(по мужу Экскузович) [1873 (в нек-рых источ. 1882, 1888), местечко Аджашка Елизаветград. губ., ныне Кировоград. обл. — 1.1.1950 (в нек-рых источ. 1951), Ленинград] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица и педагог. Засл. арт. Республики (1924). Жена И. Экскузовича. Приемный отец К. был священником. Училась в Одесском епархиальном уч-ще. С восьми лет пела в церковном хоре. С 13 лет обучалась пению у Ф. Левицкого, в 1901 — 06 — в Петерб. конс. (кл. К. Ферни-Джиральдони, затем С. Цехановской). Впервые выступила в концерте в 1901, на оперной сцене дебютировала в 1903. В 1906—08 выступала в Киев. опере (антр. М. Бородая), в 1908 — 28 солистка петерб. Мариинского т-ра (позднее Ленингр. т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова). Гастролировала в Москве — в Большом т-ре (1909, 1911, 1923) и в Опере С. Зимина (1926). Обладала редким по красоте голосом теплого тембра, хорошей вокальной школой и артистизмом исп. Создала ряд глубоко трогательных женских образов. 1-я исп. в Мариинском т-ре партии Эммы ("Хованщина").
Лучшие партии: Антонида, Людмила, ("Руслан и Людмила"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Марфа ("Царская невеста"), Волхова, Снегурочка, Татьяна, Миньон, Мими ("Богема"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Маргарита (Фауст"), Эльза ("Лоэнгрин"). Др. партрии: Ольга ("Русалка" А. Даргомыжского), Ксения ("Борис Годунов"), Ольга Токмакова; Эвридика, Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Марцелина ("Фиделио"), Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Мария ("Царь и плотник"), Джильда, Недда, Микаэла, Принцесса Евдоксия, Паж Урбан, Воглинда ("Гибель богов"). Партнеры: П. Андреев, Н. Большаков, Г. Боссе, И. Ершов, Е. Збруева, А. М. Лабинский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин. Пела п/у М. Голинкина, А. Коутса, Э. Крушевского, Э. Купера, Н. Малько, Ф. Мотля, Э. Направника, А. Никиша, Д. Похитонова, С. Самосуда.
Неоднократно выступала в симф. концертах РМО, в составе петерб. вокального квартета, в камерных концертах А. Зилоти (с романсами А. Даргомыжского "Шестнадцать лет", "Ты скоро меня позабудешь", "Я все еще его люблю"), в концертах "Общества кружка друзей камерной музыки", Павловского вокзала, Ленингр. филармонии (где исп. сольную партию в Мессо h-moll И. С. Баха п/у О. Клемперера), зале Академической капеллы (с циклом песен народов СССР и сольными партиями в ораториальных произв.). В годы революции участвовала во многих концертах для бойцов Красной Армии. Вместе с С. Кусевицким гастролировала с концертами по городам Поволжья; в 1924 концертировала за границей.
Искусство К. высоко ценили А. Глазунов, Б. Асафьев, Н. Малько, А. Нежданова, Ф. Шаляпин (певец подарил ей свой автопортрет), Е. Ольховский, Н. Черкасов, Е. Мравинский писал о ней: "Певица блестящего вокального мастерства, теплого лирического дарования, она является, прежде всего, большим и талантливым музыкантом исключительной тонкости и глубины" (1947).
С 1928 вела пед. деят-сть в ГАТОБе, в 1941 — 46 — моск. Большом т-ре.
Записывалась на грампластинки (св. 30 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1909—12; "Одеон", 1910); нек-рые архив. записи певицы — в ГЦММК, ГЦТМ.
Соч.: Автобиографические записки (рук.) — в ЛГТМ.
Лит.: М. В. Коваленко (К ХХ-летию артистической деятельности) // Еженедельник академических театров. 1924. № 13. С. 11; Сегодняшний юбилей М. В. Коваленко // Ленингр. правда. 1924. 17 мая; М. В. Коваленко. (Некролог) // За сов. искусство. 1950. № 1. С. 4; Архив. записи певицы — в ГЦММК, ГЦТМ.