КОСТЁНКОВСКО-БОРШЕВСКИЙ РАЙОН
КОСТЁНКОВСКО-БОРШЕВСКИЙ РАЙОН
распространения верхнепалеолитических памятников — уникальное явление в мировой практике изучения каменного века, расположен в среднем течении р. Дон, в районе г. Воронеж. Исследуется более ста лет, в его изучении принимали участие практически все виднейшие русские и советские палеолитчики, геологи, палеонтологи и представители смежных специальностей. Всего в районе сел Костенки и Боршево насчитывается 24 памятника эпохи верхнего палеолита, 10 из них многослойные. Таким образом, на небольшой территории исследованы остатки не менее 60 стоянок. Все эти памятники группируются в различные по характеру археологические культуры, часто сосуществовавшие. 4 хронологические группы памятников обусловлены их положением в хорошо изученной стратиграфической колонке. Практически все памятники района, за исключением Боршева 1–4, относятся к ранней и средней поре верхнего палеолита, т.е. до 15-го тысячелетия, Боршево 1–2, 3–4? — к поздней поре. На памятниках К.-Б. р. открыто четыре погребения неоантропов, отличающиеся особенностями погребального обряда и характером могильных сооружений. Исследовавший их видный антрополог Г.Ф.Дебец отмечал принадлежность к разным расам, таким образом подтверждая, что памятники К.-Б. р. оставлены племенами разного происхождения. 1. Костенки XV — сидячее погребение ребенка, совершенное в глубокой погребальной камере под полом жилища. Погребенный сидел на специальном глиняном сиденье, окрашенном охрой. Погребальный инвентарь многочислен — это более 70 изделий из камня, костяные клинок, наконечники и иголки, богато украшенный сверлеными зубами песца головной убор. Камера сверху была перекрыта крупными костями мамонта. 2. Костенки XVIII — детское погребение, совершенное в грунтовой яме, перекрытой костями мамонта; погребенный лежит в позе спящего. 3. Костенки XIV — погребение в овальной грунтовой яме молодого мужчины, обильно окрашенного охрой; поза — сильно скорченная (инвентарь отсутствовал). 4. Костенки II — погребение взрослого мужчины, помещенное в специальную погребальную камеру из крупных костей мамонта, пристроенную к стенке жилища. 1-я хронологическая группа памятников. Стрелецкая верхнепалеолитическая культура представлена на памятниках Костенки VI (5-й слой) и Костенки XII (3-й слой). Кремневая индустрия характеризуется обилием нуклеусов параллельного снятия, широко представленной двусторонней обработкой, обилием мустьерских типов изделий. Здесь мало резцов, но много скребков, отсутствует микроинвентарь, неизвестны изделия из кости и предметы искусства, специфический культуровыделяющий тип — треугольные наконечники с выемкой в основании; исследованные жилища — легкие, наземные, округлой формы, с очагом в центре. Спицынская археологическая культура представлена памятниками Костенки VII (2-й слой), Костенки XII (1-й слой). Кремневая индустрия характеризуется правильной призматической техникой раскалывания, полным отсутствием мустьерских форм и двусторонней обработки. В инвентаре преобладают резцы, много костяных изделий — в основном лощила, шилья. Для украшений использовались кораллы, белемниты. Жилища на исследованных памятниках отсутствовали. 2-я хронологическая группа памятников. Стрелецкая культура на этом этапе представлена памятниками: Костенки XII (1а слой), Костенки XI (5-й слой). Городцовская культура представлена памятниками Костенки XIV, XV, XVI. Кремневая индустрия характеризуется использованием пластин и отщепов в качестве заготовки, в инвентаре встречаются скребла и остроконечники, мало двусторонне обработанных форм, много долотовидных орудий и разнообразных острий, отсутствуют пластинки с притупленным краем, характерны треугольные и многолезвийные скребки, разнообразны изделия из кости: среди них веслообразные лопаточки, шилья, острия, иглы с ушком, игольник, украшения из просверленных зубов, форма жилищ пока неизвестна (табл. 4, 7). Тельманская культура представлена на памятнике Костенки VIII (2-й слой). Кремневая индустрия характеризуется использованием правильной призматической пластины в качестве заготовки, мустьерские формы отсутствуют, в инвентаре преобладают миниатюрные острия и микропластинки с притупленным краем, много резцов и скребков, пластин с выемками (табл. 4, 10). Среди костяных изделий представлены лощила, веретенообразные острия. Украшения и предметы искусства неизвестны. Весь облик кремневой и костяной индустрии тельманской культуры несет печать глубокого своеобразия. Жилища округлой формы, легкие, наземные отличаются большой площадью. 3-я хронологическая группа памятников. Наиболее интересным в этой группе является памятник Костенки IV, он двуслойный, каждый слой имеет собственную культурную принадлежность, не имеющую аналогов в К.-Б. р. Для нижнего слоя характерны шиловидные и зубчатые формы, для верхнего — листовидные острия. Также различаются украшения и предметы искусства: для нижнего характерны украшения из зубов животных и раковин, для верхнего — орнаментированные костяные изделия и разнообразные антропоморфные и зооморфные фигурки из мергеля. В нижнем слое исследованы длинные углубленные жилища с рядом очагов по центральной оси, считающиеся большими родовыми домами. В верхнем — округлые углубленные жилища с очагом и ямками-хранилищами в полу. 4-я хронологическая группа памятников. Костенковско-авдеевская культура (Костенки I, XIII, XIV, XVIII, Авдеево под Курском и т.д.) входит в т.н. костенковско-виллендорфское единство, т.е. круг памятников или культур верхнего палеолита Центральной и Западной Европы, объединенных рядом общих черт в материальной и духовной культуре. Для нее характерны своеобразные жилые комплексы, которые сочетают в себе открытые жилые площадки с рядом очагов по длинной оси, окруженных спальными землянками и ямами-хранилищами. В кремневом инвентаре выделяются наконечники с боковой выемкой, ножи костенковского типа с обушком, разнообразные резцы, сверла, проколки, пластины с ретушью, листовидные наконечники. Здесь много прекрасных изделий из кости и бивня, богато орнаментированных. Среди многочисленных произведений мелкой пластики из кости и мергеля наиболее распространены антропоморфные и зооморфные фигурки (табл. 4, 11).
Источник: Археологический словарь. 1990