Ковалев, Александр Митрофанович

Найдено 1 определение
Ковалев, Александр Митрофанович

(р. 22.05.1923) — спец. в обл. полит. и соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Милославичи Климовичского р-на Белоруссии. Окончил филос. ф-т МГУ (1949), асп. того же ф-та (1952). С 1952 — на филос. ф-те МГУ: преп., доц., проф., в 1962—1992 — зав. кафедрой теории науч. коммунизма и зав. отделением науч. коммунизма, в наст. вр. — проф. кафедры полит. процессов в России. Канд. дисс. — "Ленинско-сталинская теория социалистической революции и ее значение для борьбы народных масс за демократию и социализм" (1952). Докт. дисс. — "Ленинская теория социалистической революции и современность" (1963). С 1969 К. — гл. ред. ж. "В. МГУ", сер."Теория научного коммунизма" (ныне "Социально-политические исследования"). Сост. (совм. с Н. Н.Филипповой) хрестоматии для вузов "Основы научного коммунизма" (В 2 ч. М., 1964). К. — заслуженный деятель науки РФ. Заслуженный проф. МГУ. Осн. предмет науч. иссл. К. — закономерности обществ. развития. В отличие от традиц. представлений о том, что основой развития об-ва являются соц. условия, способ производства материальных благ, разрабатываемая К. концепция предполагает рассмотрение способа производства обществ. жизни как своеобразного единства способа производства собственной жизни (производства человека, способа производства материальных благ, производства вещей и соц. условий), а также природной среды, в к-рой функционирует об-во. Это позволяет представить соц., демографические и экол. процессы в их единстве и положить в основу не условия, а человека. Концепция способа производства обществ. жизни, как считает К., позволяет анализировать процессы обществ. развития с позиций единства цивилизац. и формац. подходов, показывая, что одна и та же цивилизация может воплотиться в разл. обществ. формациях. На основе такого единства К. рассматривает особенности совр. цивилизации, судьбы и перспективы развития России. В посл. время К. обратился к рассмотрению наиболее общих законов мироздания. Он стремится показать, что осн. законы, к-рыми оперирует совр. филос., в т.ч. и известные три закона диалектики, выступают частным случаем до сих пор неизвестных более общих фундам. законов природного мира и тем самым представляют лишь часть полной картины. В своих трудах К. попытался обосновать такие наиболее общие законы, свойственные природному миру. Действ. чл. Меж-дунар. славянской академии.



Соч.: Полная и окончательная победа социализма в СССР. М., 1959; Марксистско-ленинская теория социалистической революции и современность. М., 1967; Теория мирового революционного процесса. М., 1975; Общество и законы его развития. М., 1975; Некоторые актуальные проблемы теории научного коммунизма. М., 1979; Диалектика способа производства общественной жизни. М., 1982; Что же такое социализм. М., 1991; Целостность и многообразие мира. (Т.1). М., 1996; Собственность, власть, политика. [В соавт.]. 1996; Россия на пороге XXI века. [В соавт.]. М., 1998; Изменяющийся и самоорганизующийся мир. (Т.2). М., 1999; Человек—продукт природы и основа социума. (Т. 3). М., 2000; Общество — развивающийся организм. (Т. 4). М., 2000.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008