Костища в Прикамье

Найдено 1 определение
Костища в Прикамье
оригинальные культовые пам. гляденовской культуры - II в до н.э. - IV в. н.э. В наст. время изв. 14 святилищ типа костищ. Тер. их распространения совпадает с ареалом распространения гляденовской культуры. Традиционно костища распределяются на две хронологические группы: раннюю (Гляденово, Юго-Камск) и позднюю (т.н. "малые" костища типа Гаревского). В.Ф.Генинг поздние костища и синхронные им пам. выделяет в особую гаревскую культуру. Р.Д.Голдина склонна относить поздние костища к ломатовской культуре. Ранние костища расположены на площадках ананьинских городищ (ананьинская культура). Поздние - на мысах (Останинское, Панкрешихинское), на вершинах холмов (Гаревское, Усть-Туйское) и их склонах (Ильинское), на высоких коренных берегах рр.(Слепушка, Ломотино). Стратиграфия костищ очень сложна и представляет собой мощные напластования сырых и пережженных костей, костного пепла (0,5-1,5 м), концентрация к-рых обычно наблюдается в ц. жертвенных мест. На площадках костищ выявлены сооружения культового характера - вымостки из галечника, серповидные и прямые канавки, глинобитные прокаленные площадки, скопления песчаниковых плит, выкладки черепов жертвенных животных, столбовые и жертвенные ямки. Возле культовых сооружений собраны бусы, медные и бронзовые украшения, железные и костяные наконечники стрел, зооморфные и антропоморфные фигурки, вотивные модели орудий труда, столовая посуда и жертвенные чаши. Одной из спорных проблем является вопрос о назначении костищ. Большинство иссл. считали их жертвенными местами (А.Е.Теплоухов, А.А.Спицын, Н.Н.Новокрещенных, А.П.Смирнов, Ю.А.Поляков). В.Ф.Генингом и В.А.Обориным высказано мнение, что костища являются коллективными могильниками с трупосожжениями гляденовской культуры. Возникнув в самом нач. гляденовской эпохи (III-II вв. до н.э.), костища наиб. интенсивно функционировали в первых вв. I тыс. н.э., прекращая свою деятельность с наступлением харинской эпохи (харинская культура) в конце IV-V вв. н.э. Материалы костищ являются источниками по изучению духовной культуры и религиозных представлений древнепермского нас. в эпоху раннего железного века.    Лит.: Теплоухов А.Е. О доисторических жертвенных местах на Уральских горах // Записки УОЛЕ. Т.6. Вып. 1. Екатеринбург, 1880; Новокрещенных Н.Н. Гляденовское костище // Труды ПУАК. Вып. XI. Пермь, 1901; Спицын А.А. Гляденовское костище // ЗРАО. Т. XII. Вып. 1-2. СПб, 1901; Смирнов А.П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья // МИА, 1952. № 28; Генинг В.Ф., Этническая история Западного Приуралья на рубеже нашей эры. М., 1988; Поляков Ю.А. Итоги изучения памятников гляденовской культуры в Верхнем и Среднем Прикамье // УЗ Перм. ГУ, 1967. № 148: Голдина Р.Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск, 1985.    Мельничук А.Ф.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000