Ковалевский, Петр Евграфович
(16.12.1901—04.05.1978) — историк, соц. и религ. мыслитель, исследователь рус. эмиграции. Род. в Петербурге. Покинул Россию в 1920. Окончил Сорбонну в 1925. Д-р ист.-филол. наук (1926). Преподавал во франц. лицеях, Богословском ин-те в Париже, Ин-те св.Дениса, в Рус. науч. ин-те в Сорбонне. Рук. Рус. студенческого христ. движения. Активный участник церковной обществ. жизни рус. Парижа. Автор более 200 статей в рус. и франц. изд. Опубликовал (1943) "Синтез русской истории" и ист. библиографию, к-рые выдержали 5 изд. В 1948 вышел его "Курс русской истории", принятый в качестве руководства по изучению рус. истории во многих вузах Зап. Европы. В 1961 К. издал большой "Исторический и культурный Атлас России и славянских стран", а в 1970 — "Историю России и СССР". К. разработал собственную систему истории рус. народа между 489 и 989 годами, основываясь на параллельном изучении событий на востоке и на западе Европы. Эта схема, отодвигавшая начало истории рус. народа на 5 веков назад, была опубликована в "Историческом пути России" (1943) и принята впоследствии многими специалистами. К. внес также большой вклад в изучение "норманнской проблемы", на основании источников установив связь между событиями на западе Европы в сер. IX в. и появлением в России Рюрика, а также его возвращением на Запад. Известны иссл. К., посвященные княгине Ольге, расцвету рус. культуры XI в., "рус. Возрождению XIV в.", св. Сергию Радонежскому. К. — автор кн. "Зарубежная Россия", рассказывающей об истории, культурно-просветительской работе рус. Зарубежья в течение полувека (1920—1970). Кн. эта оценивается как "полная летопись творч. мысли" рус. эмиграции. Написал также ряд работ на религ. и филос. темы.
Соч.
:
Manuel d´Histoire Russe. P.,
1948;
Исторический путь России. Париж,
1949;
La dispersion Russe. Chauny,
1951;
Род Ковалевских. Париж,
1951;
-Наши достижения. Мюнхен,
1960;
Atlas Culturel et Histo-rique de la Russie et du Monde Slave. Париж,
1961;
Русские ученые зарубежом // Возрождение. 1955. № 44. 1956. № 56;
Духовный кризис римского католичества // Там же. 1969. № 215;
Ленин и русская культура // Там же. 1969. № 214;
Христианство,
атеизм и современность // В. РСХД. 1969. № 94;
Русские социологи // Возрождение. 1970. № 227;
Письма Владимира Соловьева // Там же. 1971. № 230;
Histoire de la Russie et de I´URSS. Париж,
1970;
Зарубежная Россия. Париж,
1971 (
Ч.2 — 1973)
.
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
КОВАЛЕВСКИЙ Петр Евграфович
16.12.1901, Петербург - 4.5.1978, Париж) - историк, библиограф. Сын Е.П.Ковалевского, члена ученого комитета министерства народного просвещения, председателя комиссии по народному образованию Государственной думы. Среднее образование получил в училище при Реформатских церквах в Петербурге по классическому греколатинскому отделению. В селе Ютановка Воронежской губернии началась его церковная работа: прислуживание, пение и чтение в церквах. Участвовал в 1918в Петрограде в устройстве встречи патриарха Тихона. Различные послушания исполнял в Харькове в Покровском монастыре (1918-19), в Спасской церкви в Симферополе и на Андреевском подворье в Константинополе (1919-20).
В феврале 1920 вместе с родителями эмигрировал во Францию. В июле 1920 выдержал экзамен в Комиссии при бывшем Российском посольстве, утвержденный французским министерством народного просвещения и получил аттестат зрелости. В октябре того же года поступил на историко-филологический факультет Парижского университета. Прослушал курсы французского и древних языков, затем на отделении новых языков - курсы русской литературы и русского языка (у профессора Э.Ольмана), русской народной поэзии (у профессора Н.Кульмана), истории христианства в России (у профессора А.Картошево), истории французского языка. Средства на жизнь давало репетиторство. В июле 1922 получил диплом Парижского университета и по рекомендации Русской академической группы был оставлен на кафедре русского языка и словесности. Кроме историко-филологического факультета, слушал лекции и работал отдельно с профессорами Русского юридического факультета при Парижском университете. Был слушателем русских высших педагогических курсов и русских богословских курсов в Париже.
