиры» Коста Хетагурова на итальянский язык.

Похожие термины:

  • Коста–Рика, 1995. Команде Вивиана Гальярда

    1743–1793) – один из вождей якобинцев. С сентября 1789 г. издавал газету «Друг народа». Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая–2 июня 1793, отнявшего власть у жирондистов. Убит Ш. Кор
  • КОСТА Антонио Де

    Португальский гитарист и композитор. Родился в Онорто в 1714 году. В книге "Португальские музыканты. Биографии" (Онорто 1870 г.) Васконяльоса говорится, что Коста был хорошим гитаристом, выступавшим в В
  • КОСТА Артидоро

    Современный бразильский гитарист–любитель. Исполнение его отличается чистотой и хорошим вкусом, он выступает только на концертах для узкого круга, в некоторых обществах – товарищей по оружию, т.
  • ПАРТИЯ НАРОДНЫЙ АВАНГАРД КОСТА-РИКИ

    ПНА) - создана в июне 19311, до 1943 называлась Коммунистич. партией. На состоявшейся 16 июня 1931 конференции, к-рая носила характер учредительного съезда, были приняты Устав и Программная декларация парт
  • НАРОДНЫЙ АВАНГАРД КОСТА-РИКИ

    встречающееся в литературе название Партии Народный авангард Коста-Рики.
  • КОСТА Эктор Т

    Уругвайский гитарист, живший в Монтевидео в 20 гг. нашего века. Коста – из плеяды знаменитых гитаристов этой страны наряду с Конрадо Р. Кочем, Р.А. Маскаро Райсигом, Исайасом Савио, Абелярдо Родригес
  • Хетагуров, Коста Леванович

    [03(15)10.1859—19.03(01.04).1906] — осетинский поэт и мыслитель. Окончил Ставропольскую гимназию (1881), учился в Петерб. академии художеств. Его мировоззрение сформировалось под влиянием идей рус. революц. демок
  • КОСТА И УГАС Хосе

    Испанский композитор и гитарист. Родился в 1827 году. Гитарой занимался с каталонским преподавателем Буэнавентурой Бассолсом. Педрель пишет: "Ранним утром 26 мая 1881 г. душа дона Хосе Коста Угаса остав
  • КОСТА-И-МАРТИНЕС

    Costa y Martinez), Хоакин (14.IX.1846 - 8.II.1911) - исп. обществ. деятель, один из наиболее видных представителей "поколения 1898 г." (распространенное назв. группы ученых и писателей, искавших пути экономич. и политич. в
  • КОСТА Онорито

    Известный гитарист и композитор. В 1820 году дал несколько концертов в Вене. Его опус 9 посвящен г–ну Доминику де Косте и включен в каталог лейпцигского издательства Листа и Франке (стр.475, 1924 год). Упо
  • Коста-Рика

    Коста-Рика (Costa Rica), гос-во в Центр. Америке, открыто Колумбом во время его 4-ой экспедиции в Новый Свет в 1502 г. Постоянные поселения колонистов появились здесь только в 1564 г., когда Хуан Ва-скес де Коро