КОТЕЛЬНИКОВ Евлампий

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КОТЕЛЬНИКОВ Евлампий
дон.) - рожд. ок. 1770 г., ст. Верхне-Курмоярской; есаул и автор "Статистического описания В. - Курмоярской станицы". Будучи офицером, К. принадлежал к числу людей "ищущих правды Божией" и потому начальники считали его беспокойным, неуживчивым и даже опасным. Попав в немилость, он в 1805 г. был разжалован в рядовые, но после Наполеоновских войн восстановлен в чинах. Вернувшись на Дон, К. примкнул к секте Духоносцев и имеете с дочерью Марией (по мужу Кустовой) стал одним из главных ее вдохновителей и проповедников, в 1817 г. "за вредные толки о вере" и "за публичное поношение и порицание священников присужден к четырем годам заключения. Отбив его, не отказался от своих убеждений и в последующие годы, наравне с другими донскими Духоносцами перенес преследования и ссылку в Олонецкую губ. Оттуда командирован в полк на Кавказскую Линию, но в 1824 г. был снова арестован и одновременно с дочерью отбывал заключение в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях. В 1826 г. сослан в Соловки. Здесь не выдержал одиночного пребывания в подвальной темнице мона­стыря, сошел с ума и вскоре умер.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Котельников, Евлампий

— есаул войска Донского, основатель секты духоносцев. В 1805 г., за разные проступки, был лишен чинов; в 1815 г. эти чины были возвращены ему, но в 1817 г., за публичное порицание в церкви местных священников и за вредные толки о вере, снова предан суду, четыре года содержался под стражей в Новочеркасске; в 1824 г. был взят в СПб., но отпущен; в 1825 г. снова взят в СПб. и находился на испытании у известного архим. Фотия, после чего посажен в Шлиссельбургскую крепость, вместе с замужней дочерью; в 1826 г. сослан в Соловецкий м-рь, где сошел с ума и умер. По объяснениям дочери его, Марии Кустовой, последователи учения К., услышав о предпринятом библейским обществом издании Библии на всех языках земного шара, вообразили, что вновь наступило время апостольское, и что каждый должен быть апостолом. Так как апостолы обладали чрезвычайными дарованиями св. Духа, то и они стали стремиться к тому же посредством изнурительных постов, беспрестанных молитв и бдений. При этом они приходили в исступление; им виделись ужасы ада и блаженства рая. Они чувствовали себя в состоянии творить чудеса посредством какого-то присущего им "электрицизма". Они приписывали себе способность угадывать мысли других, даже отсутствующих, считали себя достигшими высшего совершенства и, боясь потерять его, укрепляли себя еженедельным причащением, к чему побуждало их также убеждение в близости конца мира. Так как причащаться еженедельно в церкви им было невозможно, то они употребляли собственное причастие из хлеба и вина. Кроме апокалипсиса, который они изучили особенно подробно, они читали сочинения Бема, Штиллинга и других старых и новых мистиков, имевшихся в русских переводах. В бытность свою на Дону К. составил статистическое описание "Верхней Курмоярской станицы" (напеч. в "Чтениях Моск. Общ. Истории", за 1863 г.). Подробнее о нем см. "Русский Архив", 1868 г.; Пыпин, "Библейская секта двадцатых годов" ("Вестник Европы").



Н. Бв.


{Брокгауз}





Котельников, Евлампий


казак, составитель "историч. свед. о Курмоярской станице", напеч. 1863 г. в "Чт. О. И. и др. рос.".


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Похожие термины:

  • Котельников, Евлампий Никифорович

    — донской казак, основатель секты духоносцев, род. в 1774 или 1775 г., ум. между 1852 и 1855 г. Отец его был станичным писарем в Верхне-Курмоярской станице. Е. Котельников начал службу в 1789 г., в 1800 г. был уже еса
  • Котельников, Евлампий Пикифорович

    историк и богослов, р. 1774 (или 1775), с. станичного писаря, донской казак, есаул, † между 1852 † 1855. {Венгеров}