(по мужу Буйницкая-Козаковская) [1869 (в нек-рых источ. 1871), Витебской губ. — 20.9.1959, Ленинград] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано) и педагог. Род. в семье военного. В 1888—90 обучалась пению в Петерб. конс., затем на частных курсах B. Полянской, брала уроки пения также у И. Прянишникова и в 1896—97 — у З. Греннинг-Вильде. В 1897 шесть мес. совершенствовалась в пении за границей. В 1896—1901 и с 1905 (в нек-рых источ. до 1932) солистка петерб.-петрогр. Мариинского т-ра (дебютировала в партии Маргариты — "Фауст"). В 1901 гастролировала в т-ре "Ла Скала" (Милан). Обладала сильным, ровным, хорошо поставленным голосом обширного диапазона, сцен. темпераментом.
1-я исп. партий: Актеи, Призрака и Гвич-чиоли (все три — "Актея"), Терезы ("Последнее свидание"); в Мариинском т-ре — Лалла Рук ("Фераморс"), Росовика ("Гензель и Гретель"). Др. партии: Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ярославна ("Князь Игорь"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Лиза ("Пиковая дама"), Наталья ("Опричник"), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Татьяна, Кума Настасья, Купава, Кассандра, Беранжера; Валентина, Аида, Сантуцца, Недда, Венера, Зиглинда. Партнеры: Н. Большаков, И. Ершов, Г. Морской, М. Славина, А. Смирнов, Ф. Стравинский, М. Чупрынников, Ф. Шаляпин. Пела п/у Ф. Блуменфельда, Э. Крушевского, П. Шенка.
С 1894 выступала в концертах, в к-рых исп. произв. рус. композиторов, в т. ч. П. Чайковского.
С 1932 вела пед. деят-сть.
Лит.: Иллюстрированный спутник артиста Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — СПб., 1900. Вып. 1, 2. С. 5; Свиpиденко С. Вагнеровские типы трилогии "Кольцо нибелунга" и артисты Петербургской оперы. — СПб., 1908. С. 133; С. И. Танеев: Материалы и документы. — М., 1952. Т. 1. C. 158.