В 1924-25 писал докторскую диссертацию. Одновременно учился в Школе восточных языков. 30.1.1926 защитил диссертацию на степень доктора историко-филологических наук «Лесков, недооцененный бытописатель русской жизни» (опубл. в 1925). Преподавал латинский язык в только что основанном Православном Богословском институте в Париже, на Высших женских богословских курсах. С сентября 1926 по 1941 служил преподавателем русского языка, литературы, истории и географии России во французском государственном лицее «Michelet»; за 10 лет работы в 1936 получил похвальный лист от Парижского учебного округа. Осенью 1930 К. пригласили для чтения лекций по русской литературе на Русском историко-филологическом факультете при Парижском университете, ав 1934 -в славянский институт Женевского университета для прочтения лекций о Лескове и Мельникове-Печерском. Начиная с 1935 по приглашению профессорских объединений читал лекции пофранцузски в Ажене, Бордо, Гавре, Дижоне, Лионе и Меце.
Наряду с преподавательской деятельностью, К. вел большую церковную, просветительную и общественную работу. С февраля 1920 принял на себя заведывание прислуживающими при Ниццских церквах, а в мае того же года был привлечен о.Иоаковом Смирновым к устройству прислуживания при Александро-Невском храме в Париже. 5.10.1921 по поручению архиепископа Волынского Евлогия принял на себя заботы по образованию архиерейского штата прислуживающих, устройству архиерейских служб и заведыванию церковной молодежью; был посвящен в иподиаконы. В 1921 он возглавил и все последующие 50 лет руководил работой первого православного Братства, основанного в Париже - Братства Св.Александра Невского, целью которого являлось привлечение зарубежной молодежи к работе в церкви, прислуживанию, пению и чтению в храмах и помощи разъездному духовенству.
Юношеские кружки и объединения за рубежом постоянно находились в поле его зрения.К. являлся членом краевого просветительного комитета при Союзе соколов, ав 1946краевым воспитателем, членом попечительского комитета организации витязей. Он читал для соколов и витязей лекции по литературе, истории, россиеведению: очерк истории сокольства и его деятельности за рубежом изложил в юбилейном издании «Русский сокол», вышедшем под его руководством. С 1930 К. посещал летние лагеря. По его инициативе создалось объединение организаторов лагерей молодежи для обсуждения общих нужд и координации просветительной работы.
Председательствовал на съезде русских юношеских организаций в августе 1936 вЛа Напуль, на юге Франции. В качестве секретаря организационного комитета принимал ближайшее участие в устройстве в Париже «Дней русской культуры для юношества и детей».
К. всемерно способствовал организации студенческого дела в Париже. С 1922 стал инициатором создания христианских и православных студенческих кружков, объединившихся в Русское студенческое христианское движение (РСХД). В 1924 и 1925 был делегатом от Франции на съездах движения в Праге, С 1924 по 1939 состоял председателем Национального студенческого союза во Франции. В 1929 студенческие организации в Париже объединились в Федерацию студенческих организаций, председателем которой был избран К. Кроме того, он был представителем Объединения русских эмигрантских студенческих организаций (ОРЭСО) на различных международных съездах и собраниях. С 1924 принимал участие в работе Центрального комитета по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей (Федоровский комитет) вначале как его член, а с 1926 по 1930 как его генеральный секретарь.
С июля 1925 К. состоял членом, а с марта 1933 - секретарем Русского эмигрантского комитета, объединявшего свыше 300 русских организаций во Франции: был генеральным секретарем Союза русских педагогов.
В годы 2-й мировой войны К. оставался в Париже, не прерывал чтения лекций в Православном Богословском институте. Продолжал начатую еще в 1934 работу по пересмотру курса русской истории с учетом данных истории языка, литературы, искусств, археологии, соотнесения отдельных этапов истории России с событиями, происходившими на Западе. Весной 1939 первая часть его работы под названием «Исторический путь России» была отпечатана на ротаторе и разослана всем специалистам по русской истории. Вторая часть, представляющая собой библиографию, которая составлялась летом 1944 в промежутках между воздушными тревогами и бомбардировками. После войны книга была доработана и переиздана (всего с 1939 по 1949 вышло 5 изданий). К.
завершил изложение истории России событиями гражданской войны, отметив, что становление СССР представляет собой еще не законченный исторический период. Что касается зарубежной России, то она, по мнению автора, является продолжением предреволюционного этапа русской истории и может рассматриваться как его завершение. В основе эволюции России, считал К., лежит борьба исконной самобытности с западничеством, поскольку Россия издревле находилась на рубеже двух миров и двух миропониманий, которые она синтезировала. Крен же в сторону чисто западной государственности и церковности или к национальной обособленности всегда приводил Россию к уклонению от исторического пути. В противовес евразийцам автор подчеркивал, что Россия всегда была страной озерно-речной и лесной, а не степной, и степь была для нее разорителем, распространение же на Восток - «народным и стихийным». В этой схеме автор сыскал место и эмиграции: культурное распространение России после объединения при Екатерине II пошло в XIX в. через литературу, в XX в. - через искусство и, наконец, через рассеяние.
