[1901—1930] (псевдоним Александра Мартыновского) — критик и публицист; происходит из революционной социал-демократической семьи. Род. в царской тюрьме. В 1919 при деникинской диктатуре молодой К. был в числе организаторов большевистского подполья в Одессе. Он создал подпольную типографию, возглавлял один из повстанческих отрядов и участвовал в одесском партийном руководстве. На первом этапе восстановления Донбасса К. как секретарь Луганского окружкома КП(б)У много сделал для поднятия топливного хозяйства и металлургии. Следующие этапы его работы — руководство киевской "Пролетарской правдой" и активнейшее сотрудничество в харьковском "Коммунисте". Здесь в борьбе за партийную линию К. проявил большой талант и страстный темперамент большевика-журналиста. Но его уменье творчески и напористо строить газету и личные способности публициста получили полное развитие позже в период трехлетнего руководства К. "Комсомольской правдой". Однако участие К. в "левацких" выступлениях группы Л. Шацкина — Б. Ломинадзе — Я. Стэна повело к некоторым искривлениям линии "Комсомольской правды", за что К. в конце 1928 был снят с поста редактора. Впоследствии К. признал свои политические ошибки. В 1929 К. редактировал журнал "Молодая гвардия" (см.). После перерыва, вызванного болезнью, он создал новый тип журнала, посвященного зарубежной жизни ("За рубежом"). В сентябре 1930, находясь в отпуску, К. заболел скарлатиной и, истощенный астмой, не смог побороть болезни.
Уже в "Комсомольской правде" К. уделял большое внимание классовой борьбе на культурном фронте. Вслед за критикой нерешительного в 1928—1929 руководства Главискусства К. выступил с рядом статей и докладов, лозунгом которых было превращение Наркомпроса в комиссариат культурной революции. Сравнительно небольшое литературное наследие его критических статей направлено на уяснение тех путей, которыми должна развиваться пролетарская литература, чтобы не отставать от теоретических и практических потребностей пролетариата и его партии. К. разоблачил социальный смысл попыток превратить Чехова в революционера (ст. в "На литературном посту", 1929, IX), дав при этом четкую характеристику творчества величайшего выразителя интеллигентского бездорожья. К. один из первых поставил вопрос о типе коммуниста в нашей литературе ("Молодая гвардия", 1929, № 1).
В статьях "Проблема моей свояченицы" и "Бригада Ермилова на пути в Рим" ("Литературная газета") Костров подверг критике установки на "живого человека", "непосредственное впечатление", "действенный самоанализ" и "психологический реализм", дав тем самым толчок к развертыванию дискуссии о творческом методе современной пролетарской литературы.
Э. Л.
{Лит. энц.}