В годы войны К. не прекращал и экуменическую деятельность, сосредоточившись на пропаганде религиозной терпимости; в декабре 1943 выступил за участие православных в «Неделе молитвы об единстве христианского мира», К. подготовил первое собрание с участием католиков и протестантов. В 1944 был избран генеральным секретарем Общеправославного комитета по экуменической работе. Установив по заданию митрополита Евлогия связь с Центральным комитетом «Недели молитвы» в Лионе (глава - аббат П.Кутюрье), К. в течение многих лет оставался официальным представителем православных в этой организации.
В 1947 он стал одним из инициаторов встреч между православными и католическими богословами.
После окончания войны по предложению издателя Г.Пайо К. написал университетский «Курс русской истории», который вышел в 1948и был принят как руководство во многих высших школах Западной Европы; за этот труд К. было присвоено звание лауреата французской Академии моральных и политических наук.К. читал лекции по русской духовной культуре на вечерних курсах при Богословском институте (1947-48) и в Центре изучения цивилизации и духовной жизни народов (1949, на франц.
яз.); по агиологии и истории русской церкви на Высших женских богословских курсах в Париже (1950-51) ив Православном институте Св.Дионисия (на франц. яз.). В 1966 стал деканом Православного института.К. приглашали университетские центры не только Франции, но и Бельгии, Германии, Вместе с профессором Католического института И.В.Пузино он основал в 1953 Парижский научный институт. В 1962 К.
возглавил Русскую академическую группу в Париже.
К. продолжал активно печататься. Им были опубликованы: «Краткая история русского рассеяния и его культурной роли» (1951, на франц.
яз.); «Краткая история рода Ковалевских» (1951-54, на рус. и франц.
яз.): «Культурный и исторический атлас России и славянских стран» (1961, на франц. и нем, яз.); «История Церкви. (Общая и русская)» (1958, на рус, яз.); «Св.Сергий и религиозная жизнь русского народа» (1958, 1969, на франц. яз.: 1962, на испан. яз.); работа по истории православного монашества (Лозанна, 1969). С 1954 являлся постоянным сотрудником католического журнала «Иреникон», в котором вел отдел библиографии исторических трудов: работал в газете и журнале «Возрождение», газете «Русская мысль», в «Церковном вестнике» и др.
Им были опубликованы серия статей о православных святынях Франции, ряд очерков по сравнительному богословию, по истории русского зарубежья и пр, Обострившееся давнее заболевание (туберкулез позвоночника) заставило К. в 1961-67 прекратить всякую работу. Лишь с 1968 он начал читать в Кенигштейне (Германия) лекции на ежегодных двухнедельных курсах для студентов и преподавателей русского языка. В 1970 ему поручили лекции во французском университетском Центре восточных языков (быв. Школе восточных языков) для дипломников и докторантов.
Много труда приложил К. для сохранения культурного наследия русского зарубежья. С начала 1960 входил в качестве генерального секретаря в комиссию по сбору материалов для «Золотой книги» русского зарубежья, возглавлявшуюся Д.Рябушинским. До своей болезни К. успел выпустить первую часть работы, озаглавленную «Наши достижения, роль русской эмиграции в мировой науке» (два изд. в Мюнхене, 1960-61). В 1962 был основан Комитет по изданию книги, во главе которого после смерти Рябушинского и обострившейся болезни К. встал князь Н.Трубецкой.
Позднее К. выпустил в Париже всеобъемлющий труд об эмиграции, ставший итогом многолетней работы - «Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека.
1920-1970» (1971; в 1973 вышел доп. вып., дораб, и испр.).
В 1968 К. стал председателем Общества охранения русских культурных ценностей, основанного Д.Рябушинским. Как товарищ председателя парижского Союза русских писателей и журналистов поддерживал тесные связи с литераторами-эмигрантами. На протяжении многих десятилетий напряженная самоотверженная работа К. была подчинена высоким целям - сохранению творческого потенциала эмиграции, преемственности исторического знания, культурных и национальных традиций в среде русского зарубежья. По словам З.Шаховской, не было «ни одного доброго начинания русской эмиграции с начала 20-х годов», в котором бы К. не принимал самого активного участия.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции